Полтора года назад новостные ленты обошли фотографии человека с по-настоящему пугающим, черным взглядом. Его зрачки и радужки прикрывали глубоко темные контактные линзы, чтобы случайный свет не сжег чувствительные рецепторы «взломанных» глаз.
Идею эксперимента, который не разрешили бы ни в одном университете, биохакеры нашли в статье 2012 года. «Зрительные пигменты состоят из белка опсина, соединенного с 11-цис-ретиналем, который запускает превращение света в электрический сигнал, - писали биохимик из Колумбийского университета Элиас Вашингтон и его соавторы, которые даже провели успешные эксперименты на мышах. - Мы показали, что производные хлорофилла могут выполнять ту же функцию». Ученые отметили, что при этом цвета, на которые реагирует глаз животных, смещаются в сторону спектра хлорофилла. А заодно предположили, что и другие сходные с ретиналем вещества могут заменять его в составе пигмента, меняя и спектр чувствительности зрительных клеток.
Очень черные
Внимание биохакеров из группы Science for the Masses привлекло одно из соединений в этом списке, «хлорин е6» (Ce6) - аналог хлорофилла, способный возбуждаться под действием высокоэнергетических ультрафиолетовых фотонов. Препараты Се6 выделяют из водорослей и ограниченно применяют при терапии некоторых видов рака, так что теоретически вещество прошло необходимые клинические испытания и получило одобрение американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA). Другое дело, что для таких экстремальных случаев Се6 не испытывался. Но биохакеров Джеффри Тиббеттса и Гэбриела Лицину, занятых - по их собственному выражению - «антидисциплинарными» исследованиями, это волновало мало. Первым добровольцем стал сам Гэбриел.
Липкую черную пудру Ce6 экспериментаторы развели с диметилсульфоксидом - веществом, облегчающим проникновение веществ через клеточные мембраны - и закапали раствор в глаза подопытному. Через час тот стал видеть в полной темноте и с дистанции 25−50 м уверенно узнавал небольшие объекты, в то время как обычные люди могли идентифицировать их лишь в одном случае из трех. К утру препарат рассосался, и новообретенная «суперсила» прошла. Медицинские наблюдения на протяжении следующих 20 дней не обнаружили никаких побочных эффектов. Однако в мае 2015 года все внезапно закончилось: «по причине неопределенной индивидуальной несовместимости» Гэбриел и Джеффри разошлись, и Science for the Masses официально прекратила свое существование.
Неправильный витамин
Через полтора года публика услышала о новом проекте, над которым, оказывается, работают воссоединившиеся биохакеры. «Всегда интересна возможность улучшить человеческую природу, - заявил Гэбриел, - и проще всего начать с сенсорных систем». На сей раз они обратили внимание на противоположную - инфракрасную - сторону спектра, которая обеспечивает ночным зрением, например, змей.
Суть проекта снова состоит в замене кофермента в пигментном комплексе на искусственную альтернативу. Ретиналь - производное витамина А, и Тиббеттс, который выступил в роли испытуемого, провел почти месяц на строгой диете. Режим питания исключал попадание в организм этого витамина и состоял в основном из сухих смесей с небольшими количествами арахиса и репчатого лука. При этом Джеффри внушительными дозами потреблял модифицированную версию витамина А2, пик фоточувствительности которого смещен в сторону инфракрасного света.
На этот раз Лицина и Тиббеттс подошли к «взлому» серьезнее и сконструировали «электроретинограф» - нечто вроде больших черных очков, способных по сигналу выдавать вспышки света нужной длины волны, в том числе и длиннее 730 нм - то есть инфракрасные. Графики, которые они приводят на своем веб-сайте, показывают, что зрение подопытных стало реагировать на волны в 850 и даже 950 нм - далеко за пределом диапазона, видимого человеческому глазу.
Граница безумия
Специалисты встретили эти сообщения со смешанными чувствами. «Это уже переходит границу безумия, - посетовал офтальмолог из Университета Висконсина Джим Хоэве. - Я постоянно встречаю людей с дефицитом витамина А, и у них просто ослаблено зрение. Ни в какой темноте они не видят». Медик подчеркивает, что нехватка этого витамина, важного и для других функций организма, чревата самыми тяжелыми последствиями, вплоть до летальных.
Его коллега из нью-йоркского Колледжа оптометрии Бенджамин Бакус настроен доброжелательнее. «Если заменить витамин А на А2, вы потеряете способность видеть в синей части спектра, - рассуждает он, - но получите чувствительность к дальней красной части. Нужно только внимательно следить, чтобы не было дефицита витамина А».
Доктор Хоэве замечает, что ни один уважающий себя научный журнал не возьмется публиковать отчет о таких опасных и не слишком строго поставленных опытах. «Мы просто хотели заниматься наукой без тех ограничений, которые действуют в академической среде, - возражают биохакеры. - Если мы не опубликуемся, то сами выложим все в открытый доступ в интернет». Так оно и вышло: подробные протоколы экспериментов легко найти в Сети. «Можно отметить, что подопытные начинали видеть всё в странных оттенках красного, - сказано в них, - теряя способность распознавать синее и зеленое, а также могли указывать в темноте на предметы, которые остальные не видели вовсе».