В начале декабря мы
коротко высказались по поводу Антикризисного плана для Беларуси одного известного в Беларуси переводчика, который после не очень удачной аспирантуры и попыток заняться политической деятельностью стал учить выходу из кризиса. В
комментариях нас попросили более подробно изложить наше мнение. Представляем коллективный материал (представлены далеко не все замечания).
О предложениях исполнительного директора аналитического центра «Стратегия» Романчука Я.Ч., изложенные в его Антикризисном плане для Беларуси
По указанному документу имеются следующие замечения и рекомендации.
Пакет действий № 1 «Стабильность цен и ликвидация товарного дефицита»
В плане предлагается отмена понятия «социально значимые товары» и ценового регулирования по ним. В условиях высоких темпов инфляции, сложившихся в Республики Беларусь, данная новация повлечет снижение жизненного уровня наиболее незащищенной части населения: пенсионеров, студентов, малоимущих граждан, и является неприемлемой в настоящее время.
Пакет действий №2 «Кредитно-денежная политика, ликвидация проблемы дефицита валюты»
1. В вышеназванном разделе предлагается ряд мероприятий, которые или уже внедрены, или предполагаются к внедрению в 2012 году. Так, уже осуществлен выход на единый курс белорусского рубля, прекращена практика субсидирования коммерческих организаций посредством доступа к валюте по заниженному курсу, валютный курс определяется по результатам торгов на БВФБ на основе спроса и предложения. Сделаны определенные шаги по прекращению практики эмиссионной поддержки бюджетных расходов. В 2012 году предполагается ввести запрет на приобретение Национальным банком непрофильных активов.
2. Предложенная Я. Романчуком формулировка единственной цели НБРБ - обеспечение стабильности денежной единицы РБ, уже имеет законодательное закрепление и не противоречит двум другим целям, сформулированным в Банковском кодексе. Так, в статье 25 Банковского кодекса Республики Беларусь определяются следующие основные цели деятельности Национального банка:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Считаем нецелесообразным внесение предложенных Я. Романчуком изменений в устав Национального банка в части формулировки цели его деятельности.
3. Не ясен придуманный Я. Романчуком механизм «введения запрета на обременение НББ задачами, которые могут поставить под угрозу выполнения им своей единственной цели», так как НБРБ и так обязан руководствоваться в своей деятельности действующим законодательством, в частности, Банковским кодексом Республики Беларусь.
4. В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год основной целью денежно-кредитной политики названо обеспечение снижения инфляции с помощью монетарных инструментов. Т.е. в 2012 году Национальный банк планирует перейти к таргетированию инфляции, ориентировочное значение которой определено на уровне 19-22% в год. Предлагаемый Я. Романчуком целевой индекс потребительских цен в 2012 год на уровне 5% не обоснован и с учетом сложившихся экономических условий не выполним с учетом того факта, что в настоящее время доминирует инфляция спроса, а не инфляция предложения.
5. Вызывает возражение предложение о необходимости предоставления банкам права самостоятельно определять размер процентных ставок по депозитам, кредитам вне зависимости от ставки рефинансирования. Коммерческие банки при проведении пассивных и активных операций проводят самостоятельную политику, руководствуясь нормативами безопасного функционирования и складывающейся конъюнктурой на финансовом рынке. Так, при действующей в настоящий момент ставке рефинансирования 45% годовых, ставки по депозитам достигают 60%, а по некоторым кредитам около 100% годовых. Национальный Банк как «кредитор последней инстанции» применяет ставку рефинансирования в качестве одного из инструментов денежно-кредитного регулирования экономики, с которой связаны размеры процентных ставок инструментов регулирования ликвидности (кредит овернайт, СВОП овернайт, депозиты овернайт и др.). Таким образом, ориентация коммерческих банков на ставку рефинансирования носит не директивный, а рыночный характер.
6. Непонятно предложение по повышению нормы обязательного резервирования банков до 10% объема выдаваемых кредитов до 2013 г. и до 15% к 2017 г.. Норма обязательных резервов рассчитывается от объема привлеченных средств в национальной и иностранной валюте и служит двум целям: формирование определенного гарантийного фонда, обеспечивающего выполнение обязательств перед вкладчиками; использование Национальным банком Фонда обязательных резервов как инструмента денежно-кредитного регулирования. Привязка нормы обязательного резервирования к объему выдаваемых кредитов, во-первых, прямо не связана с гарантированием возврата средств вкладчиков, во-вторых, в результате изъятия средств из объема активных операций коммерческих банков произойдет удорожание кредитов с целью компенсации потерь от данного изъятия.
7. Непонятна цель создания Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которое фактически будет являться органом, дублирующим ряд основных функций Национального банка (регулирование финансового рынка и финансовых организаций).
8. В плане предусматривается формирование в рамках бюджета на 2012 - 2013 гг. Резервного антикризисного фонда в размере 8% доходов консолидированного бюджета. Данные ресурсы предлагается направлять для экстренного пополнения ликвидности банков или коммерческих предприятий, которые испытывают негативные последствия реализации системных рыночных реформ. Данное предложение экономически не обосновано, т.к. государственные средства предлагается направлять на финансирование расходов коммерческих организаций.
9. Предложения автора по либерализации валютного рынка (прекращение практики выделения целей при покупке валюты резидентами, ликвидация нормы обязательной продажи валютной выручки и др.), действительно актуальны и должны быть реализованы в ближайшей перспективе рамках соглашений стран ЕЭП.
10. Положительный эффект будут иметь предложения по дальнейшему развитию финансового рынка и банковской системы РБ:
- запрет Национальному банку финансирования государственных инвестиционных программ, иных расходов правительства или коммерческого сектора;
- передача Национальным банком пакетов акций, которыми он владеет, на баланс Госкомитета по имуществу;
- обеспечение прозрачности финансовых потоков банков, введение обязательной полной квартальной отчетности финансовых организаций с подробными комментариями в соответствии с требованиями «Базеля-II» и МСФО;
- введение обязательного раскрытия номинальными держателями сведений о владельцах акций банков;
- введение практики проведения регулярного стресс-тестирования банков по различным сценариям;
- создание частных кредитных бюро.
Однако следует учесть, что часть из них также уже реализуются.
Пакет действий № 3 «Бюджетная политика»
1. Пакет действий №3 антикризисного плана Я. Романчука «бюджетная политика» основан на принципах, многие из которых зафиксированы в действующем Бюджетном кодексе, в частности, предельный размер дефицита бюджета в размере, не превышающем 3% от ВВП, несеквестируемое финансирование отдельных защищенных статей расходов; выполнение обязательств государства перед пенсионерами и социально уязвимыми гражданами и т.п.
2. Не обоснована норма предельного уровня совокупных государственных расходов в размере 33% ВВП. Величина расходов формируется исходя из доходов бюджета, а также предельного уровня дефицита бюджета.
3. Вызывает сомнение целесообразность формирования резервного антикризисного фонда в размере 8% доходов консолидированного бюджета, который будет использоваться для экстренного пополнения ликвидности банков и коммерческих предприятий, испытывающих негативные последствия реализации рыночных реформ. Во-первых, такое предложение противоречит предложению самого автора о ликвидации льгот, преференций, бюджетных трансфертов и т.д. Во-вторых, бюджетная поддержка банков и предприятий еще более сократит финансирование социальной сферы. Создание резервного пенсионного фонда с отчислением в него 60% от продажи республиканского имущества; резервного фонда стабилизации региона с зачислением в него 40% поступлений от продажи коммунальной собственности взамен имеющихся (в частности, фонда социальной защиты населения), по нашему мнению, будет способствовать развитию и процветанию бюрократии, от которой автор предлагает избавиться. Кто получит данные немалые средства и кто определит, кому они нужнее?
4. Предложения о введении «двухуровневого бюджета» не соответствует общепринятой терминологии, в соответствии с которой количество уровней бюджета определяется административным устройством, а не длительностью периода, на который принимается бюджет. Переход на среднесрочное бюджетное планирование также предусмотрено планами Министерства финансов.
5. В качестве стимулирующей меры автором предлагается автоматически отправлять министра финансов в отставку, если в течение двух лет подряд допускается дефицит бюджета. Отметим, что расходы и доходы республиканского бюджета утверждаются соответствующим законом. Следовательно, перенос всей ответственности за формирование республиканского бюджета на одного человека является недопустимым.
Пакет действий №4 «Налоговая политика»
1. В пакете действий №4 представлена налоговая политика, названная автором «новой инновационной налоговой системой». Выдвинутые принципы снижения налоговой нагрузки, простоты и понятности системы налогового администрирования, ликвидации налоговых льгот и преференций в литературе предлагались неоднократно.
2. Предложенная система по нашему мнению имеет следующие положительные моменты:
- снижается количество налогов и они рассчитываются по единому проценту;
- отменяются плановые бюджетные поступления от штрафов, пени и конфискуемого имущества;
- предлагается проведение налоговой амнистии;
- снижается налоговая нагрузка на юридические лица с крупным и средним капиталом;
- предлагается введение ежегодного независимого аудита по распределению, расходованию ресурсов республиканского и местных бюджетов, использованию государственного имущества и опубликование его результатов на сайте Министерства финансов в открытом доступе;
- ликвидация внебюджетных фондов (частично это уже предусмотрено в Бюджете на 2012 год).
3. Недостатки предложенной налоговой системы:
- отсутствует обоснование введения налога с розничного товарооборота товаров и услуг взамен НДС и налога на прибыль, особенно в части декларирования повышения конкурентоспособности, стимулирования экспорта и выхода из тени значительной части экономики. В настоящее время Республика Беларусь входит в различные объединения: СНГ, ЕВРАзЭС, Таможенный союз, Союзное государство с Российской Федерацией. С 2012 года будет образовано Единое экономическое пространство (ЕЭП), в которое войдут Россия, Республика Беларусь и Казахстан. Введение данного налога противоречит принципу гармонизации налоговой системы и будет сдерживать свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы в рамках единого экономического пространства. Кроме того, налог с розничного товарооборота, в отличие от НДС, взимается со всей стоимости реализованной продукции. С его введением экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог по нулевой ставке, что может повлечь увеличение цен экспортируемой продукции и, соответственно, повлиять на конкурентоспособность отечественной продукции. С введением данного налога увеличится налоговая нагрузка субъектов хозяйствования, использующих упрощенную систему налогообложения;
- отсутствует обоснование предлагаемого «социального налога» по единой 15% ставке. На наш взгляд, это приведет к значительному снижению уровня жизни социально уязвимых граждан, что является недопустимым для социально-ориентированного государства. Кроме того, увеличится налоговая нагрузка на физических лиц, которые платят 12% подоходного налога, имея при этом налоговые вычеты. Введение единого социального налога вместо существующих отчислений в ФСЗН (ставка 35%) и подоходного налога (ставка 12%) уменьшит поступления в бюджет и приведет к дефициту финансовых ресурсов в системе пенсионного обеспечения. Гораздо более привлекательным видится дифференцирование подоходного налога по уровню доходов работников;
- в плане предлагается предоставить право местным органам власти вводить налог на недвижимость и землю для финансирования своих расходов. Отметим, что в Республике Беларусь существуют и успешно применяются налог на недвижимость и земельный налог. Порядок исчисления и уплаты закреплен в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. Таким образом, данное предложение неактуально.
Пакет действий №5 «Реформа системы государственного управления»
1. В плане предусматривается переход на двухуровневую структуру правительства. Первый уровень - министерства. Второй уровень правительства - агентства. В частности, предлагается создать агентство по промышленности, агентство по сельскому хозяйству, агентство по образованию и науке, агентство по здравоохранению, агентство по жилищно-коммунальному хозяйству, агентство по энергетическому рынку, агентство по экологии и природным ресурсам, агентство по архитектуре и строительству, агентство по телекоммуникации и связи, агентство статистики и анализа. Сегодня работу в данных направлениях осуществляют министерства. На наш взгляд, отсутствует преемственность предлагаемой структуры управления и существующей, а также логика в построении системы государственного управления.
Пакет действий № 7 «Приватизация»
1. В пакете действий № 7 «Приватизация» предлагаются достаточно жесткие подходы к объемам приватизируемого имущества и срокам проведения приватизации. В частности, Я. Романчуком составлен перечень объектов, находящихся только в собственности государства. Для остального республиканского и коммунального имущества предусматривается приватизация, исходя из того, что к 2015 году доля частной собственности в общем объеме активов страны должна составлять 80% (п. 4). Одновременно с имуществом предлагается осуществлять продажу земли.
2. Нельзя согласиться с механизмом проведения приватизации, предлагаемым Я. Романчуком. Исключительным правом реализации государственного имущества предусматривается наделить Министерство по государственному имуществу и приватизации (п. 3). При приватизации предлагается игнорировать мнение рабочих коллективов предприятий, концернов, министерств, арендаторов государственного имущества, Администрации Президента, облисполкомов и Минского горисполкома и др. (п. 5).
3. При проведении приватизации устанавливаются необоснованные ограничения для потенциальных покупателей имущества: «Приватизацию государственного имущества осуществляют только частные субъекты хозяйствования. Белорусские и иностранные государственные предприятия или предприятия, доля государства в акционерном капитале которых превышает 25%, не имеют права приобретать государственное имущество Беларуси» (п. 16). Дополнительно автором указывается, что приобретение покупателем объекта государственной собственности на аукционе не предполагает выполнение им дополнительных условий по отношению к приобретаемому имуществу (п. 19).
4. Необоснован пункт 10: «При продаже государственных объектов стоимостью более $500 млн. рабочему коллективу на безвозмездной основе передается 5% акций» (п. 10).
5. Анализ пакета действий № 7 «Приватизация» позволяет сделать вывод, что он направлен, прежде всего, на распродажу государственного имущества и активов страны, в том числе и при отсутствии какой-либо экономической целесообразности в продаже отдельных предприятий. Упор делается на продажу контрольных пакетов акций (50% плюс одна акция) (п. 22). В целом заявленные предложения не могут быть приняты, т.к. не соответствуют взвешенной и рациональной политике государства по управлению государственным имуществом.
В заключение хотелось бы отметить, что в представленном антикризисном плане многие заявленные проблемы и задачи сформулированы на основе эмоционально - популистских оценок без экономического анализа реальной ситуации, сложившейся в экономике Республики Беларусь и не соответствуют действительности. Например, на стр. 34 Я.Романчук пишет: «4. Увеличение пенсионного возраста в рамках государственной пенсионной системы будет производиться только после того, как средняя продолжительность жизни в Беларуси превысит 70 лет». В то время как по данным Министерства и анализа Республики Беларуси средняя ожидаемая продолжительность жизни уже превышает 70 лет (начиная с 2007 года). Предложенные меры также носят декларативно - популистский характер, отсутствуют экономические расчеты, подтверждающие, что данные меры принесут ожидаемый эффект.
Некоторые предлагаемые меры не учитывают белорусской специфики и обязательств, принятых Республикой Беларусь, по международным договорам. Например, на стр. 11 Антикризисного плана предлагается ввести «акцизы на производителей электроэнергии, газа, минеральных продуктов, ликероводочных товаров и табачных изделий, по ставкам которые применяются в Европейском Союзе», что может противоречить обязательствам, принятым Республикой Беларусь в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства.
Ознакомление с антикризисным планом позволяет сделать вывод о том, что обозначенные автором проблемы и задачи и предлагаемые пути их решения оторваны от реальности, а главное, носят субъективный характер с акцентом декларативности.