Начало
тут Алгоритмическая и системная торговля
Как говорилось выше, наивным инвесторам через различные маркетинговые каналы, семинары Учебных Центров и пр. навязывается представление, что, дескать, существуют некие системы активных спекуляций, которыми в совершенстве владеют «профи». И если потратить много времени и денег и освоить подобную торговую систему, то постоянно будешь зарабатывать. И будет на компьютере стоять такой «печатный станок» и все проблемы решатся. Хотя это, конечно, «не для всех», а только для умных «технарей», тех, кто соображает в математике, потому как такие системы основаны на написании математических алгоритмов, знании основ статистики и программирования.
На это основание можно «навалить» гору лжи о том, что рынок, мол, подчиняется законам математической статистики, всё повторяется, это можно вычислить, «зашить» в алгоритмы и т.д. Все эти системы подразумевают активное использование маржи, т.е. заёмного капитала (1:3, 1:4, даже 1:10). Существуют и активно поддерживаются дискуссии на тему «какой уровень «плечей» оптимален» (брокерам зарабатывать на марже - святое дело!).
Ряд описанных выше доверительных управляющих также заявляет, что «при управлении капиталом и принятии торговых решений активно используется системная торговля, алгоритмы, математический анализ, статистика… бла-бла-бла, всё такое». Всё ведёт к тому, что каждый рядовой инвестор, считающий, что у него «хорошо с математикой», обязан начать мечтать, что вот здесь-то он и раскроет свои способности, разбогатеет и прославится. А владельцы капитала должны срочно пуститься в поиск талантливых математиков и программистов, закупать им оборудование с тем, чтобы торговать и увеличивать капитал «по системе».
Я скажу так: «Всем можно успокоиться. Практически никто ничего не зарабатывает». Всё это - наглая ложь!
Все эти наши математики, программисты, сидящие в окружении компьютеров, серверов, выделенных линий, обеспечивающих высокую скорость доступа к торгам, ребята, ломающие голову над поисками подходящих по ликвидности и просчитываемых финансовых инструментов, уравнениями и.т.п. - занимаются абсолютно бесполезным трудом. 90% из них ничего не зарабатывают или банально теряют деньги. И уж точно никто из них баснословно не разбогател, ибо своими собственными деньгами они по таким алгоритмам либо не управляют вовсе, либо небольшими суммами и крайне редко.
Средний процент успеха, я думаю, ничуть не выше, чем у типичного начинающего инвестора, до конца не понимающего того, что он делает. Полагаю, если бы они все пытались математически просчитать вероятность выигрыша в казино, то, в итоге, это бы имело куда больший финансовый смысл.
Ищи, кому это выгодно. А выгодно брокерам (комиссионные и плата за маржу), биржам (биржевые сборы) и людям, пытающимся под эту тему собрать деньги с доверчивых инвесторов, или, на худой конец, получить работу управляющего. Вот они-то и проводят популяризацию этой темы. А кроме них - больше никому не выгодно. Всё просто.
Я прочёл достаточно книг по инвестициям, написанных признанными во всём мире людьми. И во всех этих книгах, прямо или косвенно, имеется одна любопытная мысль, которую можно воспринимать как совет. Вот эта мысль, адаптированная под русский язык: «Если кто-то пытается продать вам некую систему инвестирования, которая гарантирует заработки (с оговорками, типа: ей надо неукоснительно, регулярно, долгое время следовать) при почти отсутствующем или низком риске - шлите его подальше. Ибо такой системы нет в природе». Конечно, такие системы периодически «изобретаются», всегда есть те, кто очень хочет на этом заработать, продав их доверчивым инвесторам.
Я вовсе не утверждаю, что математика на глобальном фондовом рынке совсем не имеет места и не используется. Используется, ещё как. Есть даже такая сфера деятельности - финансовый инжиниринг, сплошь построенный на математике (по-простому - принципы расчётов финансовых инструментов:облигаций, деривативов, акций и пр.). И программирование используется, и мощнейшие сервера и компьютеры и алгоритмы. Во всё это вкладываются миллиарды долларов. Однако, опять же, ссылаться на существование всего этого в оправдание попыток «развода» инвесторов «на комиссию и плечи» на российском фондовом рынке, который и ликвидностью-то своей ни к чему такому не приспособлен, просто смешно.
Ещё иллюстрация. Есть оспоримое, но мнение, что «отцом» системной торговли на российском рынке является, ну назовем его условно - Статистик. О нём известно, что он хороший математик, лауреат Государственной Премии, начал заниматься системной торговлей одним из первых и делает это до сих пор. Это всё - правда. Я знаю Статистика хорошо и давно. У меня неоднозначное к нему отношение. Он мне симпатичен как приличный и интеллигентный человек (кстати, происходит из известного старинного дворянского рода). Он явно разбирается в вещах, недоступных простым смертным, типа меня. Но когда я слышу о том, чем он занимается на рынке, у меня невольно возникает вопрос: «Какое это имеет отношение к рынку ценных бумаг?». Когда я слышу высказывания - «с точки зрения такой-то… заумной теории», я просто не понимаю - причём тут рынок?
Ещё у Статистика есть особенность: то ли в силу хорошего воспитания, то ли благородного происхождения, он совершенно не склонен к вранью. У него есть свой, довольно посещаемый сайт, куда он честно выкладывает результаты своей деятельности. И если проанализировать эти данные, то видно, что Статистик уже не первый год либо ничего не зарабатывает, либо имеет некоторый минус. При этом Статистика никак нельзя заподозрить в недостаточном знании алгоритмов, статистики и всего прочего, что нужно для «системной торговли» или в том, что он уделяет этому мало времени и усилий. Вдумайтесь: если такой «системщик», как Статистик не может построить зарабатывающую систему, то, какого размера минус неизбежно должен регулярно образовываться у 90% остальных «системщиков»? Да ещё к убытку можно добавить то, что придётся заплатить брокеру в виде комиссионных и платы за маржу.
Биржа
Немного продолжу про биржу, которая собралась в скором времени проводить IPO. Я не буду ссылаться на мнения и рассказы разных людей, знающих процессы изнутри. Это можно назвать сплетнями. Я выскажу своё личное мнение, как человека, давно имеющего отношение к фондовому рынку и которому этот рынок не безразличен. У меня складывается впечатление, что то, что происходит на объединенной бирже уже давно к фондовому рынку имеет весьма косвенное отношение. Очень похоже, что биржа старательно учится у безбашенных брокеров основам пиара и маркетинга и считает это главной своей корпоративной миссией на пути к повышению доходов.
Кстати, один интересный, широко известный в узко-профессиональной среде факт. Когда происходило слияние двух бирж в одну, т.е ММВБ покупало РТС, вдруг, уже после сделки, неожиданно выяснилось, что ММВБ заплатило огромные деньги за покупку одного юридического лица, а почти все основные активы РТС были оформлены на другое юр. лицо, которое ММВБ не купило. Теоретически, РТС могла оставить деньги себе, послать ММВБ подальше и спокойно функционировать в прежнем виде. То есть, эти вальяжные господа, столь любящие купаться в лучах софитов то в Лондоне, то в Москве, так обожающие свои фото в прессе и Интернете, не удосужились провести действия, которые первым делом пришли бы в голову любому мелкому предпринимателю, а именно - проверить на балансе какого именно юридического лица находятся покупаемые активы!
И не то, чтобы кто-то хотел кого-то обмануть (всё потом по-тихому переиграли и сделку закрыли). Просто за всем этим шумным пиаром, вспышками камер, сборищами и стриптизершами как-то руки не дошли, недосуг, что называется. И эти ребята собрались проводить IPO!
Самое интересное, что в отличие от наших брокерских компаний, где могут верить в окупаемость и прибыльность лживого и неприличного маркетинга и пиара, я не вижу ничего, что бы толкало биржу на подобное поведение. Руководство нашей биржи вполне может общаться с зарубежными коллегами на биржах, которые старее, развитее, крупнее и куда уважаемее во всем мире, чем наш молодой русский аналог. Где это наши всего этого набрались? Ответ - либо кто-то серьёзно повлиял, либо это является их человеческой сутью. И мне это не нравится.
Маркетинг и Пиар на российском фондовом рынке
Помнится, шесть-семь лет назад в считавшихся крупными российских брокерских компаниях маркетинговые и пиар-подразделения состояли из 3-4 человек максимум. Маркетили и пиарили себе как могли, периодически перегибали палку, но такого потока неприличной лжи как сейчас не было. Затем, на тогдашних пиках фондового рынка и притоках клиентов и денег, конторы, специализировавшиеся на частных клиентах, вдруг почувствовали себя эдакими финансовыми институтами. И тут выяснилось, что брокеры на российском рынке похожи друг на друга как близнецы-братья. Одни и те же услуги, одни и те же стратегии ДУ, одни и те же ПИФы, в которых тасуются несколько десятков одних и тех же бумаг (нельзя сказать, что сейчас что-нибудь сильно изменилось). В маркетинговом пространстве брокеры конкурировали между собой ограниченным набором способов, например: аффилированностью с большими промышленно-финансовыми группами, уровнями и структурами комиссионных планов, биржевыми оборотами (часто и сейчас накрученными), региональной разветвлённостью.
И вот, пришли времена, когда, набирая обороты, начали увеличиваться маркетинговые бюджеты, расти штаты. В юридически слабо контролируемом СМИ-пространстве нашей страны даже топорные акции и мероприятия начали приносить успех в виде клиентов и денег. Владельцев и руководство компаний это воодушевляло, аппетиты росли. Хотя в те времена ещё присутствовала некая боязнь зарваться в смеси со стыдом. Тем не менее, от маркетологов и пиарщиков требовали результатов, и им приходилось всё дальше углубляться в лабиринты лжи.
Эти сотрудники считают себя двигателями бизнеса компании, навигаторами финансовых потоков, манипуляторами клиентов. Они лихорадочно ищут любые поводы, чтобы где-нибудь в СМИ брокерская компания предстала надёжной, динамично-развивающейся, «всё для клиентов», а сам фондовый рынок представлялся бы автострадой к богатству, и открытие счета выглядело заманчивой перспективой. Они требуют от ключевых инвестиционных специалистов компании постоянных выступлений в СМИ, они борются за повышение цитируемости в прессе. И в процессе всего этого они много и со вкусом врут. Очень многое из их трудов я не могу назвать креативностью. И маркетингом не могу назвать. Это именно ложь. И, такое впечатление, что не только юридическая безнаказанность, но и отсутствие видимого общественного порицания их ещё более возбуждает. И толкает к новой лжи.
Конечно, не стоит абсолютизировать, не все маркетологи такие беспринципные, однако, других у нас сложно встретить, и деятельность их не столь заметна. Хочу надеяться, что они есть и что делают они что-то качественное и заметное не всем подряд, что не повышают они финансовую грамотность широких слоев населения, а лишь узких, тех, кому фондовый рынок действительно нужен.
Но пока больше заметны всякие конкурсы, розыгрыши, турниры, телешоу, собрания-массовки. Учебные Центры брокеров устами маркетологов клянутся научить каждого скальпингу, свинг-трейдингу, дейтрейдингу, высокоприбыльным спекуляциям и.т.п. И мне это всё не нравится. Я вообще чувствую дискомфорт, когда некие бойкие люди, не знающие в большинстве своем даже основ финансовых рынков, в жизни не заработавшие и не потерявшие ничего в инвестициях, избирают своей стезёй бурную говорильню и писанину о том, как хорошо и много их клиенты зарабатывают, какое это всё отличное приложение денег, времени и сил. Мне становится смешно, а затем грустно.
Текущая ситуация
Я считаю, индустрия, что бы там ни пели брокеры про рост своих биржевых оборотов, и близко не восстановилась до уровней докризисных времён. И есть шанс, что очень нескоро восстановится. Я считаю, причин этому несколько. За последние 3,5 года, включая фактически полтора кризисных года, российский фондовый рынок ничуть не изменился в лучшую сторону. Не было на нём никаких значимых событий, заметных IPO, не появилось новых классов активов или инвесторов в них. Несколько стабилизировался облигационный рынок и только, а в остальном, в акциях и производных тот же набор из десятка ликвидных и остальных полу- или неликвидных инструментов, которые те же самые брокеры предлагают инвесторам гонять туда-сюда.
Но кое-что изменилось. В худшую сторону изменился моральный климат в компаниях, у большинства сотрудников появилось стойкое ощущение нестабильности во всём. И это не впрямую связано с деньгами, с бизнесом.
И текут, расширяясь и ускоряясь, потоки маркетинговой и пиарной лжи. Уже, похоже, текут сами по себе, а те, кто инициирует эти потоки, считают это нормальным явлением. А те, кто содержит этих инициаторов, наверное, думают что-либо типа: «Ну да, враньё. А как же иначе?! Ведь конкуренты это делают, а мы что же? Значит нужно это делать лучше конкурентов (т.е. лгать больше)».
Моё мнение таково. Дело даже не в том, что никто не думает о будущем. На мой взгляд, люди не понимают вещей, в основе которых лежит бизнес-составляющая в том числе.
Игра в «веришь - не веришь» в итоге может и должна плохо закончиться. Это лишь вопрос времени. Активные процессы, когда большие инвестиционные структуры идут на поводу, и являются фактически руководимыми маркетологами и пиарщиками, мало отличающими правду от лжи, не могут хорошо закончиться. Я считаю, что это каннибализирует саму индустрию и приведёт в лучшем случае к стагнации, а то и к трагическим последствиям.
На фондовом рынке РФ инвесторов не становится больше. Их становится меньше. Если крупные брокеры пиарят некий рост своей клиентской базы, то это большей частью не новые клиенты. Идёт процесс перераспределения клиентов от других, угасающих брокеров. Уходит больше, чем приходит. И денег больше не становится. И биржевые обороты, по сути, падают и прогресс отражает лишь «накрученность» «роботистами» и «системщиками». И можно сколько угодно говорить про всё ещё низкое процентное участие населения в фондовом рынке, в разы меньше чем, например, в США. И что это даёт потенциал развития. Но этот процент участия в ближайшие долгие годы и не изменится. Это то же самое, что пиарить недооценённость в разы российских нефтяных компаний по сравнению с западными аналогами. На деле есть целый комплекс причин, почему пропорции этой недооценённости будут сохраняться практически без изменений, независимо от роста или падения фондовых индексов.
Я думаю, что в клиентской сфере фондового рынка всё более развиваются негативные процессы и явления, являющиеся, по сути, скрытым саботажем развития фондовой индустрии. И важный и яркий элемент этого саботажа - ложь, производимая и распространяемая самой индустрией. Безусловно, есть и другие элементы, но этот - боюсь, что основной и самый опасный.
Я даже считаю, будучи знакомым с внутренними процессами, что владельцы и руководство компаний часто не способны правильно стратегически оценить положение компании и грамотно отреагировать на возможности развития или угрозы бизнесу. И это по причине лжи, поднимающейся к ним наверх от низших и средних уровней руководства.
«Что-то не то!» - это, пожалуй, самое емкое определение происходящего на данный момент. «Что-то не то!» я периодически, в разных формах слышу от людей, давно работающих в индустрии в разных компаниях. «Что-то не то!», я уверен, уже давно чувствует множество клиентов брокеров. И дело отнюдь не в рыночных движениях или волатильности. То и дело в индустрии происходят какие-то события, даже не совсем рыночные, которые словно посылают сигнал: «Что-то не то!».
Хочу быть правильно понятым. Я не против фондового рынка. Я не против прихода на него новых инвесторов. Очень даже за! Я за многообразие финансовых инструментов, за объёмы торгов, за ПИФы. Я даже за спекуляции и рыночную волатильность. Я против наглой и широкой лжи в инвестиционной индустрии в исполнении морально и этически явно.