(no subject)

Nov 25, 2013 09:59

О принципе удовольствия.

Сегодня, в доминирующей и негласно признаваемой "гуманистической" доктрине, в основу человеческих решений по всем важным вопросам жизни положен "принцип удовольствия". Он закладывается в основу экономических теорий (при выборе наиболее эффективной экономической модели), и его же пытаются использовать в решении других нравственных вопросов.
Как это часто бывает, как только негласный принцип озвучивается, его "сила" разительно уменьшается, так как он становится доступен для общего обсуждения. (Поэтому так важно для общественной доктрины не вербализировать ее, а держать на уровне "внутреннего чувства", естественно-осознаваемого "гуманизма" и прочих расплывчатых выражений, которые вызывают внутренний отклик, звучат мило и при этом позволяют не додумывать их до конца).
Итак, XXI век, новое открытие! "Принцип максимизации удовольствия". Человек, вершина творения, не как существо думающее, не как существо тем более духовное, а как существо чувствующее, причем чувствующее активно. Чувствовать можно не только одному, чувствовать можно и вместе, поэтому в эту концепцию вполне укладывается некоторая помощь обездоленным (к тому же вид обездоленных мешает чувствовать радость жизни прочим, так что некоторая социальная помощь совершенно необходима). Для экономики, особенно в эпоху развитого НТР, концепция тоже вполне годная (хоть и поощряющая жизнь в кредит).
Что же происходит с семьей в рамках этой концепции? Происходит разное. Ну, первое, конечно, это "ранее половое созревание" и "получим все удовольствия от жизни", "раскроем свою сексуальность" (нераскрытая сексуальность - это одно из самых страшных вещей, которые сегодня могут произойти с человеком). Но это оставим. Что в самой семье? А здесь так - дети с одной стороны "это обуза к собственным удовольствиям", с другой - "прикольные ми-ми-ми создания, само присутствие которых доставляет мне удовольствие". (А что делать, если ми-ми-ми создания перестают доставлять удовольствия в той степени, в которой ждет родитель?) Плюс еще изысканное, социальное удовольствие "считать себя хорошим членом общества".
Что происходит с образованием? Образование не в первую очередь в развитых обществах связано с работой, еще меньше - с поиском истины. На первый план выходит "самовыражение" и "делать что-то прикольное". Мы видим наиболее комичные результаты в некоторых продуктах моды и киноиндустрии. Но, в общем, и другие области жизни дают много примеров. Политика, разумеется, давно оставила идею служения и вооружилась уже публично "идей максимизацией пользы для определенной партии/круга лиц, чтобы получить больше власти/денег, и как следствие - больше удовольствия".
Кстати, излишние размышления о сложных вопросах НЕ способствуют жизни в удовольствие, спокойному сну и пищеварению, и следовательно желательно должны быть ограничены или даже частично отменены. Зато поощряется все легкое и понятное.
В общем, удовольствие rulez.

Мне было важно обозначить эту концепцию, так как если философские движения античности, средних веков и эпохи возрождения хорошо видны в перспективе, то сегодня - спрашивается - а чем занято человечество как целое? Как оно движется к бессмертию в эту эпоху? Не на уровне фактов, факты всегда примерно (в среднем) одинаковые, а на уровне идей?
Ну вот так примерно... У нас есть новое супер-современное достижение, новый культ, не виданный раньше. Культ эмоционально-удовлетворенной, интеллектуально-удовлетворенной, сексуально-удовлетворенной и сытой жизни. На самом деле новая вещь, в истории, как я понимаю, еще раньше не встречавшаяся.
Previous post Next post
Up