школа - первое, о чем рассказывается в учебнике Васильевой З.И. Мой мозг главным образом потому, что дыры в школьных знаниях по истории вызывают тревогу и попытку как-то подстраховать себя, увидеть ситуацию более широко, а не только так, как её подаёт автор. Первое - это про историю образования на Востоке. Знаю, что вроде бы в нашу, отечественную культуру больше включалось западное, поэтому начинать надо с него, однако всё равно смотрю глобально, в прямом смысле - как на глобус. В сети ничего особого не нашел, поэтому, видимо, забуксовал. (Для вылезания из таких ситуаций и хочу писать сюда записки в первую очередь, хотя бы чтоб проговаривать, а может быть, у кого-то даже будут ценные мысли по проблеме, пишите, пожалуйста)
Ещё в голове крутится фантазия, как же начиналось обучение и образование. В Шумере и Аккаде образование привязывалось к храмам, обучали в основном письменности, но не для общения, а для хозяйственных и религиозных нужд. Тут у меня опять случается провал, потому что в моём понимании, обучаемся мы намного раньше, в первую очередь - в семье. Понятное дело, что формат учебника больше про образование как социальный институт, однако сейчас, в 2019 году у меня вот такие вот реакции возникают, что обучение начинается с семьи. Ходить, есть, понимать речь матери, играть в игрушки, говорить - вот где начинается образование. От того, как мы перемещаемся в пространстве, зависит и тонус нервной системы, и восприятие пространства. Пищевые привычки формируют пищеварение, которое тоже отражается на работе нервной системы и психике. Не говоря уже о том, что микробы в кишечнике влияют на наше настроение. Общение с матерью влияет на опыт общения как таковой, это первичные интроекты, на которые мы опираемся, общаясь с другими людьми и самими собой.
Понятное дело, что на изложение в учебнике влияет выработанная учеными традиция излагать историю сообразно марксизму-ленинизму, и что все эти психологизмы в отечественной психологии не особо-то приняты. На мой опыт это ложится с большим скрипом, а других учебников ещё нет. Или, может, нужно искать учебник по истории воспитания? Во вступлении вроде бы говорится, что на педагогику не всегда смотрели как на науку об обучении или образовании, а иногда и как на науку о воспитании. Это сейчас законом обозначено, что образование = обучение + воспитание, а раньше было иначе.