Для тех, кто впервые приезжает в Южную Корею, одной из самых поразительных особенностей городов страны является преобладание гигантских, одинаково выглядящих жилых комплексов.
Эти высотные комплексы монументальных размеров, состоящие из плит и башен, которые посторонние часто высмеивают как унылые и уродливые, называются «апату данджи» - «жилой комплекс» по-корейски. - повсеместно распространены: по состоянию на 2021 год 61% всех корейцев (и даже больше в Сеуле и его окрестностях) живут в квартирах или многоквартирных домах, большая часть которых находится в высотных башнях, обычно от 12 до 15 этажей, но могут достигать высоты 50.
Тем не менее, эти внешние данные опровергают те качества, которые сделали их зачастую успешным решением для страны, переживающей быстрый рост. Плотность апатуса стала ключевым инструментом, который облегчил доступ обычных людей к комфортабельному и удобному жилью. И хотя они следуют международному эстетическому стилю, они обладают многими особенностями, специально адаптированными к корейским вкусам и обычаям.
Еще одна особенность отличает их от подобных комплексов в других местах. Отражая огромную роль корпораций в развитии Южной Кореи, они часто создавались крупнейшими мировыми потребительскими компаниями - Samsung Group, Hyundai Motor Group, LG Group и другими, - имена которых известны во всем мире.
Исключительно корейская модель
История создания этих построенных корпорациями жилых комплексов уходит корнями в период восстановления Южной Кореи после Корейской войны. Когда война закончилась в 1953 году, последовала быстрая урбанизация с массовой миграцией в пострадавшие от войны города, что потребовало перехода к крупномасштабному жилищному строительству. Многим вновь прибывшим пришлось жить в незаконных поселениях на окраинах города, в местах, где существующее жилье все еще представляло собой традиционный «
ханок», низкопрофильное жилье. подъемный индивидуальный дом построен из камня, дерева и штукатурки.
Модернизация, соответствующая этой миграции, всерьез началась в начале 1960-х годов под властью военного диктатора Пак Чон Хи, который проводил политику быстрой индустриализации в попытке экономически догнать Японию и западные страны.
Население Сеула выросло с 1 миллиона в 1953 году до примерно 2,5 миллионов в 1960 году. Без планирования такого бурного роста и урбанизации, неформальное жилье распространилось по всему городу, вторгаясь в горы, реки, зеленые пояса, национальные земли и даже дороги. Не менее трети всех жителей жили в наспех построенных, обшитых вагонкой домах.
Иллюстратор: Джош Крамер/Bloomberg CityLab
Иллюстратор: Джош Крамер/Bloomberg CityLab
Комплексы апату с высокой плотностью населения рассматривались как единственное жизнеспособное решение для размещения растущего населения Сеула. Хотя эта быстрая трансформация отразила глобальные тенденции урбанизации, выделяется участие конгломератов чеболей. Hyundai, компания, наиболее известная во всем мире благодаря производству автомобилей, строила жилье (не только для своих сотрудников) еще в 1940-х годах. Первоначально по заказу американских военных корпорация также строила дороги, мосты и склады по всей стране. Эти разработки были не полностью частными, а результатом сотрудничества государственных компаний и частных конгломератов.
Первый современный жилой комплекс
Mapo Apartments в западном Сеуле был построен в 1962 году государственной Корейской национальной жилищной корпорацией. Его 10 шестиэтажных жилых домов представляли собой заметное улучшение по сравнению с условиями, которые были знакомы многим жильцам: в комплексе было центральное отопление и такие удобства, как игровые площадки и магазины. Над его строительством работали пять компаний, среди них Hyundai Engineering & Строительство, по-прежнему один из крупнейших конгломератов страны.
Будучи бывшей японской колонией, многие политики развития были перенесены в Южную Корею из Японии, поскольку правительство стремилось подражать быстрому росту своего соседа, включая активное участие корпораций.
Японские «дзайбацу» - семейные конгломераты, сыгравшие центральную роль в модернизации страны в 20-м веке, - послужили моделью участия корпоративных титанов в восстановлении Южной Кореи. .
От Ханока до Апату
Успешное широкое внедрение многоквартирных жилых домов никогда не было предрешено. Ранние формы таких зданий в 1960-х годах зачастую были низкого качества. Согласно
исследованию Раффаэле Пернису из Университета Нового Южного Уэльса, их радиаторы западного типа поначалу казались чуждыми: Традиционные корейские дома оборудованы система подогрева пола, известная как «
ондол», в которой печь нагревает тонкий каменный пол и обогревает весь дом.
Согласованные усилия корейского правительства, направленные на строительство сборных высотных зданий более высокого качества, тем не менее, помогли изменить восприятие людей, а строительство густонаселенных жилых районов в Сеуле получило дополнительный импульс после того, как правительство приняло Закон о содействии жилищному строительству. в 1972 году.
Другие элементы дизайна сделали эти более поздние комплексы более желанными. Они могут быть построены специально вокруг или рядом с важными услугами и удобствами, такими как школы, магазины и транспортные развязки, и украшены такими элементами, как каменные бассейны и сады. По сути, они немного отличались от модели Корбуса
башен в парке, поскольку были менее изолированы в городской структуре. Такое внимание к удобствам и ориентация комплексов на более состоятельных жителей привело к тому, что жилые комплексы отличались от аналогичных жилищ в США - и в некоторой степени в Европе - где такие проекты часто рассматривались как нежелательное, неудачно расположенное жилье для людей с низкими доходами. .
Таким образом, некоторые ученые связывают корейские проекты с западными идеями, такими как английское движение
Город-сад 19-го века, а также с американскими градостроителями. Кларенс Перри, который разработал концепцию автономной «
районной единицы» в 1920-х годах. Концепция - предшественник широко обсуждаемого сегодня «
города за 15 минут» - также имеет параллели в советском
микрорайон, где были запланированы отдельные микрорайоны со специализированными торгово-бытовыми комплексами.
Внутри квартиры были созданы под влиянием японской
конфигурации LDK - гостиной, столовой и кухни - которая сама по себе была заимствована из Западные идеи. Но традиционные корейские элементы дизайна также сохранились: более поздние версии, например, включали обновленную версию отопления в стиле ондоль с использованием электрических элементов или труб с горячей водой, предоставляя практичные, знакомые способы пережить часто морозные зимы в Корее.
Несмотря на совершенно другой внешний вид, центральный двор традиционного ханока продолжает жить в центральном холле и коридоре типичных квартир.Фотограф: Сонджун Чо/Bloomberg
Несмотря на совершенно другой внешний вид, центральный двор традиционного ханока продолжает жить в центральном холле и коридоре типичных квартир.Фотограф: Сонджун Чо/Bloomberg
Эти апартаменты также переняли традиционные функции «маданга», или внутреннего двора ханок, благодаря центральной гостиной, предназначенной для прохода в другие комнаты типовой трехкомнатной квартиры. Согласно
докладу ученых за 2016 год, это проходное сердце в каждой квартире служило общим ядром, которое «сохраняется в качестве фокусного пространства для семейной жизни». Нахян Бён и Джэпиль Чхве. Повсеместный закрытый балкон в квартирах обеспечивает дополнительное место для стирки или хранения вещей, одновременно визуально открывая пространство наружу.
В результате появился тип жилья, который внешне напоминал аналогичные застройки по всему миру, хотя и отражал местные нормы. Как пишет Чой: «Современные квартиры в Корее могут быть чрезвычайно популярны, потому что они, кажется, отражают совершенно современный (западный) образ жизни, но на самом деле позволяют сохранить многие традиционные модели поведения».
Символы состояния
По мере развития Южной Кореи жизнь в современных квартирах, поддерживаемых корпоративными названиями, стала синонимом восходящей мобильности. Почти идентичные планы этажей, воспроизведенные в тысячах комплексов по всей стране, не были восприняты как недостаток. Именно эта стандартизация сделала квартиры хорошей инвестицией, «силой, гарантирующей предсказуемый продукт общепринятой стоимости»,
написала Андреа Принс, базирующаяся в Роттердаме компания. архитектор и исследователь, изучавший жилищное строительство в Корее.
По мере того, как страна становилась богаче, жилые комплексы также развивались, чтобы обслуживать растущие слои семей среднего и высшего среднего класса. У Аён, доцент Высшей школы городских исследований Университета Ханьян в Сеуле, сказал, что с конца 1980-х годов более роскошные квартиры продаются семьям с более высокими доходами с английским словом «особняк», которое призвано вызвать престиж. . (Этот термин также используется в
Японии). Квартиры обычно носят название конгломерата, который их построил, а также какое-то западное слово, обозначающее богатство.
В результате некоторые из наиболее востребованных разработок Сеула носят названия, которые могут показаться странными для англоговорящих людей, например
Raemian La Classy и
H Forecent от Hyundai. "Маркировка квартир в Корее, по сути, стала отражением социального статуса, потому что благодаря бренду любой, даже ребенок, может сразу отличить элитные квартиры от квартир государственного жилья", - говорит Ву.
Расположенные в богатых районах, таких как Каннам и Ханнам-дон, эти комплексы также предлагают многочисленные удобства, компенсирующие относительно небольшую площадь квартир, такие как кафе, библиотеки или читальные/учебные залы. В самых элитных комплексах расположены тренажерные залы, сауны, небольшие детские аквапарки и, что отражает увлечение корейским гольфом, крытые тренировочные площадки. Их связи с технологическими компаниями могут предоставить им другие возможности, например, «умные» устройства Samsung.
Даже старые и ветхие жилые комплексы, не предлагающие подобных услуг, могут привлечь жильцов - благодаря самим своим недостаткам. Некоторые южнокорейцы вкладывают свои деньги в разрушающиеся старые квартиры, надеясь, что здания вскоре будут снесены и заменены новыми. Домовладельцы, имеющие право на квартиры в новом комплексе, могут затем получить значительную прибыль от увеличения стоимости недвижимости в результате «чэгеончук», или реконструкции. По этой причине нередко можно встретить очень богатых людей, живущих в самых ветхих многоквартирных домах.
Сокращение спроса
На данный момент опробованная модель массового строительства жилых комплексов не демонстрирует никаких признаков замедления. Владение такой квартирой по-прежнему остается главным стремлением для большинства южнокорейцев, которых привлекает безопасность этого класса активов и важность близости к хорошим школам и другим объектам, связанным с образованием, которые группируются вокруг крупных комплексов. Самый большой в стране жилой
комплекс, рассчитанный на размещение более 10 000 семей, в настоящее время строится в Сеуле.
Однако эти огромные объемы не помешали Сеулу пережить кризис доступности, который сейчас характерен для процветающих городов мира. Апату стоят недешево. И хотя изначально предполагалось, что квартиры будут принадлежать их жильцам, затраты на это становятся все более недоступными, и большинство из них теперь сдаются в аренду. Обычно это происходит по характерной южнокорейской модели контракта «
чонсе», где вместо арендной платы арендаторы вносят огромный залог, равный до 90% стоимости аренды. стоимость дома, от которой арендодатели получают проценты во время аренды - модель, которая в настоящее время находится в кризисе, которая даже на пике своего развития исключала людей, не имеющих доступа к капиталу.
щие качества апату-данджи. «Когда мы просто изучаем планы этажей этих корейских квартир, они представляют собой одну из лучших форм жилья с точки зрения эффективности и удобства», - сказал Чхве Ду Хо, основатель и глава Tomoon Architects & Инженеры в Сеуле. «Но это становится проблемой, когда их бесконечно дублируют, не принимая во внимание, насколько хорошо и гармонично они сочетаются с остальной частью города и его окрестностями».
Старые блоки этого типа кажутся некоторым слишком гармоничными, за их единообразие их прозвали «спичечные коробки». Однако новые блоки имеют тенденцию добавлять престижные функции, такие как увеличение соотношения стекла и бетона, игра с нерегулярными
линиями или снаружи или добавление небесных мостов между башнями. Эти отличительные особенности также используются для придания комплексам фирменного стиля: например, бренд недвижимости Lotte Castle использует золотую отделку снаружи, чтобы люди узнавали в здании продукт Lotte.
Как и во всем мире, Covid-19 также изменил взгляд некоторых южнокорейцев на свое жилое пространство. Как сообщали местные СМИ , во время пандемии многие горожане жаждали открытого пространства и нашли способы перепрофилировать балконы в своих квартирах, ограждая ранее использовавшиеся пространства. в основном для хранения или сушки одежды со стеклом и размещения ее в жилых комнатах. В связи с растущим спросом на открытое пространство правительство Сеула недавно
внесло поправки в правила, разрешающие строительство выступающих балконов в многоквартирных домах выше 20 этажа.
В долгосрочной перспективе мощные социальные и демографические тенденции также могут поставить под угрозу жилищную модель. В стране с одним из самых низких
коэффициентов рождаемости в мире меньше людей вступают
в брак Количество и
одиночных домохозяйств растет, что позволяет предположить, что спрос на крупномасштабные многоквартирные комплексы в будущем снизится.
«Форма жилья в Корее должна и будет меняться со временем, поскольку существуют ограничения на массовое предложение квартир, учитывая меняющийся социальный ландшафт», - сказал он. - сказал Чой, архитектор. «Я надеюсь, что мы начнем с основ и переосмыслим, как должно строиться жилье по всей стране, и какое жилье необходимо в разных районах, потому что нам действительно не нужны высотные, модные квартиры во всех частях Южной Кореи».
ссылка