Проф. Б. Желиба об оплате труда ученых

Dec 17, 2017 20:50



Достаточно объективно написал.

***Борис Желиба: Стоять лицом, а не боком…

Немало правильных слов о значении науки сказал в своем докладе и глава государства. О том, что финансирование науки должно быть тесно увязано с результатами ее деятельности, о том, что наука и сама должна зарабатывать, о том, что дело иногда не в деньгах, а в недостатке идей и инновационных проектов, и о том, что надо в университетах готовить специалистов завтрашнего уровня по заявкам нанимателей.

Кто против?
По отношение государства к науке, к сфере образования иногда показывают и конкретные цифры. Доля ВВП, приходящаяся на науку всего 0,5%, когда еще недавно она была 1% и более. Нам только пообещали вернуть ее к прежнему уровню. Тогда как в развитых странах этот показатель доходит до 3%.



Лаборатории годами не обновляют оборудование. Зарплаты начинающих научных сотрудников и даже сотрудников среднего звена - низкие. Академик Войтович не так давно обнародовал, что его оплата труда со всеми доплатами за звания и степени укладывается в 900 рублей. Тогда как по Минску средняя зарплата находится в районе 1200 рублей. Ученым уже давно перестало быть престижным.

В докладе верно было отмечено, что остается слабым местом коммерциализация полученных научных разработок: «Ученые создают продукт, чудо, а его не берут в производство».
Борис Желиба
...Почему не поднять другую проблему: почему наша экономика, наши предприятия остаются не восприимчивыми к такому роду разработкам? Это как в советское время: все лучшие изобретения делались талантливыми учеными Советского Союза, а внедрялись они там, на Западе. Порою, вместе с уехавшими туда талантами.

Может потому, что директорат предприятия не желает рисковать. У него, прежде всего, план, над ним не одна инстанция - холдинг, концерн, министерство. Директор не самостоятелен, нужна куча согласований. В конце концов, ему выделена валюта сверху и, не дай Бог, дело не выгорит.

А надо бы, чтобы предприятие, его руководство были в этом отношении самостоятельными и не боялись принять на себя ответственность по внедрению перспективных научно-технологических решений.

То же во многом касается и сферы образования, которую затронул глава государства. Так ли уж отстают наши выпускники вузов от требований сегодняшних реалий? Ведь на их плечах держится и производство, и банки, и управление экономикой. Что ни говори, а молодые способные люди достойно сегодня трудятся и концернах, и в министерствах, в других важных государственных органах.

Это чувствуются по их профессионально грамотным решениям в трудных экономических и финансовых ситуациях. Наконец, профессиональная подготовка специалиста видна и слышна в их публичных выступлениях. И все критики системы образования, достигшие высот (наверное, вопреки ей?) из этой системы и вышли. Как и все мы.
Другой вопрос, что, как отмечают, почти все преподаватели вузов, с каждым годом из школ и колледжей абитуриенты приходят все менее подготовленными. Это несмотря на то, что очередная реформа в этом звене завершается. В отдельных вузах, как шутят студенты, работают или «пенсионеры», или «пионеры».

Зарплата профессора, также как и академика, не допрыгивает до средней по столице. Почасовая оплата труда - что профессора, что доцента - немногим больше полутора доллара. Поинтересуйтесь, сколько в час получает уборщица-эмигрантка в какой-нибудь Германии…

Несмотря на всё, вузы все-таки выпускают вполне современных, подготовленных для прогрессивной экономики специалистов. Если они (не без этого) прилежно учились.

Вопросы можно поставить и по другому: а всегда ли работодатель может предложить такому специалисту современное рабочее место, всегда ли наши предприятия работают в сфере высокой экономики? Почему, к примеру, в Беларуси магистр гарантированно не получает более высокую зарплату, чем, скажем, специалист или бакалавр? Как это, скажем, во Франции.

На съезде ученых можно было поднять и кучу других проблемных тем. Но одна из главных проблем состоит, на наш взгляд, в том, что само государство должно встать лицом и к науке, и к образованию.

наука, бедность

Previous post Next post
Up