Устроили день отдыха. Решили никуда не ехать. Заур советовал начать с музея, но нам с утра хотелось лениво погулять и позавтракать. Вернее, наоборот. С первого захода в кафе не попали - было много народу. Поэтому пошли на смотровую к памятнику журавлям.
Заглавное фото не очень выигрышное, это практически первая фотография в городе. Но хочу показать картинки в таком порядке, в каком мы сами знакомились с городом. Тема белых журавлей и пронзительная песня на стихи Расула Гамзатова прошла с нами всю поездку. Чуть позже к ней ещё вернусь.
Идем в небольшой скверик имени Расула Гамзатова. На дальнем плане памятник журавлям, а на фасаде здания впереди портрет имама Шамиля, знаменитого вождя горцев, чьё имя символизирует окончание Кавказской войны.
Со смотровой площадки в скверике открывается вид на горы и нижнюю часть Гуниба. Гуниб расположен на плато с отвесными краями на высоте примерно от 1000 до 1500 м. Когда мы посмотрим на город со стороны, лучше будет видно интересный рельеф местности. А пока так.
На фото внизу кадра можно разглядеть крутой серпантин в нижней части Гуниба, по которому мы въезжали в аул ночью, реку Каракойсу и складки гор напротив.
Здесь видно дорогу в Чох, куда мы поедем через три дня, и серпантин, ведущий на известную смотровую площадку под названием «точка Айвазовского».
Аварская бабушка предлагает Тане чуду-ботишал. Мы сюда скоро вернемся завтракать.
Немного пройдем по улочкам в этом районе.
Эта женщина подумала, что мы ищем кафе, и сказала, что нам надо в другую строну.
А мы спросили, можно ли здесь пройти. - Да, тут есть проход!
Ворота в Дагестане - отдельная тема. Каких только нет! Сначала я пыталась их снимать, но потом надоело. Самые красивые были в Каспийске, но я их видела только из окна машины.
Вроде ничего особенного в этом кадре нет - типичная кавказская хаотичная застройка. Но мы смотрим на эти синие баки. Они встречаются повсюду в стране - местная система водоснабжения. Как нам объяснили, вода у них идет с гор, из источников высоко в горах. Но в последнее время воды стало намного меньше, особенно летом (потепление?). И местные жители набирают воду в такие баки, а оттуда подают в дома. Например, у нас ночью совсем не было воды - хозяйка заранее не набрала. Качала насосом, а ночью насос выключила и мы остались без воды и без запаса. Вечером история повторилась, пока она что-то там не подключила.
Возвращаемся в ресторан «Адат». Он очень удачно расположен - на краю плато, с открытой террасой с красивым видом на горы. Еда тоже вкусная. Яичница с помидорами и перцем (шакшука) и каша с абрикосами и урбечом. Взяли с Таней на двоих порцию того и другого, поделили. Абрикосовую кашу попробовали первый раз, потом еще несколько раз заказывали. Паша взял омлет с зеленью и шпинатом. (В дагестанской кухне много зелени, овощей, фруктов, сыра - всё, как я люблю. А Таня любит мясо, и этого там тоже полно. В общем, еда на любой вкус. :)
После завтрака решили подняться к смотровой, которая находится посередине между средней и верхней частью Гуниба. По дороге смотрим дома, пристроенные к скалам. Скалы тут - и стены, и крыши. Жаль, что архитектура в Гунибе очень хаотичная (вспоминаю пару живописных городков, построенных в похожих условиях, один в Андалусии, второй в Португалии), но всё равно интересно посмотреть, как они используют скалистый рельеф.
Шли по дороге, на небе ни облачка, жара уже с утра. Остановилась машина, водитель предложил подвезти. Зачем, говорит, идти наверх по такой жаре? Да, мы про такое читали, но все равно приятно удивились. Спросил, куда нам надо, мы сказали. А он предложил поднять нас повыше, на самый верх, на Царскую поляну, - скускаться, мол, намного легче, заодно всё сразу посмотрите.
Заур позже устроил нам допрос с пристрастием - что за машина, как выглядел водитель. Потом кивнул: «Да, знаю, это такой-то, работает там-то, хороший человек. :) А я бы вас еще дальше отвез!» Он вообще нам несколько раз высказал, что мы в этот день «категорически отказались от его услуг». :) Но нам хотелось больше самостоятельности и независимости (и экономия к тому же). И просто расслабленного отдыха, просто идти куда глаза глядят. И есть, конечно, вкусную еду. :) Мне тут в комментарии под одним из предыдущих постов кто-то написал: «ещё одни продались за таз с чебуреками!». Не знаю... Чебуреки мы ни разу не видели. :)
А с Зауром мы планировали в другой день, когда немного наберёмся сил, подняться ещё выше. Хотели, чтобы он нас забросил на гору Маяк (2354 м), с которой открываются красивые виды. Вернее, не на гору, а на точку, откуда все идут пешком. Но мы не успели.
Водитель довез нас до Царской поляны. Но я ее не сфотографировала. Честно говоря, мне хотелось фотографировать только природу. И я не хотела углубляться в тему Кавказской войны. Но не получилось...
Скажу два слова про Царскую поляну. Там устроили обед в честь окончания Кавказской войны с участием Александра II, когда он посетил Гуниб. Достаточного количества мебели не нашлось, и, чтобы разместить всех гостей, на поляне вырыли траншеи, эту землу насыпали перед канавами в виде параллелепипедов, накрыли скатертями, красиво сервировали, а гости сидели прямо на земле, опустив ноги в траншеи. Такое вот решение придумали.
Недалеко от Царской поляны стоит беседка-ротонда Шамиля с камнем Барятинского. Ротонду повелевал построить Александр II. Это место, где князь Барятинский сидел на камне и ждал имама Шамиля для переговоров после штурма Гуниба. Хотя было понятно, что переговоры фактически означали сдачу в плен и капитуляцию. После окончания войны имам Шамиль был сослан в Калугу. И я вспомнила, что мы видели этот дом. К мужественному знаменитому пленнику относились со всем уважением. Ему разрешили взять с собой сына и некоторых сподвижников. Выделили ему один из лучших домов Калуги, интерьер которого переделали в соответствии с особенностями привычной жизни имама.
Рядом с поляной увидели такой вот знак для коров. :) На телефонофото видно, кстати, край поляны. (В скобках замечу, после обновления системы камера моего телефона стала намного хуже снимать. Мне немного неловко показывать фотографии такого качества, но как исправить ошибку, не сбрасывая до заводских настроек, я не нашла.)
Не знаю, соблюдают ли коровы правила, но мы встретили их дальше знака.
Водитель по дороге показал несколько мест, куда нам надо зайти. Поднимаемся к Гунибской крепости.
На фото ниже ворота Шамиля.
Как мне нравится этот рельеф!
Поднялись к крепости. Честно говоря, на самый верх можно и не подниматься - тропа не очень приятная, местами крутая и скользкая (пыль с мелкими камнями, нога проскальзывает) и самое главное - наверху ничего нового интересного с точки зрения видов.
Спустились к смотровой - нашей начальной цели. Снова этот завораживающий рельеф, эти плоские участки земли, изрезанные ущельями-оврагами.
Тут хорошо видно среднюю, центральную, часть Гуниба. Площадь, сквер, белые журавли, мечеть.
Потом зашли к водопаду. Встретили там знаки - белый-красный-белый. Что это? Маркированная тропа? После такую маркировку встречали ещё пару раз. Большая Кавказская тропа?
Спустились в центр. Снова эти дома, прилепленные к скалам.
Устроили сиесту. После нее думали сходить в музей, но там была толпа, поэтому сначала решили пообедо-ужинать. В двух больших кафе не было мест (большие туристические группы), зашли в небольшое кафе «Уют» с очень противоречивыми отзывами. Никакого уюта с нашей точки зрения, но обслуживают приветливые женщины. Еда натуральная, как везде, но немного грубоватая. Например, голубцы из говяжьего фарша немного жестковаты. Попросила к ним сметаны или кислого молока. Мне принесли сметану, очень вкусную. Позже порасспрашивала Заура и узнала, что у аварцев нет ничего похожего на мацони или кислое молоко. И первый раз попробовала ботишал! Очень вкусно. Цены, как везде, невысокие по московским меркам.
Заглянули на смотровую в надежде заката.
Что ещё делали вечером, не помню. Солнце закатилось за гору и стало неинтересно гулять. Купили инжир на площади. Ушли домой.
Вечером пришёл Заур, принёс сладости, бутылку вина. Пили чай, болтали. День без нас Заур провел в своем родовом гнезде в соседнем ауле. (А вот туда бы я с интересом съездила. Это намного интереснее мертвых аулов, которые мы еще посетим!) Там у него дом, пастбище, породистые лошади. Рассказал трогательный случай. Одна его кобыла должна была ожеребиться. Когда ему сообщили, что она ожеребилась, он поехал туда. Кобыла, как только увидела далеко внизу его машину, рванула ему навстречу, радостным ржанием сообщила ему про это чудо и привела его показать своего жеребенка. :)
Так закончился наш расслабленный, но насыщенный день в Гунибе.
PS. Получилось очень много слов, извините.