«Мастер и Маргарита» в горячечном бреду

Apr 18, 2024 00:45



Посмотрела «Мастера и Маргариту», воспользовавшись неожиданно обрушившейся на меня болезнью. Да, боялась смотреть. Потому что слишком люблю Булгакова и этот роман и очень боялась разочароваться. К тому же начиталась негативных отзывов. И позитивные не все вдохновляли. Те слова, которыми восхваляли фильм, мне не всегда казались хорошей рекомендацией. Но фильм понравился брату, маме, и вот мы посмотрели. Смотрела я, можно сказать, в горячечном бреду, половину проспала, но то что увидела, очень понравилось.

Очень понравилось, как переплетается роман с реальностью. Просто шикарно! Вот мы вместе с Мастером и Воландом на спектакле в реальной Москве и тут же переносимся фантазией писателя в безудержную сцену «Варьете». Эти слои, эта многослойность - полный восторг. Как он вписывал увиденных им людей (и кота!) в свой роман. И как потом решил написать Маргариту. Прекрасный видеоряд. Отлично показана как относительно альтернативная Москва 30-х, имперская, пафосная с бесовщиной. Кое-где увиделись параллели с «Театральным романом». Ну, и с судьбой самого писателя. Отличное прочтение книги, на мой взгляд.

Замечательные актеры. Оказывается, я уже многих знаю - вот, что значит посмотреть пару русских сериалов («Седьмая симфония», «Великая»). :) Воланд выше всяких похвал. Да, я держу в голове Валерия Романыча (прим. для тех, кто читает меня меньше 10 лет - «МиМ» в театре на Юго-западе). Они чем-то похожи. Маргарита невероятная. Лучшая Маргарита, на мой взгляд. Мне нравится Снигирь, первый раз я её видела в «Молодом папе», с тех пор запомнила. Есть в ней эта чертовщинка. Мастер тоже нравится. Именно такой. Внешне спокойный, внутри - тоже этот скрытый огонь. Вся его жизнь, его фантазия, его чувства - в литературе. И в Маргарите, когда он ее встретил.

Свита не особо впечатлила. Но может, так и надо было. Она должна оттенять. Но... Вспоминаются другие постановки. Бегемо на ЮЗ. Там же Азазелло. Но не будем сравнивать. Этот фильм - такой какой он есть со всеми своими достоинствами и недостатками. Последних почти нет. К ним еще отнесу малое количество библейских сцен, а они - мои самые любиые в книге. И кое-что сказано слишком прямолинейно. Например, когда Пилат говорит Афранию, что ему достоверно известно, что сегодня должен умереть Иуда из Кириафа - проследите. Немного другой акцент, чем в книге: «Вот поэтому я прошу вас заняться этим делом, то есть принять все меры к охране Иуды из Кириафа...» А уж как это показано в театре на ЮЗ - просто дрожь по коже. Есть пара других упрощений, не вспомню сейчас. Я не против вольных трактовок, я против упрощения и того, как зрителей считают глупее, чем они есть. :)

От Берлиоза (Князева) ожидала большего. Да, он замечательный. Но чуть более «эпизодичный», чем хотелось бы. В книге он кажется более ключевой фигурой, как и вся сцена на Патриарших. Бездомный вызывает почему-то ассоциации с Маяковским.

Но зато какая невероятная Прасковья Федоровна из психушки! Не сразу её вспомнила. Подумала, что видела её в театре Вахтангова. Оказывается, нет, она играла в Табакерке в «Рассказе о семи повешенных» - спектакль из моего личного ТОП-10. И вся эта линия в фильма замечательная. Хромая фельдшерица, жалостливая, несчастная в жизни наверняка, романтичная, восторженная. Эти ключи перед носом Мастера во время укола. Потом их уронила, как бы давая понять, что она все знает, всё нормально, пусть он будет спокоен.

И вообще мелочи обращают на себя внимание. Коробочка с мазью для Маргариты с вензелем «W», которая в перевернутом виде совпадает с буквой «М». Хотела найти фотографию дома, играющего роль дома Мастера в Мансуровском переулке, но не нашла у себя. (Точно помню, что снимала когда-то.) Нашла снятый издали дом в Мансуровском переулке, который считается главным кандидатом на прообраз дома Мастера из романа. Создатели фильма тоже на него намекают, но показали более фотогеничный (лучше сохранившийся).

кино

Previous post Next post
Up