Это я к тому, насколько опасно недооценивать жадность начальства и некомпетентность исполнителей. Первые захотели вывезти из Ленинграда самолетом на Дальний Восток побольше дефицита, а вторые не озаботились правильным закреплением этого дефицита.
Поскольку оппорутнистическое поведение отдельных руководителей только усиливается, а уровень подготовки специалистов высшей квалификации явно снижается, то вероятность эксцессов возрастает и в нашей стране. На АЭС, например. Чернобыль ведь явился следствием именно некомпетентности.
Не менее страшны оппортунистическое поведение и низкая квалификация функционалов в экономике.
Только в экономике глупость и корысть проявляется не в реальной гибели людей, а в росте государственного долга. Привлекаются деньги, расходуются по странным схемам и вроде бы виноватых нет. Потому что самолеты не падают.
***
Катастрофа Ту-104 в Пушкине -
авиационная катастрофа, произошедшая
7 февраля 1981 года. Авиалайнер
Ту-104А, принадлежавший отряду управления
25-й МРАД ВВС КТОФ СССР, выполнял рейс по маршруту
Пушкин-
Хабаровск-
Владивосток, но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Среди пассажиров на борту самолёта находились 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило
Тихоокеанский флот ВМФ СССР.
Предшествующие обстоятельства
В феврале 1981 года в
Ленинградской военно-морской академии был назначен оперативный сбор
высшего командного состава всех флотов СССР. Во главе сбора стоял лично командующий
ВМФ СССР Сергей Горшков. Целью сбора являлось проведение командно-штабных
военных учений без задействования реальных сил.
В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФа начало собираться домой.
Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство
Северного флота СССР. В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал
Рудольф Александрович Голосов (ему было разрешено навестить своих родственников, живших во Владивостоке) и командующий Камчатской флотилией разнородных сил, но в итоге оба на самолёт не сели (последний вылетел рейсом «Аэрофлота»).
Катастрофа
В 18:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.
Неподалёку от места катастрофы в снегу был обнаружен 1 выживший - старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через
носовой фонарь), но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли.
Расследование
По официальной версии, экипажем были допущены
перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза.
По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю
[5].
Также высказывались другие версии катастрофы, однако не подтверждаемые свидетелями и средствами объективного контроля.
Последствия
Авиакатастрофа под Ленинградом стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибли высшие военные чины в истории СССР. Гибель военных моряков вызвала практически полное обезглавливание Тихоокеанского флота ССР. Поскольку одной из ведущих версий произошедшего был умышленный
террористический акт, флот был приведён в состояние полной боевой готовности.
ссылка Как выяснили следователи, готовящийся к взлету самолет оказался под завязку набит дефицитными товарами, бытовой техникой, тяжелыми рулонами бумаги и даже массивными сейфами с секретными документами. По мнению комиссии по расследованию, при разбеге самолета незакрепленный груз сместился в хвост машины, что и привело к потере ее устойчивости в воздухе и падению на землю.
В пользу этой версии говорят показания одного из очевидцев. По его словам, хвост самолета резко ушел вниз, сама машина приняла в воздухе форму «креста» а затем в вертикальном положении рухнула на землю.
ссылка