Выставляем для обсуждения.
Будем благодарны за комменты.
Низкая эффективность инновационных фондов
Хотя в Республике Беларусь создаются отраслевые и территориальные инновационные фонды, на практике их деятельность в недостаточной степени ориентирована для внедрения именно передовых инновационных технологий и практически не связна с введением венчурного бизнеса.
При создании инновационных фондов предполагалось стимулирование за счет их средств внедрения отечественных и зарубежных передовых технологий и производство наукоемкой продукции. На практике же более половины средств таких фондов направляется на финансирование обычных капитальных вложений, а на научно-исследовательские работы выделяется примерно 11% средств. Средства инновационных фондов использовались как финансовый инструмент перераспределения доходов одних, более эффективных предприятий отрасли в пользу других, как правило, имеющих худшие результаты своей деятельности. При этом доля доля инновационных фондов в валовом внутреннем продукте сократилась с 2% в 2009 г. до 0,7 процента в 2011 г.. Такой подход не обеспечил инновационное развитие экономики и никак не обеспечивал финансирование венчурных проектов.
Роль Белинфонда
Имеющийся в стране Белорусский инновационный фонд (Белинфонд) существенно ограничен в финансовых средствах. В частности, в соответствии с Указом от 7.08.2012 № 357 Белорусскому инновационному фонду (Белинфонду) могут быть направлены 5% от всего финансирования республиканских инновационных фондов. Таким образом, по предварительным расчетам, в 2013 г. Белинфонд сможет получить около Br 80 млрд., тогда как на 2012 г. было выделено 130 млрд. рублей (менее $16 млн. по нынешнему курсу). Поскольку Белинфонд предоставляет финансирование на срок до 5 лет под 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка без требования залога и поручительства, то происходит постоянный рост заявок на финансирование инновационных и наукоемких проектов и уже начато освоение проектов с объемом финансирования в $5-10 млн. выделяемых средств явно недостаточно.
При этом Белинфонд в основном ориентирован на относительно крупные инновационные проекты с обязательной их окупаемостью: с привлечением его средств был построен завод по выпуску биологически активных веществ в Институте фармакологии НАН Беларуси, завода горячего оцинкования в Лиде, технологическая реконструкция ОАО «Электроаппаратура», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и др. При этом задолженность по займам Белинфонда взыскивается в республиканский бюджет со счетов предприятий в бесспорном порядке При этом применяется трехсторонний формат подписания договоров (фонд - предприятие - госзаказчик), что является своего рода гарантией успешного выполнения проекта и возврата государственных средств, которая компенсирует отсутствие залога и поручителей.
Вместе с тем, с 2010 г. Белинфонд первым в стране получил статус венчурного фонда и уже подготовлен проект указа о передаче части средств, выделяемых из бюджета для финансирования науки, для реализации венчурных проектов. При этом под венчурными проектами нами понимаются проекты, обладающие в совокупности тремя основными характеристиками инновационным характером, ожидаемой высокой доходности в случае их успешной реализации и относительно высоким риском потери инвестиций в случае выявленной неудачной реализации. В настоящее время ими финансируется 2 проекта по микроэлектронике в ГНПО «Планар», и один - по выпуску новых стройматериалов на условиях безусловной возвратности выделенных средств. Хотя в Указе № 357 появилась норма, предполагающая безвозвратное выделение денег инновационных фондов, но к переходу на действительно венчурные принципы финансирования инноваций Белинфонд пока не готов.
Очевидно, что Белинфонд в ближайшей перспективе на может самостоятельно финансировать действительно венчурные проекты за счет бюджетных средств. Следует также учитывать, что в зарубежной практике доля государства в финансировании инноваций не превышает 20-30%, остальное предлагают частные структуры. в формировании эффективной национальной инновационной системы, включая финансирование венчурных проектов, должны участвовать все субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности и специфики их хозяйственной деятельности.
Роль коммерческих банков в финансировании инновационной деятельности на современном этапе
За рубежом существуют различные точки зрения о роли банков в венчурном инвестировании. Одни специалисты считают, что по сравнению с рыночными системами (market-based systems) банки играют вспомогательную роль в венчурном инвестировании, поскольку инвестирование осуществляют, как правило, на поздних этапах финансирования проекта, а не на стадии start-up. Однако все больше распространяется точка зрения, что банки, являясь стратегическими инвесторами, соединяют процесс венчурного инвестирования и кредитования. При этом банки имеют широко разветвленную сеть и имеют возможность в использовании синдицированного кредитования. Специфика банковской деятельности позволяет им осуществлять более полный анализ деятельности инвестируемого предприятия на всех этапах жизненного цикла проекта. Наличие партнерских отношений с кредитором положительно влияет на объем венчурных инвестиций. Банки за рубежом заинтересованы в сотрудничестве с клиентами по всем направлениям банковской деятельности, в том числе и в направлении венчурного инвестирования.
В Республике Беларусь коммерческие банки играют первостепенную роль в аккумулировании и перераспределении свободных финансовых потоков, которые могут быть направлены на достижение качественного экономического роста, повышение конкурентоспособности страны на внешних рынках посредством производства высокотехнологичной продукции. Взнос банков в долгосрочное развитие экономики возможно за счет их участия в венчурном инвестировании.
Финансирование рискованных проектов может быть выгодно и самим банкам. Как показывает зарубежный опыт, участие в венчурном инвестировании направлено на достижение банками стратегических целей. Среди которых могут выступать стремление банков внедриться в новую отрасль (в качестве инвесторов в капитал), создание новых финансовых инструментов для увеличения доходности и участия в сферах, приносящих доход выше среднего. Банки также используют венчурные инвестиции для увеличения их кредитной активности за счет привлечения на обслуживание новых клиентов, ранее финансируемых в рамках венчурных проектов, повышения их лояльности.
Ограничения
Несмотря на значимые выгоды как для экономики в целом, так и для самих банков возможность их участия в финансировании венчурных проектов имеет существенные ограничения как законодательного, так и институционального характера.
Среди основных барьеров в области банковского законодательства можно отметить следующие. Инвестирование и кредитование венчурных проектов является долгосрочными высоко рискованными операциями для банков. С учетом того, что в ресурсной базе банка наибольший вес занимают заемные средства (около 80 процентов), а оставшаяся часть пассивов - собственные средства - предназначены для обеспечения безопасного функционирования банков и защиты интересов вкладчиков, регулятор создает законодательные барьеры рискованным активным операциям, либо допускает наличие таковых в определенных объемах для банков, имеющих высокую степень капитализации. Так, в случае долевого участия банка в уставном фонде небанковской кредитно-финансовой организации необходимо разрешение Национального банка. Регулятор предоставляет возможность банку в подобном участии только в случае его устойчивого финансового состояния и за счет собственных источников финансирования. При получении такого разрешения и вложении в уставный фонд другой организации средств банка, сумма долевого участия вычитается при расчете нормативного капитала. Величина нормативного капитала используется при расчете нормативов безопасного функционирования банка, влияя тем самым на показатели устойчивости и на объем его кредитных операций.
В области кредитования банки второго уровня разрабатывают локальные документы, на базе положений регулятора, регламентирующие порядок предоставления и погашения ссудной задолженности. Основными условиями предоставления кредитов является минимизация возникновения рисков невозврата кредитов, которая обеспечивается за счет реализации принципов, основными из которых являются возвратность, срочность, платность и обеспеченность. Следовательно, кредитование банками венчурных проектов осложнено по следующим причинам:
· венчурные компании на стадии своего становления не могут предоставить необходимого обеспечения по кредиту
· существующая практика оценки кредитоспособности заемщиков не позволяет банку принять обоснованное решение о возможности выдачи кредита
· венчурное кредитование рассчитано на длительный срок и должно обеспечиваться долгосрочными ресурсами банка, запас которых у банков ограничен.
Кроме вышесказанного, при осуществлении активных операций в зависимости от степени риска банки за счет прибыли делают отчисления в резервы, отвлекая часть ресурсов из оборота, неся упущенную выгоду.
Среди институциональных ограничений участия банков в венчурном инвестировании в Республике Беларусь можно выделить следующие:
· высокая доля централизованного государственного перераспределения финансовых потоков в стране;
· преобладание государственных предприятий, слабо заинтересованных в реальной инновационной модернизации, недостаточное развитие предприятий малого и среднего бизнеса, что мешает им полноценно участвовать в инновационной деятельности;
· отсутствие развитых рыночных институтов, способствующих формированию рынка рисковых инвесторов;
· низкая рентабельность деятельности предприятий нефинансовой сферы; концентрация финансовых ресурсов в банковской сфере;
· главенствующая роль банков в аккумуляции и перераспределении финансовых ресурсов при преобладании высокой доли государственных банков в капитале и активах банковской системы;
· использование финансовых ресурсов банковской сферы для поддержки организаций в нефинансовой сфере по приоритетным направлениям (сельское хозяйство, промышленность, строительство). Признается приоритетом и инновационная деятельность, однако банковская сфера это направление до настоящего времени практически не поддерживает;
· высокая конкуренция в банковском секторе оказывает влияние на прибыльность банков, что вынуждает их концентрироваться на доходных видах деятельности и ограничивает желание и возможности банков в открытии дочерних организаций, которые участвовали бы в финансировании инновационных проектов;
· вместе с тем, деятельность банков второго уровня (коммерческих банков) находится в сильной зависимости от решений Национального банка Республики Беларусь и проводимой им денежно-кредитной политики.
Исходя из вышесказанного, механизм участия банков Республики Беларусь в венчурном инвестировании должен включать возможность устранения законодательных ограничений, и учитывать особенности институциональной среды.
Предлагаемый механизм банковского финансирования инновационной/венчурной деятельности
С учетом специфики экономической деятельности в Республике Беларусь и необходимостью стимулирования инновационного/венчурного бизнеса представляется целесообразным подключить к этой деятельности институциональные структуры банковской сферы. При этом на начальной стадии формирования института венчурного инвестирования с участием банков главенствующую роль в данном процессе должен играть государственный регулятор (фонд «Белорусская венчурная компания»). Одними из основных задач данного фонда является финансовая поддержка венчурного инвестирования и участие от имени государства в создании и управлениями венчурными фондами с участием государственного капитала.
Механизм участия банков в венчурном инвестировании определяется степенью вероятности наступления риска. Участие банков в инвестировании инновационных проектов возможно или посредством венчурного финансирования или инновационного кредитования.
Вложения в инновационный бизнес на стадии “start up” сопряжены с высокой степенью неопределенности и рискованности. Поэтому для подлинно рискованных инвестиций в венчурные проекты на стадии освоения нового технологического процесса до выпуска первых образцов продукции необходима диверсификация банковских рисков посредством их разделения и рассредоточения среди группы инвесторов. Достичь данной цели возможно за счет формирования специализированного Банковского венчурного фонда (БВФ) в форме закрытого акционерного общества. Считаем целесообразным, чтобы на первом этапе свыше 51 процента уставного фонда будет сформировано за счет средств фонда «Белорусский венчурный фонд», а оставшуюся часть акций выкупят коммерческие банки. Таким образом, долевое участие банков в Банковском венчурном фонде составит не более 49 процентов.
На первом этапе Белорусский инновационный фонд курирует деятельность БВК, контроля и регулирования его деятельность. Затем, по мере накопления опыта, уставный фонд БВК увеличивается за счет дополнительного привлечения средств банков и расширения числа акционеров.
В целях упрощения процедуры предоставить банкам возможность их участия в Банковском венчурном фонде без предварительного разрешения Национального Банка Республики Беларусь при выполнении определенных условий. Право на участие в уставном капитале венчурного фонда будут иметь банки:
· с момента государственной регистрации которых прошло не менее пяти лет. Выбор подобного срока предоставит доступ к инновационным проектам только тем банкам, которые имеют долгосрочные стратегические планы развития, сформированную клиентскую базу, хорошую деловую репутацию, узнаваемый брэнд, а также опыт ведения бизнеса в банковской сфере;
· в течение периода своей деятельности банк имел устойчивое финансовое положение, и в полном объеме соблюдал установленные нормативы безопасного функционирования;
· объем собственного капитала банка составляет не менее 40 млн. евро в эквиваленте. Выполнение данного критерия даст доступ к венчурному инвестированию банкам с относительно высокой степенью капитализации.
В случае невыполнения хотя бы одного из выше перечисленных условий долевое участие банка в Банковском венчурном фонде возможно после получения соответствующего разрешения Национального банка Республики Беларусь.
На данный момент выше названным критериям соответствуют девять из десяти (за исключением ЗАО «Альфа-банк») крупнейших банков Республики Беларусь. При этом банки с долей государства в уставном фонде занимают доминирующие позиции в банковской системе, поэтому за ними должна сохраняться приоритетность их участия в венчурных фондах.
При привлечении в ОАО «Банковский венчурный фонд» девяти крупнейших банков Республики Беларусь при условии вложения в фонд 5 процентов собственного капитала величина уставного капитала венчурного фонда, сформированного коммерческими банками, составит примерно 2,0 трлн. рублей (по курсу НБ 8 500 составляет 27 млн. долларов США), что составит 49 процентов уставного фонда создаваемой венчурной организации. С учетом средств фонда «Белорусская венчурная компания», доля которого составит 51 процент, совокупная величина уставного фонда ОАО «Банковский венчурный фонд» сложиться в размере около 462 млн.долларов США.
А.И.Лученок, Н.В.Рябова