Почему Сталин?

Oct 10, 2010 15:32

Originally posted by zina_korzina at Почему Сталин?
  • Сейчас в прессе и в блогах раздаётся много воплей на тему: «Почему Сталин так стремительно обретает популярность?!» В одном из трэдов женщина моего поколения задала, по сути, риторический вопрос: «Как после стольких лет массированной антисталинской пропаганды Сталин вырулил чуть ли не в национальные герои?!» Потому и вырулил, что...пропаганда была массированная и очень уж «анти», а проводили её малосимпатичные люди, вроде небезызвестной Валерии Ильиничны. Но обо всём - по порядку. Итак, давайте подумаем, почему товарищ Сталин становится (или уже стал?) популярнейшей фигурой в обществе? Я не буду о политике - это не моё бабье дело. Я поговорю об эстетико-психологическом аспекте, о сложной и, в тоже время, довольно простой системе человеческого восприятия. Люди любят что? Мифы, красивое, победителей и, наконец, монстров. На этой любви построена вся культура и антикультура человечества. А Иосиф Виссарионович и его эпоха, как раз, умещаются в сие прокрустово ложе.





    Далее... )
  • Е.Лансере. Сценография к «Спящей красавице». 1949 год.
     
  • К.Богаевский «Днепрогэс». 1930-е годы.

    1. Начну с красивого. Сталинская эпоха на редкость эстетически привлекательна. В ней можно отыскать всё - и античность, и Ренессанс, и екатерининский Золотой Век. Поэтому фраза из старого журнала «Советская архитектура» о том, что советские зодчие берут всё лучшее у старых мастеров, ничуть не является преувеличением. Дворцы с колоннами на ВДНХ, устремлённые вверх высотки, фонтаны, подземные «святилища», по какой-то случайности обслуживающие линии Метрополитена - всё это сталинская эстетика. Соцреализмовские яркие краски и утончённо-манерная «Золушка» - балет, поставленный в конце 1940-х по всем правилам галантных празднеств. Проспекты с магистральными домами, избыточная роскошь александровской «Весны», скульптуры колхозниц - ни дать ни взять Церера, Флора и Помона, а среди них Вертумн - на тракторе. Сталинская эстетика - это некая квинтэссенция всего самого яркого, что можно было взять из старины и современности. Это - некий сплав дня вчерашнего с днём сегодняшним (то есть, конечно же, с тогдашним). Эта красота анти-футуристична, хотя все плакаты кричали о Светлом Будущем. Это - красота здорового консерватизма.
     

Сталинская эпоха, Сталин, СССР, антисталинизм

Previous post Next post
Up