За прошедший год в сфере дополненной и виртуальной реальности случилось огромное количество событий, но поворотных моментов так и не произошло. По большому счету обе технологии весь 2016 год стояли на месте - гарнитура стала чуть легче, чуть мощнее, пропала часть проводов, но это по прежнему трудно назвать «реальностью».
С технической точки зрения не произошло чего-то удивительного, но ясно, что VR окончательно превратилась из узкой технологии для гиков в масштабное явление. Технология выглядит куда более популярной, чем AR. Летом Xiaomi выпускает VR- гарнитуру за 15 центов, для сравнения AR от Microsoft продается за $3000. Ясно, что несмотря ни на какие прогнозы, дополненной реальности только предстоит достичь популярностивиртуальной, либо революционно изменить технологию распространения.
AR-прорыва ждали в первую очередь от загадочного стартапа MagicLeap. Однако, несмотря на впечатляющие трейлеры, завесу тайны и огромные инвестиции - рекордные $1,39 млрд, прорыва так и не случилось. Более того, стало ясно, что в компании не все гладко. После серии судебных разбирательств команда проекта раскололась. Также в компании признались, что ввели в заблуждение тех, кто ждал от них революционного продукта. Технология оказалась фальсификацией.
Если говорить о более успешных проектах, то стоит вспомнить Hololens от Microsoft. Очки с производительностью суперкомпьютера за прошедший год проникли в самые необычные сферы: от починки лифтов до обучения летчиков. Microsoft дает пользователям голографическую телепортацию, новый AR-формат ведения переговоров и презентаций, и наконец голографического помощника Cortana. Во всем этом есть только один один большой минус - $3000 за пару очков.
Предлагая куда более доступные цены, VR распространилась по всей Земле и даже за ее пределы. В космос впервые была запущена VR-платформа, транслирующая в формате 360. При этом космос стал только малой частью того, что 2016 год позволил увидеть в виртуальной реальности. Например, прошла первая в истории трансляция выборов президента США в этом формате.
Главным проводником в мир виртуальной реальности сегодня служат кейсы формата Samsung GearVR, которые крепятся на голову и превращают смартфон в VR-платформу. Также есть готовые решения вроде Oculus Rift, HTC Vive или PlayStation VR. Модель от Samsung вышла еще в 2014 году, но с того момента появилось множество аналогов, а осенью 2016 года похожую гарнитуру представила Google. Компания выпустила линейку новых смартфонов Pixel, к которым можно приобрести дополнительно VR-кейс.
Для Google такой шаг вполне логичен, компания занимается популяризацией VR и ранее предоставляла доступ к виртуальной реальности с помощью картонной Cardboard. Глава компании Сундар Пичаи заявил о планах обеспечивать школьникам доступ к виртуальной реальности. Похожей образовательной программой занимается HTC. Учителя при этом заявляют, что с VR образовательный процесс становится гораздо эффективнее: повышаются результаты тестирования и качество запоминания информации.
Впрочем в будущем успех пророчат не виртуальной, а дополненной реальности. Создатель Pokemon GO назвал главной проблемой виртуальной реальности - изолированность от настоящего. Так Apple в 2016 году наняла целую кучу специалистов по AR, часть из которых переманила из MagicLeap. Все автоконцерны заявили о своих планах по внедрению AR в лобовые стекла автомобилей, бортовые компьютеры и куда только можно. Даже тракторы теперь собирают по AR-схемам.
Виртуальная реальность перемещает в совсем иные пространства, поэтому ее восприятие заведомо иное. AR меняет существующие объекты - это более эффектно и привлекательно. Если это спрятать в компактные формы, то успех обеспечен - об компактность и разбились разработки MagicLeap. C развитием суперкомпьютеров и ИИ мир VR и AR будет все боле совершенным. Автопилот Tesla уже предсказал аварию. Жизнь поворачивается в сторону максимальной эффективности. В 2016 году периодически поднимался вопрос о судьбах вживляемой электроники - у AR на этом плане огромное количество возможностей. А учитывая рост рынка, деньги на подобные исследования определенно найдутся.
Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что AR/VR индустрия достигнет $120 млрд. Эти технологии дают новые возможности для бизнеса, и торговые сети уже понимают это. AR и VR совместно с умными датчиками могут свести на нет историю с возвратами покупок и увеличить оборот онлайн-магазинов в разы. Уже сейчас приложения позволяют примерить не только одежду онлайн, но и расставить мебель в квартире. Для маркетинга подобные истории - это совершенно новый подход. Осталось только решить во что инвестировать - AR или VR.