Фиксация нарушения видеокамерой рассматривается как неоспоримое доказательство вины, но это далеко не всегда так
Презумпция невиновности в России не распространяется на водителей, чьи нарушения были зафиксированы дорожными камерами. Приняв поправку в статью КоАП 1.5, депутаты по сути отменили необходимость устанавливать виновных. Они уверены, что техника никогда не ошибается. Но так ли это?
Мы с Григорием Шухманом, членом рабочей группы по разработке ГОСТ на средства фото- и видеофиксации нарушений, собрали наиболее абсурдные штрафы. Несмотря на их очевидную нелепость, многие автомобилисты были вынуждены заплатить, не сумев доказать в суде невиновность.
Сверхзвуковые автомобили
Поверили бы вы, что автомобили могут посоревноваться со сверхзвуковым истребителем в скорости? Но это документально зафиксированный факт. В Нижнем Новгороде Opel разогнался до скорости в 9699 км/ч. А в Орле автомобиль достиг 1418 км/ч. Конечно, такие абсурдные штрафы чаще всего отменяют.
Но чтобы заставить признать неисправность камеры в Химках, автомобилистам пришлось собирать митинг. В ходе проверки выяснилось, что камеры была неоднократно обстреляна из огнестрельного оружия и повреждена. Ее позже отключили, но большинству водителей пришлось заплатить штрафы.
Некорректные настройки
Согласитесь, сложно не нарушить скоростной режим, если разрешенная на участке дороги скорость - 0 км/ч. Именно такое ограничение было установлено несколько лет назад в Краснодаре.
Фотошоп в помощь
В Краснодаре автовладельцам долгое время приходили странные штрафы с камер, которые фиксировали нарушения скоростного режима. Сами автовладельцы утверждали, что ехали с разрешенной скоростью. В итоге фальсификаторы настолько обленились, что начали присылать вот такие постановления, где было указано две скорости: настоящая и фиктивная, которую пририсовывали в графическом редакторе.
После того, как к делу подключилась прокуратура, штрафной конвеер удалось остановить. Однако сотни тысяч фальсифицированных штрафов так и не были отменены.
Верхом на эвакуаторе
Дорожная камера анализирует кадр последовательно, начиная с его левого верхнего угла, который считается за начало координат. Поэтому, если вдруг в кадре оказывается два автомобильных номера примерно одинакового размера в пикселях, камера берет для распознавания и назначения наказания первый из них. Как правило, этим первым номером оказывается перемещаемый эвакуатором автомобиль.
Тень на плетень
Система компьютерного зрения устроена так, что она вычитает статичный фон и определяет после этого движущиеся в кадре объекты. Разумеется, делает она это по различию значений яркости пикселей. Если тень от автомобиля падает на дорогу, алгоритм может ошибочно распознать ее как часть автомобиля. Если настройки алгоритма, который вычитает статичный фон, агрессивно занижены, то автовладельцу приходит штраф за блик фар или за тень от его автомобиля.
Штраф за того парня
Когда рядом с машиной проносится мотоциклист, с точки зрения радара ваш автомобиль и мотоцикл могут оказаться одним целым, которое двигается с серьезным нарушением скоростного режима.
Поскольку фотографирование автомобиля может производиться не обязательно в той точке, где было зафиксировано нарушение, в «письме счастья» мотоцикла может не быть, а то, что вы не ехали 180 км/ч, почти невозможно доказать.
Неразрешимая дилемма
Наталья К. удивилась, получив штраф за то, что ее автомобиль был остановлен для проверки инспектором ГИБДД. Пока инспектор проверял документы, мимо проехал автомобиль ЦОДД, который зафиксировал нарушение правил остановки и стоянки. Наталья, конечно же, была уверена, что штраф отменят, но этого не произошло.
Аналогичная история произошла в 2016 году, ГИБДД даже проводила проверку этого инцидента. После огласки штраф удалось отменить.
Никогда не останавливайся
Москвичка Екатерина Беляева попала в ДТП, но получила штраф за нарушение правил остановки и стоянки. На фото видно, что она сидит рядом с колесом после аварии и пытается его поменять, но в МАДИ отказали в отмене штрафа и теперь идут суды.
Проклятье парковки
Многие парковки в Москве огорожены шлагбаумами. Огорожена и парковка на ул. Палиха, 2. Стоящие в очереди на въезд часто получают штрафы за нарушение правил остановки и стоянки.
Стояние в пробке наказуемо
Арсен М. получил абсурднейший штраф за стояние в пробке. Пробка была по направлению «прямо», а паркон ездил по левой полосе, которая предназначена для поворота налево. Арсен не стал перед новым годом обивать пороги чиновников, решив заплатить.
Кто главнее - регулировщик или камера?
Камеры пока не научились распознавать такие сложные дорожные ситуации, как наличие на дороге регулировщика, чьи указания противоречат сигналу светофора. В результате многие автомобилисты получили штрафы, которые практически невозможно обжаловать. Ведь по фотографии невозможно ничего понять, а сам регулировщик еле заметен.
Оштрафовать за секунду
Удивительные штрафы начали приходить московским таксистам, которые высаживали пассажиров около вокзалов. Две фотографии сделаны с разницей в 1 секунду.
Эпилог
До сих пор на порталах государственных услуг отсутствует кнопка «Обжаловать штраф» в соответствии со статьями 30.2 и 30.3 КоАП РФ. Есть только кнопка «Оплатить» или, как это сделано на портале Автокод, предоставлена возможность «отправить обращение» чиновникам в соответствии с 59-ФЗ. Однако тут кроется ловушка, так как обращение - это не жалоба. Закон прямо запрещает направлять жалобу в тот государственный орган, решение которого обжалуется. А сроки рассмотрения обращений в три раза превышают сроки, отведенные на обжалование по КоАП РФ, и если этот срок пропущен, то суд зачастую отказывает в его восстановлении. Ведь если заявитель (пусть даже и не по своей вине) перепутал 59-ФЗ и КоАП РФ, это не освобождает его от ответственности. Таким образом, написание обращений сродни игры в лотерею: никаких гарантий.
Постараться урегулировать вопрос в досудебном порядке возможно при помощи подачи заявления на бумаге. Можно направить заказное письмо с описью вложений, если, допустим, нарушение произошло в другом регионе (кстати, судиться вы будете там же). Другой вариант - вручить заявление дежурному инспектору: в свое рабочее время или в субботу. По моему личному опыту, стояние в очередях съест два часа выходного дня. Повторюсь: обжалований в удобной электронной форме по КоАП для автомобилистов не предусмотрено. А если учесть, как часто водителям отказывают в отмене очевидно нелепых штрафов, то складывается впечатление, что государство намекает нам на то, что сопротивление бесполезно.