Оригинал взят у
lucia_st в
ПРЕМЬЕРА В "ГЕЛИКОНЕ": "BACK IN THE USSR!" 4 октября была на премьере. Ну, что сказать, друзья?
Самая короткая рецензия на этот чудный спектакль должна быть такой:
СРОЧНО БРОСИТЬ ВСЕ ДЕЛА - И БЕГОМ, БЕГОМ, БЕГОМ В "ГЕЛИКОН"!
...Зал переполнен - ну, просто под завязку. Выкручиваясь из ситуации тесноты этого "конференц-зала", геликоновцы приставили к каждому ряду дополнительные стульчики. Но и их было мало. Казалось, что сейчас зрители начнут усаживаться прямо на ступеньки в проходах зрительного зала.
Публика - разновозрастная. И честно сказать, взяв с собой на спектакль старшую дочку, которой чуток за 20, я опасалась, что советское "ретро" оставит ее равнодушной, а детали того времени останутся незнакомыми и непонятными. Как я ошибалась!
Понятно, что подавляющее большинство всех 24-х песен советских композиторов, составившее спектакль-ревю, я знаю наизусть. Понятно, что в исполнении отборных оперных голосов они звучат невероятно красиво. Понятно, что, у зрителей моего и более старшего возраста иногда начинали поблескивать от накатившейся слезинки глаза - ну вот просто от чувства ностальгии по тому, что ушло, кануло и никогда не вернется. Оно, конечно, Бог с ним, с коммунизмом и совком. И замечательно, что этот совок канул в лету. И всё же, всё же... Ещё были живы наши мамы и папы... И хлеб был вкуснее... И будущая жизнь казалась вечной и непременно радостно-счастливой.
Пол Маккартни (его песня - эпиграф спектакля,) Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Никита Богословский, Матвей Блантер, Борис Мокроусов, Тихон Хренников, Юрий Милютин, Анатолий Лепин... Мелодии узнаваемые и далекие, трогательные и иделогические, любовные и печальные, но неизменно волнующие и невероятно красиво звучащие растопили сердца всех и каждого, как говорится - старого и малого. Кто-то тихо шептал слова песен наизусть, кто-то вздыхал, кто-то покачивал головой в такт музыке... Всех это трогало. И я с удивлением обнаруживала, что и моя дочка, рожденная в перестройку, в середине 80-х, тоже кое-где подпевает, и прекрасно понимает символы и детали времени, в котором она никогда не жила. И юмор, иносказание некоторых песенных советских "шлягеров" она к ещё большему моему удивлению тоже "ловила".
Я сидела и думала: что есть такое особенное в этой музыке, которая вдруг взяла и преобразила людей в зале? Какие струны души тронула в моей ещё молоденькой дочке? Может, и ей, как и страшему поколению сегодня так не хватает того воодушевления, энутузиазма, душевного подъёма и оптимизма, которые навевает эта музыка? И ведь стихи в песнях, казалось бы, довольно незайтейливы. Судя по всему, так и есть: мы все - и млад, и стар - ностальгируем сегодня по некоему душевному подъему и по оптимистичной, вдохновляющей надежде на будущее.
Каждая песня - своеобразный маленький спектакль - иногда грустный, иногда смешной, иногда энергичный и бодрый, как лозунги совестких первомайских демонстраций. Кинокадры хроники тех лет с физкультурницами на Красной площади, ленинскими бюстами-флагами, неизбежной в то время девушкой с веслом стали фоном спектакля. Но эта фасадная, показушная, парадная часть страны под названием СССР, сценически была отделена высоким деревянным забором от жизни простых людей, несущих в авоське бутылки для сдачи стеклотары, целующихся на лавочках парков, несущих свою вахту трудовых будней. И под самые бравурные и светлые песни делали свое черное дело люди в серых плащах из известного ведомства. И черные "воронки" мрачно всплывали в генетической памяти.
Понятно: спектакль-ревю - не цельная опера. Но я давно не слышала в театрах таких отчаянно-искренних аплодисментов и криков "браво!" после каждого песенного сюжета. Если бы ещё вчера мне кто-то сказал, что сегодняшня публика радостно подхватит с артистами патриотический "Марш энтузиастов" Дунаевского - я бы просто рассмеялась. Сегодня констатирую: пели все. Даже весьма статусные гости театра. А среди зрителей были и общественные и политические деятели, известные журналисты, представители творческих кругов столицы, работники дипломатического корпуса...
Меня совершенно не удивляет тот факт, что спектакль стремительно набирает популярность у столичных зрителей. Этот необычный для оперного театра спектакль - чудная "жемчужина" для геликоновского репертуара. Аншлаг обеспечен.
Браво "Геликону"! Браво Илье Ильину - постановщику этого спектакля! Браво всем-всем-всем: солистам и хору театра, оркестру, дирижеру, и тем невидимым нам работникам театра, без которых спектаклей не было бы вовсе.
И ещё весьма важное дополнение:
4 октября на премьере побывал Председатель Государственной Думы России - Сергей Нарышкин с супругой. Сергей Евгеньевич и его супруга Татьяна Сергеевна уже бывали в «Геликоне» ещё в бытность театра на Большой Никитской, в ремонтирующейся уже шестой год усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских. В прошлом году Сергей Нарышкин письменно поддержал театр в сложных вопросах, связанных со зданием на Большой Никитской.
И сейчас Председатель Государственной Думы был удивлён стеснённостью нынешнего положения известного московского театра, вынужденного уже седьмой год играть в помещении бывшего министерского конференц-зала, никак не приспособленного для нужд театра, тем более оперного.
Думаю, что настало время Сергею Евгеньевичу снова, что называется, "власть употребить". Пора подтолкнуть мэра г. Москвы Сергея Собянина и его чиновников, напомнив им о недопустимости затягивании строительства нового здания театра. Ибо более чем полугодовой "антракт" на стройке становится не только неприличным, но и невыносимым для геликоновской труппы, мучающейся в тесноте не приспособленных помещений. Это был бы очевидно верный и правильный шаг помощи уважаемого гостя замечательному коллективу. Тем более, что судя по всему, спектакль очень понравился супруге Сергея Нарышкина, и в финале она вместе со зрителями в зале подпевала артистам и хору. Может, она тоже в правильном направлении повлияет на своего супруга? :)))
Давайте надеяться, что стройка в скором времени наконец оживет. )))