Дешевизна образования в Беларуси во многом обусловлена низким уровнем оплаты труда профессорско-преподавательского состава.
Причем уровень оплаты 1 часа падает из-за постоянного роста нагрузки.
В результате просто не остается времени на повышение качества лекций.
А уж мечтать об оплачиваваемых каникулах для повышения уровня подготовки (как на западе) вообще не приходится.
***
Беларусь по финансированию образования среди аутсайдеров в Европе
Падение затрат консолидированного бюджета на финансирование высшего и постдипломного образования составило 44% за последние пять лет. Эксперты считают, что дешевое не может быть качественным.
Беларусь по финансированию образования среди аутсайдеров в Европе
Сколько Беларусь тратит на ВУЗы
Так, за последние 5 лет в Беларуси произошло уменьшение численности студентов на 36%, сокращение финансирования на 44%, сокращение расходов бюджета на одного студента составило 25%.
Как заметил эксперт, Беларусь по финансовым расходам на одного студента среди европейских стран находится в четверке стран-аутсайдеров вместе с Болгарией, Румынией и Сербией.
«Государство не хочет тратить деньги на образование в Беларуси. Печальная картина - недофинансирование образования. Ведь если нет денег, то не может быть и качества», - заявил Владимир Дунаев.
Эксперт обратил внимание на еще один интересный факт: за 17 лет (с 2000 по 2017 годы) доля безработных среди лиц с высшим образованием увеличилась в республике в два раза.
Это говорит лишь о том, считает Дунаев, что наша система образования готовит специалистов ненужного профиля, с компетенциями, которые не нужны на рынке труда.
Показательны в этом смысле данные опросов, проведенных экспертами Всемирного банка в 2008-2009 годах: компании Беларуси не могут найти работников с «правильным» набором навыков даже в тех случаях, когда имеется значительное количество специалистов с официальными дипломами высокого уровня.
Опроверг Владимир Дунаев еще один миф и о доступности белорусского образования.
По его словам, исследование показало, что данный уровень в стране упал с 82% (для молодых людей 17 лет) в 2011 году до 68% в 2016 году. Сократилась доступность высшего образования, в том числе, и для социально уязвимых групп: из сельской местности и людей с инвалидностью.
Куда уезжают белорусы учиться и кто едет к нам
В свою очередь, уверены эксперты, одним из показателей качества образования является также сальдо въезда-выезда студентов. Так, если страна привлекательна для иностранных студентов, и их приезжает учиться много, это свидетельствует о том, что система образования в стране вполне неплохая.
«Скажу так, что руководители нашей системы образования поняли, что на зарубежных студентах можно заработать, и количество таких студентов с 2010 года по 2017 год увеличилось на 56%, - отметил эксперт Общественного Болонского комитета Павел Терешкович. - Возможно, на первый взгляд покажется, что это хорошая цифра. Но вот если мы сравним этот показатель с другими странами, наши успехи уже покажутся довольно скромными: в Литве рост произошел на 170%, в Грузии на 300%».
По словам эксперта, у нас учится сегодня примерно около 15 тыс. зарубежных студентов. Крупнейшие группы иностранцев в 2017/18 учебном году составляли студенты из Туркменистана (48,6%), России (10,2%), Ирана (6,4%), Китая (6%), Таджикистана (3,1%), Нигерии (3%), Шри-Ланки (2,7%), Азербайджана (2,7%) и Индии (2,1%).
Выходит, что в Беларуси каждый второй иностранный студент - это гражданин Туркменистана. При этом нужно понимать, что «туркменский феномен» связан исключительно с политическим фактором: после визита Александра Лукашенко в Ашхабад в 2010 году Беларусь получила большую квоту на прием туркменских студентов.
Между тем, белорусов, которые учатся за рубежом, около 25 тыс.
По словам Терешковича, здесь наметилась такая тенденция: сократилось количество белорусов, которые учатся в России (в два раза за семь лет), при этом все больше белорусов едет учиться в Польшу.
ссылка