Когда-то давно я была маленькой и только пошла в школу. На одном из уроков к нам пришла учительница и спросила "Кто хочет играть на фортепиано?". Я протянула руку: "Я". Попросив попеть песенки (проверив тем самым слух) преподавательница сказала: "Пиши заявление". Я написала под ее диктовку нужные строчки, что-то типа "Прошу меня принять" ну и так далее. А потом отнесла эту бумажку домой, на подпись родителям.
Дома у бабушки в комнате стояло (да и сейчас стоит) старое немецкое фортепиано, про которое бабушка говорила, что верх у него из красного дерева, а клавиши из слоновой кости. Не знаю, насколько это правда, я плохо разбираюсь в слоновых костях и красных деревьях. Но инструмент действительно был мало похож на все другие, в передней крышке по бокам были два железных подсвечника, а клавиатура закрывалась на ключ. С самого детства этот ненастроенный инструмент был моей любимой игрушкой. Я любила нажимать клавиши подряд слева-направо и наоборот, только белые, или только черные, или все подряд, или начиная с серединки по две клавиши, расходившиеся в разные стороны. Нажимать клавиши, слушать такие разные, так ощутимо различающиеся и такие приятные звуки. В тот день, когда я писала заявление, то не сомневалась, что именно на этом шикарном красавце, которого я так любила, [тут я не могу подобрать слов, потому что грустно и горько представлять, что могла бы я делать с его старыми клавишами, если бы в тот день все сложилось иначе. Поэтому оставлю так, без неслучившегося глагола]
В общем, я принесла домой заявление. Мама посмотрела на него, и сказала: "Неси обратно". Как она объясняла позже, считала, что учеба в гимназическом классе, занятия в танцевальном кружке и хоре - достаточная нагрузка для маленькой (хотя и очень подвижной) девочки. Боялась, что перегрузит. Я была очень послушной девочкой, и сделала как мама сказала. Преподавательница уговаривала, приводила какие-то доводы, и кажется даже говорила с мамой, но она была непреклонна. Помимо меня в доме подрастал младший братец и уже жил в мамином животике ещё один. Так что мои занятия на фортепиано явно не входили ни в чьи планы.
Так я не попала в музыкальную школу.
А вот моя подружка Танечка - попала. Между танцами и хором она выбрала танцы, а между музыкалкой и танцами - музыкалку. Отучилась все положенные 7 классов и сдала все положенные экзамены. Господи, как я ей завидовала, кто бы знал! Конечно, нас пугали ужасным предметом под названием "сольфеджио", и музлитературой, и программами, которые надо было осваивать, и экзаменами в конце каждого года. Но мне как нравилась теория музыки - такой предмет в школе был, так и нравилась. Мы учили на самом деле больше историю стилей, чем теорию музыки, потому что музыкальная грамота если и была, то в очень зачаточном состоянии. Зато мы слушали много классических произведений, и всячески разбирали их. Учительница с говорящим прозвищем "Злючка" рассказывала о настроениях, которые передает каждое произведение, об истории их создания, композиции. Сложные, невозможные и невозможно красивые средневековые полифонии вводили меня просто в восторг! Но ближе от этого к музыке я естественно не становилась.
В 8 классе у нас началась физика. Преподавал ее старый учитель Семен Иосифович Кан. У него были седые кудрявые волосы, пугающе бесцветные глаза, и он был абсолютно всегда прокуренным насквозь. До того как он начал преподавать у нас, я его жутко боялась, но потом полюбила за его прекрасную манеру обращения с учениками, юмор, строгость и одновременно свободу в преподавании. Это он устраивал в качестве физического эксперимента замер скорости моей речи (а я уже тогда отличалась совершенно невозможно быстрым темпом звуко- и мыслеизвлечения:) классом, и это ему мы писали "Good bye school! Мы ушли!" на доске, а сами прятались за шкафом, и смотрели в дырочку в стенке как он входит в класс, как обычно, через 5 минут после звонка, медленно и внимательно рассматривает надписи на всех сторонах доски (ну а мы в это время давимся от смеха и толкаемся чтобы посмотреть на него в заветную дырку в шкафу), затем столь же неторопливо идет в направлении этого самого шкафа (а мы, опять таки жутко толкаясь, и одновременно испытывая жгучую смесь испуга и веселья) вываливаемся с другой стороны!.. Тогда мы просто не хотели сидеть на 6-ом уроке физики, когда за окном была весна и хорошая погода, и надеялись, что наши надписи разжалобят Семена Иосифовича, и он нас отпустит, оценив задумку:) Но он со столь же серьезным видом посадил нас обратно за парты, и, не повышая голос, не крича, ведя себя совершенно как обычно, сказал: "Если такое повторится хоть ещё один раз, больше двойки в четверти никто не получит":) Достаточно грозное заявление, и, кроме того, никто не сомневался, что в случае необходимости он его исполнит! В общем, Семена Иосифовича мы любили, но речь сейчас не об этом.
В кабинете физики около окна напротив входной двери стояло старенькое, но хорошо отсроенное черное пианино, которое, разумеется, было предметом моего любования и всяческого интереса. Играть я не умела ничего, кроме выученного в совсем уж незапамятные времена собачьего вальса, но несмотря на это меня так и тянуло к инструменту. Я все время просила Танечку сыграть что-нибудь, на что она всегда вяло отмахивалась - в отличие от меня, она восторгов и какой-то особой тяги к инструменту не испытывала. Но я была настойчива, и периодически Танечка играла что-нибудь вроде лунной сонаты. А теперь представьте, 1998 год, нам по 12-13 лет. Весна, апрель. На экраны вышел Титаник, мы все его посмотрели, все нарыдались в конце, и конечно же все влюбились в Леонардо Ди Каприо. Мы собирали вырезки из газет про Титаник и про Лео, собирались вместе для просмотра фильма, а Танечка даже подобрала главную музыкальную тему картины - ну ту что про go on:) И вот она-т, после долгих уговоров и настойчивых разучиваний, и стала моим первым - и на долгие годы единственным "произведением":) Я смотрела как Таня играет, а потом просила показать, как она это делает. Таня сопротивлялась, потому что ей было лень, а я совершенно не знала нотной грамоты, и с трудом отличала клавиши друг от друга. Но настойчивость-таки сделала свое. Какими-то практически иероглифическими символами я записала тему и аккомпанемент, и каждый раз с трудом дождавшись урока физики, перед которым к счастью была большая перемена, училась играть:) Самым трудным было соединить две руки, играющие по-разному, но с божьей и Таниной помощью, и моим желанием и упорством, это удалось! Неважно, что это был только куплет, а до припева дело не дошло, главное, я играла его сама, двумя руками! На ближайшие 6 лет это стало моим "коронным" произведением, которое я "исполняла" каждый раз, как только попадался клавишный инструмент, и как горда собой, счастлива от того, что играю это сама двумя руками (это было очень важно, личный собственный прорыв) и одновременно как горько было от того, что это было все, на что я способна, и я понимала что шансов на то, что хоть когда-то научусь чему-то большему, практически нет...
Собственно, потом была жизнь, всяческие разные (весьма многочисленные) увлечения, поступление в институт, обучение там - и джазовая студия "Движение":) Да! В 19 лет, я, собственными усилиями, начала исполнять свою заветную мечту - учиться играть на фортепиано! С нуля, с негнущимися взрослыми пальцами, совершенно нотно-музыкально неграмотная, окруженная кучей мнений вокруг типа "зачем тебе это нужно", "все равно в этом возрасте ничему не научишься", "поздно учиться"... Но я никого не слушала, точнее слушала тех, кто верил в меня и то, что у меня все получится, и проводила за инструментом все свое свободное время, часы подряд, отрабатывая гаммы, развивая подвижность, растяжку, силу пальчиков. Я клеила скотчем названия нот на клавиши, чтобы выучить их, пыталась читать с нот, и занималась-занималась-занималась. Оглядываясь назад я поражаюсь самой себе, тому, насколько упорно и методично я восполняла пробелы, которых не должно было быть. Уже через месяц я играла "Розовую пантеру" и "Yesterday" (двумя руками, разумеется, теперь речь о чем-то другом уже не шла:) Через полгода исполняла сольный джазовый этюд на отчетном концерте - остатки того, что когда то было 2-ым этюдом Дворжака вы и можете, кстати, увидеть в видео - а ещё через полгода выступала в составе студийного ансамбля на городском музыкальном конкурсе "музыкальный коллаж". Тогда я очень много писала об этом в жж, много занималась, жила музыкой и инструментом - и тогда у меня уже был этот жж, так что заглянув в записи весны 2005-лета-2006 этот период можно легко и подробно отследить здесь, так что на нем подробно останавливаться не будем.
И вот теперь-то, наконец, в результате этого долгого и для меня весьма важного рассказа, мы подошли к тому, для чего, собственно, этот пост создавался. В то время, когда я училась в студии, знакомые часто просили дать им послушать, что и как я играю.У меня были какие-то домашние диктофонные записи, но они были в невозможном формате каком-то, и не выкладывались в сеть, а разбираться с этим у меня не хватало техничности мозгов, а организовывать, чтобы это сделал кто-то другой - желания. Так что так эти знакомые и не видели и не слышали, как я играю. А в этом году на день рождения друзья подарили мне чудо-техники-и-современной-цивилизации веб-камеру. И наушники с микрофоном в комплекте. И вот я разобралась немножко со всем этим добром, и [завершила гештальт многолетней давности] записала джазовый этюд, тот что учила, играла, и так любила 3 года назад. И теперь вы - и может быть даже и кто-то из тех, что три года назад спрашивал и хотел, смогут посмотреть-и-послушать.
МнОгого ожидать настоятельно не рекомендую. Это - на память, и для общего представления [как может играть человек, учившийся играть на фоно полтора года своей жизни, и спустя ещё три года не-учебы]
Click to view