Материал из Википедии
СОРМ (
сокр. от Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий) - согласно
Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 г.
, комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения
оперативно-розыскных мероприятий в сетях
телефонной,
подвижной и
беспроводной связи и
радиосвязи.
Следует различать понятия «СОРМ-1» (систему прослушивания телефонных переговоров, организованную в 1996 году) и «СОРМ-2» (название предложено В. Ионовым - систему
протоколированияобращений к сети
Интернет), разработанную рабочей группой представителей
Госкомсвязи России,
ФСБ России,
ЦНИИ Связи и
Главсвязьнадзора под руководством Ю. В. Златкиса
[3] и организованную в 2000 году (ПТП, КТКС).
Ограничение тайны связи в России
Всем
операторам связи в России предъявляются требования согласования плана мероприятий по внедрению «СОРМ», в противном случае их лицензия может быть аннулирована.
В соответствии со статьёй 23
Конституции России ограничение
тайны связи допускается только по
решению суда. В то же время в
законе упоминается возможность использования СОРМ до
решения суда, «в случаях, установленных федеральными законами»
:
В российском СОРМ спецслужба самостоятельно, без обращения в суд, определяет пользователя, которого необходимо поставить на контроль и самостоятельно это осуществляет, поэтому на модели российского СОРМ нет отдельной административной функции, можно сказать, что она интегрирована в ПУ СОРМ.
Из Статьи 64: «Об Обязанностях операторов связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении следственных действий» федерального закона «О связи»:
1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Для непосредственно прослушивания разговоров решение суда официально требуется, но для получения другой информации (например, о фактах совершения вызовов) санкции суда не требуется. В то же время технических ограничений на прослушивание разговоров нет, и это может создать почву для злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников правоохранительных органов.