Продовження. В цей пост переношу те, що було, власне, винесено з коментів, адже там все довго колективно розжовували.
Луче Чучхе: Да, по крайней мере в любовных романах точно полно таких умолчаний.
Но:
- любовные романы так и маркированы, все о них знают, какого пошиба эта литература, делать их своим основным чтением мало кому придет в голову. А вот в фандоме нередка ситуация, что читатель на какое-то время конкретно так переходит на чтение почти только фанфикшена. И фанфикшен среди его читателей вовсе не маркирован в таком духе, как любовные романы. Читательницы напротив, часто уверены, что они очень прогрессивны, раз читают и тем более пишут. Тем более идет постоянная борьба с противниками фанфикшена, слэшеров с антислэшерами, на фоне этой борьбы совсем теряется из виду - а что именно читаем и пишем, какие именно правила применяются для чтения и написания, насколько мы осознанно выбирали эти правила, как все это на нас влияет. Любой анализ воспринимается в контексте борьбы (вот пришли враги и специально гадости про нас говорят - жду, кстати, такого здесь.)))). А ведь понять, как работает то, в чем ты многочасово зависаешь, имхо, очень интересно;
- в любовных романах или боевиках все-таки, мне кажется, необходимость додумывания касается чаще какой-то одной стороны текста, или нескольких, в общем, их ограниченное количество. Все остальное страдает скорее просто от низкого качества текста, чем от специальной, систематической отмены реалистического способа восприятия с заменой его на специально-нишевый. Т. е. бывает, что автор - человек с особенным... хм.... восприятием, и это переносится в текст, но это обычно бывает замечено читателями- они говорят "вот здесь дивно". В фанфикшене отмена реалистического восприятия _вообще_ - как бы основное условие чтения. Как бы работает негласное правило - "если автор воспринимает мир сильно специфически и это отражается в его творчестве, так что герои ведут себя странно, например, их названные мотивы категорически не совпадают с воплощенными в действии, или автор незаметно для себя выводит альтернативную мораль - то надо отключить реалистическое восприятие и попытаться эмоционально вникнуть в текст так, чтобы противоречия стали незаметны, при этом игнорирование правил физики, канонности характеров, цельности характеров, даже сказанного автором прямо в тексте - дозволено и является нормой". Это можно заметить во многих обсуждениях фиков - читатели поняли текст совсем по-разному, но совершенно не замечают этого, потому что эмоционально они на одной волне, их вставило. Вставляние становится ключевым, сюжет неважен, сказанное автором неважно, авторская задача - неважна. В том числе сами авторы начинают уже считать так же - а какая разница, что я хотел сказать и показать, это же неважно, попытки читателя понять авторский замысел воспринимаются с недоумением (и речь не о критике, речь о самых доброжелательных рассуждениях - когда читателя и вставило, и в то же время он задумался над текстом). Это, авторское, пока не совсем мейнстрим, мне кажется, но этого становится все больше. В этом плане неумелые наивные попытки плохих авторов неуклюже показать и сказать что-то супер-пупер глобальное, хотя и выглядят нередко смешно, на деле здоровее - человек ощущает, что такое в общем и целом текст, просто у него лично умений не хватает воплотить требования и оценить качество своего воплощения.
Так что, имхо, нет, картина не та же, внешне похоже, элементы местами те же, а общая картина в конечном итоге выходит другая.
И в фанфикшене это именно тенденция, поддерживаемая в том числе "экономически" - т. е. читательским вниманием.
Кстати, про любовные романы и прочую нишевую литературу.
Сравниваем уровень условности, требующийся для восприятия любовного романа и распространенных кинков:
- условие "героиня истеричка, но все положительные герои этому умиляются" - против "все геи";
- условие "герой обязательно полюбит героиню" - против "героя многократно страшно насилуют, и это возбуждает";
- "героиня красотка, но считает себя дурнушкой" - против тентаклей и мужской беременности;
- "герой показывает героине свою слабость, она о нем заботится" - против "герой ослеп, остался без ног, парализован, другой герой обмывает его и выносит утки и это вставляет;
- "герой сражается, ранен и красиво страдает" - против "герой находи возбуждающим вид другого героя в то время, когда его страшно пытают".
И так далее. В сравнении в любовных романах все очень даже мягенько, то, что для фанфикшена обычно, в ЛР шокирует, в фанфикшене уровень условности куда выше. И я думаю, дело именно в масштабах отказа от реалистического восприятия, в масштабах смешения "реальности" и фантазии.
augustblue: одна из осей классификация фанфикшна - утопический vs. обвинительный пафос
(формулировка не очень удачна). дальше цитата из поста: "вторая часть противопоставления, по меткому замечанию [Image]amphigyeis, распадется на антиутопичность и, условно, "реалистичность"; кроме того, обвинительность нередко оказывается своеобразным контейнером для утопичности, одновременно маскируя, затушевывая её, - например, в chan slash и incest!fics. Это тоже континуум, и с флаффом/ангстом эта ось пересекается лишь отчасти. И здесь есть большая серая зона, которая отчасти, вероятно, объясняется двусмысленности вины в фанфикшне, которая зачастую фантазийна и примитивна". и процитирую еще свой собственный коммент (пояснение к "серой зоне"): "я приведу условный пример: герой X жестоко издевается над героем Y. долго, со смакованием подробностей. и читателю вроде бы дают понять, иногда в том числе через размышления самого героя X, что виноват он, виноват. или это вообще фантазия героя X, которую он решает не воплощать, потому что как-то это вроде бы нехорошо. но описание фантазии очень длинное и красочное, с энцой, что наводит на подозрение, что, хотя фик формально про плохое и как делать не надо, эмоционально он довольно-таки амбивалентен.
очень часто система этических координат задается через вину. но вот, грубо говоря, у Льва Толстого меня впечатляет, что, констатировав "так жить нельзя", он не фокусируется на вопросе "насколько всё-таки этот персонаж оказался плохим и какие именно кары я теперь буду обрушивать на его (её) голову до конца книги как из внутренней, так и из внешней реальности", а скорее "как нам теперь действовать". то есть чувство вины, как правило, рано или поздно синхронизируется с системой ценностей и приводит к репарациям, то есть оно реалистично и преодолевается через конструктивные, по замыслу, действия. и вообще выполняет функцию информирования ("что-то пошло не так").
в фанфикшне же (но и не только в нём) автосинхронизация нередко отключена, причём не только на уровне головы героя, но и на уровне виртуальной реальности. результат двояк: во-первых, не всегда можно понять, в ценностном фрейме этого мира - герой таки реально виноват в чём-нибудь или нет, потому что разговор происходит на уровне его переживаний и только (так что разные его "вины" неотличимы друг от друга по значению); а во-вторых - и именно это, кмк, характерно для опреденного рода фанфикшна - вина включена как фактор в мазохостскую организацию желания, и оказывается источником удовольствия наравне со всеми прочими. внешней оценке она при этом может и не подвергаться вовсе - и в этом случае особенно вероятна пресловутая "серая зона", в которой и не поймешь, бичует автор пороки или, наоборот, описывает желаемое (локально, конечно) положение дел"
Луче Чучхе: и вот эта разрушительная сторона - было бы интересно, если бы вы очертили, каков именно её механизм, по вашему предположению. в опыте оно мне не дано, а что препятствует мирного сосуществованию разных навыков для разных случаев, мне пока не очень понятно. (кроме случаев, упомянутых в последнем абзаце - понятно, что если опыта "собственно-литературного" чтения нет или критически мало и навыки пока не развились, то это, действительно, отдельная задача.)
1. у человека один мозг на все случаи жизни,
а не несколько для разных случаев, возможность применения разных навыков для разных случае ограничена и самими возможностями мозга и тем, насколько случаи опознаются как разные, и в чем разные. Нет отдельного мозга для чтения. при чтении или просмотре сериалов в целом используются те же навыки, те же области мозга, что при проживании реальных ситуаций;
2. т. е., например, человек вполне способен воспринимать переходы от подробного повествования к неподробному, а потом опять подробному (герои разговаривали, потом шли долго молча, и это описано тремя словами, потом опять разговаривали) и тому подобные штуки - мы понимаем, что это текст, все в порядке, это не провал в восприятии или памяти. А вот уже возможность применения двух разных этических систем (не в качестве интеллектуальной игрушки, когда одна из них совершенно не воспринимается всерьез) при чтении и в реальности очень для меня сомнительна. У нас в мозгах есть место для двух искренне воспринимаемых систем оценки добра и зла? То же самое с другими такими же штуками вроде опознания насилия - если в тексте что-то воспринимается как "не насилие", читатель (и автор) точно-точно способны воспринимать ровно то же самое как насилие в реале? наше железо позволяет долгое время удерживать две равноценные по сути системы оценки одного и того же?
3. известно, что приоритетными становятся те дорожки нервных импульсов, которые чаще используются - так мы приобретаем привычки, так мы формируем целостную реакцию на психологическую травму, так же мы прорабатываем травму - тренируем альтернативные дорожки нервных импульсов. Но точно так же можно натренировать неоптимальные, примитивные способы восприятия и реагирования, достаточно только повторять почаще. Поэтому, собственно, мы и можем обучаться даже взрослыми, прорабатывать травму - но и приобретать новые. Никогда не поздно приобрести плохую привычку. Так что если человек в реале не так уж часто занимается опознанием насилия, но читает много фанфикшена, в котором оценка того, что является насилием, смещена, он запросто может потихоньку уйти на "фанфикшевый" уровень. Ему самому это будет незаметно, кто двигался вместе с ним, это будет незаметно.
4. сюда же то, что можно назвать "предыдущими стадиями развития". Смешение всего со всем, неразличение, где я, где другие люди, где мои чувства, вызванные мною же, а где мне "сделали" - это то, что в виде "дорожки в мозгах" есть у всех нас. Плюс к тому же, если есть какие-то психологические заморочки, не уровня психической болезни, а более безобидные, то эта дорожка, примитивная - в чем-то актуальна, в чем-то используется и сейчас, она не так уж далека. Кинковый фанфикшен в том варианте, что описан выше, стимулирует именно вот это, примитивное, обращается к нему, и поэтому получается зачастую мгновенный отклик и специальный такой кайф - мы кайфуем, когда как бы"подконтрольно" спускаемся на более примитивный уровень восприятия (это длинная тема);
5. мы подсознательно часто выбираем более простые и экономные способы восприятия и переваривания информации, особенно если у нас туго с ресурсом, мы в плохом состоянии, нам нужна поддержка. Фанфикшн именно это и предлагает - восприятие со смешением экономно, энергетически выгодно, требует применения меньшего количества навыков и усилий, а тут еще и иллюзия контроля, и иллюзия "дозволенности", санкционированности обществом.
Пример.
Ну, вот еще - когда в комменты к фику про изнасилование маленького ребенка приходят со словами, что в тексте все как-то слишком однозначно, насильник какой-то слишком однозначно мудак, а ребенок слишком однозначно жертва, а хотелось бы не все так однозначно, и ребенка более соблазнительно сексуальным и не только жертвой - это оно, родимое, результат привычки к чтению текстов, написанных с учетом целого списка непроговоренных правил (вроде "описание изнасилования - это такая штука, написанная чтобы читатель возбудился" или "для правильного восприятия читателю следует воспринять как нечто естественное приписывание жертве особенностей мышления насильника (например, когда жертва осознает себя как "соблазнительную"), это не признак какой-то там патологии, не метафора, здесь это норма"). А если привычное не выдали, текст не воспринимается, читатель просто не в состоянии собственно _прочитать_, не выискивая эти непроговоренности, если они не найдены - это значит текст некачественный, автор плохо прописал.
virago: смотрите, не вести диалог с автором, а фантазировать - проще, чем обратное, даже обладая нужным навыком, множество людей должны иметь дополнительный бонус какой-то, чтобы идти более сложным и затратным путем;
только у некоторой части людей этот "бонус" намертво инсталирован внутрь - нет положительной самооценки, если не;
как развивалась, грубо говоря, всякая развлекательная литература в отдельный "мегажанр"? сперва поучительные и назидательные истории, которые пытались учить и заинтересовывать; потом переход к просто интересным историям, которые захватывают внимание и эмоции, занимают мозги не сложной задачей; потом переход внимание сделалось почти лишним, можно не собирать и не учитывать детальки для полноты восприятия, эмоции задействованы и полностью передают все самое важное;
но это все этапы диалога с автором, когда читатель большей частью еще смотрит авторское "кино";
любительница дамских романов уже не должна изучать эпоху Регенства и проверять достоверность описаний, но она еще не считает, что ее собственные фантазии про героя чужого романа такие же увлекательные истории, как у автора книги;
и тут трах-бах фанфикшен, все вокруг пишут, кто как может, и каждый найдет отклик, похвалу, хотя бы потому, что знакомые есть;
но самое большее - потому что фантазии типичные, и чем типичнее, тем больше отклика;
а как добиться этого? сделать мир в тексте максимально похожим на мир в фантазии, чтобы текст говорил с читателем не только о той же мечте, но и тем же языком;
причинно-следственные связи? лесом, если они сбивают фантазирование;
а если читатель начинает про обоснуй, так ему просто данная фантазия не заходит, с этими типажами героев и с таким типом ситуаций; если бы зацепило, то читатель бы обоснуя не искал, а тащился по классной "траве";
если читатель фика на основе фика высек собственную фантазию у себя в голове - цель чтения фика достигнута, а что там высек автор, то дело десятое;
теперь происходит поворот массовой развлекательной, жанровой литератруы к этому методу, потому что тут не паханное поле потребителей; этим потребителям можно всучить "настоящие" книги, говорящие языком фантазии; постепенно, не сразу в том объеме, как на кинкфесте, но лиха беда начало;
т.е. и раньше массовую литературу можно было читать с минимумом усилий, а теперь вообще не надо читать, текст так устроен, что можно выхватывать из него куски, вставлять в свои фантазии, и они там сложатся в мозаику не хуже, чем у автора текста, просто в другую;
если читать все время "легкое" чтиво, и не вдумываясь, растренировуешься, отвыкаешь, это правда;
если читать все время методом "дофантазировал", тяжелее читать художественный текст по-другому; непонятно, зачем лишаться бонуса, в виде кайфа от классной фантазии. чтобы понять, чего там автор накосячил; что сложилось - так и будет понято, все понимания одинаково хороши, все интерпретации равноправны, какими бы бессмысленными они не были;
представьте, что человек получает такие развекательные книжки до того, как у него наработан навык читать нормально
This entry was originally posted at
http://luche-chuchhe.dreamwidth.org/12841.html. Please comment there using
OpenID.