Самосвалы на автопилоте и роботизированные бурильные машины тестируются уже во многих карьерах мира. В нефтегазовой индустрии роботы чинят газовые трубы, пролегающие глубоко под водой, а дроны инспектируют морские нефтяные платформы. О том, как высокие технологии меняют старую отрасль, рассказывает в своем обзоре Harvard Business Review.
Исторически в добыче полезных ископаемых главное было заполучить самые большие активы, поэтому в выигрыше были всегда нефтяные компании, контролировавшие огромные запасы сырья. Спрос на нефть рос вместе с развитием экономики, и все было хорошо. Сегодня ситуация сильно изменилась - спрос упал, не только из-за спада экономического роста, но и благодаря развитию возобновляемых источников энергии. Все это заставляет добывающие компании активно внедрять высокие технологии.
Открытие новых месторождений, которые раньше были недоступны, повышение эффективности самой добычи и риск-ориентированный подход в обслуживании можно сберечь компаниям $400 млрд к 2035 году, подсчитали в McKinsey Global Institute и HBR. Например, Rio Tinto на шахте Pilbara в Австралии снизила издержки на 40% благодаря частично самоуправляемым самосвалам. Морские нефтяные и газовые платформы бурят на глубине более 3 км, в 6 раз глубже, чем в 1980-е. А Statoil использует подводных роботов для починки газовых труб, вместо водолазов.
Вскоре изменится и состав рабочей силы - в сырьевой отрасли появится больше вакансий, связанных с анализом данных, статистикой и машинным обучением. Через 10 лет нефтегазовые компании будут нанимать больше аналитиков с кандидатской степенью, чем геологов. А нынешние инженеры благодаря автоматизации смогут сосредоточиться на более сложных задачах.
В современном мире, основанном на технологиях, конкуренцию стоит ждать откуда угодно. Технологически гиганты, вроде Google и Alibaba, благодаря работе с данными и огромным доходам легко могут переходить из отрасли в отрасль, не обладая в конкретной области большим опытом. Alibaba, в частности, недавно запустила онлайн площадку по торговле сырой нефтью. Большим сырьевым компаниям придется находить новые источники роста, где размер не имеет значения.