С чего всё началось. Мы решили поехать на Байкал. Есть туристический маршрут от РЖД до Иркутска, с проездом по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Мы в прошлом году с ним немного пересеклись, когда ездили в Сибирь, и решили, что надо поехать в следующем году. Был ещё один маршрут, который меня завораживал, - в Карелию. Но по нему ходят двухэтажные поезда, а они менее удобны, поэтому мы сомневались. Решили, что в Карелию поедем, если не сложится с Байкалом. Пока ожидали начала продаж на наш поезд, узнали, что появился новый длинный маршрут под названием «Русский Север». Мне туда хотелось намного больше. Одни только названия мест завораживали - Соловки, Кижи, Рускеала. Но решили на Байкал, значит, Байкал. Время от времени заглядывала на сайт, переживала, что на Байкал билетов пока нет, попутно смотрела на «Север» (примерно те же даты). На «Север» уже открыли продажу, билеты закончились вмиг, а «Байкала» всё не было. Я сказала, что всё-таки на север я хочу больше, и наши меня отругали, что не сообщила это раньше. Семья изучила этот маршрут и решила, что да, он очень хороший. А байкальский все-таки частично повторяет наш прошлогодний в Сибирь. И тут - о, чудо! - добавили в северный поезд ещё два вагона. Значит, судьба. Решено, едем на Север! Маршрут довольно длинный - 6 дней, 6 ночей - тяжеловато столько времени проводить в замкнутом пространстве вчетвером, надоедим друг другу в купе за это время, особенно в конце, когда накопится усталость. И мы решили шикануть и взять СВ (дороже процентов на 50). Всё равно больше ездить некуда.
Но купили билеты не сразу. Дело в том, что на сайте РЖД на схеме этого вагона не был указан душ. Без душа как-то не очень. Я пыталась уточнить эту информацию, пытала службу поддержки, но там мне не помогли. Нашла группу РЖД Вконтакте, задала вопрос, они пообещали узнать и на следующий день сообщили, что душа в вагоне нет, но мы можем пользоваться душем в штабном вагоне. Ну, что ж, не очень удобно, но хоть что-то. И быстро купили билеты в два соседних двухместных купе.
Ну, и началась обычная работа по маршруту. Что смотреть, куда и как добираться.
Маршрут такой.
День 0. Пятница, отправление с Ярославского вокзала в 12:15.
День 1. Великий Устюг (12 ч. 30 мин)
День 2. Архангельск (9 ч. 30 мин)
День 4. Кемь (17 ч. 30 мин). За это время надо было съездить на Соловки и вернуться обратно.
День 4. Петрозаводск + Кижи (14 ч. 50 мин).
День 5 (утро-день) Сортавала (7 ч.)
День 5 (вечер) Выборг (6 ч.)
День 6. Возвращение в Москву на Ленинградский вокзал утром в четверг.
Это Кижи. Маленький теплоход на переднем плане - наш. Но туда можно прибыть и такими большими.
Дальше много подробностей по логистике, можно опустить.
Главная проблема была с Соловками. Мы прибываем на станцию Кемь в 7 утра, а теплоход (от компании-монополиста) - в 8-00 и 12-00. Нам надо было за час найти такси, доехать до пристани (около получаса), выкупить билеты, погрузиться на теплоход. Я немного нервничала, что не успеем на 8-часовой. И мы решили купить РЖД-тур на этот день, если не будет очень дорого. И вот тогда-то случилась
история, которую я вам рассказала раньше. Оказывается, на сайте РЖД можно дополнительно к билету купить экскурсионнай тур, но только на всю поездку (у проводников можно купить на отдельные дни). Стоимость тура на сайте была около 10 т.р. Я не поверила глазам (примерно столько нам обошлись билеты на одного туда-обратно на теплоходе на Соловки и Кижи). Уточнили в той же группе ВКонтакте. Они подтвердили цену. Мы подумали, ну мало ли почему такая цена. Может, арендовали теплоход, а народу мало, надо было хоть аренду отбить. Ну, дальше вы знаете - утром нам позвонили, извинились и отменили покупку. К слову, полная стоимость тура на все дни 108 т.р., а стоимость тура только на Соловки - около 30 тыс. Нам поездка на Соловки (без еды) обошлась в 20,5 тысяч на четверых (теплоход и такси).
Про устройство поезда писала когда-то раньше. У нас был куплен СВ, но это оказался обычный купейный вагон, в котором верхние полки были подняты. Но зато с душем! :) У вагона СВ есть свои преимущества - мало народу, почти никогда не было очереди в туалет и душ. И кроме того, все уже знали друг друга в лицо, делились информацией и впечатленияями, обсуждали детали, часто попадали вместе на один теплоход или просто встречались где-нибудь в городе, на островах или в ресторане. Утром нас кормили завтраками (можно было выбрать из двух блюд: омлет с беконом, блинчики со сгущенкой, сырники в вареньем, каша овсяная с сухофруктами, макароны с сосисками), чай-кофе в любой момент бесплатно. Каждое утро выдавали сухой паёк на день (вода, хлеб, сыр, масло, выпечка, снеки). Вечером выдавали «фронтовые 100 грамм», как это назвала проводница, - белое или красное вино. Кроме того, мы взяли с собой еды на первые сутки и еще на всякий случай на один раз, если не успеем поесть на остановке, кашу или лапшу быстрого приготовления (привезли обратно).
В нашем вагоне собрались любители самостоятельных путешествий. Например, была мама с дочкой 7 лет. В конце я спросила у девочки, понравилось ли ей, не устала ли. Она серьёзно ответила: «Нет, не устала, ещё хочу, на Байкал!» Я: «О, я тоже хочу на Байкал», на что она мне: «Тогда вам надо забронировать!» Я так поняла, что они едут на Байкал не тем поездом, которым мы изначально планировали (он отправляется через сутки после прибытия нашего).
Из 18 человек нашего вагона минимум 10 не покупали пакет РЖД-тура. Остальных пассажиров мы почти не видели. Они собирались позже нас, не торопились. И это было забавно. Например, на станции Кемь в 7 утра (!!), не теряя ни минуты, на платформу выскочили 10 человек (из них нас четверо) и помчались в сторону вокзальной площади. Проводницы нас проводили удивленным взглядом. Мы заранее заказали такси по телефону. Да, связи почти нигде не было, а интернет - только на крупных стоянках. Поэтому такси заказали накануне вечером в Архангельске перед отправлением поезда. Наши попутчики нашли машину на станции. Кстати, по телефону оказалось дешевле (500 р.). Про саму поездку на Соловки расскажу в соответствующей главе.
Всё остальное организовать было просто. Итак, заранее мы забронировали билет на теплоход на Соловки, купили билет на метеор в Кижи, входной билет в музей-заповедник Кижи (чтобы не стоять в очереди), а кроме того, забронировали катер в Сортавала для прогулки по Ладожским шхерам. Можно было из Сортавала поехать в живописный парк Рускеала (мраморный карьер, где добывали очень красивый мрамор для петербургских дворцов и соборов), но чем больше я читала и смотрела фотографии, тем меньше мне туда хотелось. Да, очень красиво, шикарные мраморные стены с очень красивым рисунком, но слишком много народу и слишком попсово, куча бессмысленных развлечений. То есть это не про красоту, а про времяпрепровождение. Мы же ехали за красотой. Выбрали в итоге шхеры.
Вид на Большой Соловецкий остров с теплохода.
Примерно наш катер по шхерам. Наш я не успела сфотографировать (он сломался по дороге посреди озера, позже расскажу об этом), но похож на этот. Интересно, раньше думала, что шхеры - это что-то вроде норвежских фьордов, только ладожские. Но нет, совсем наоборот: шхеры - это маленькие островки. Слово «зашхериться» произошло отсюда.
Поездка с самого начала нас радовала. Когда мы уезжали утром из нашей деревни, нам попалась не обычная электричка, а т.н. РЭКС, он более комфортабельный. И самое смешное - в метро нам подали поезд «Красная стрела». Уже не первый и даже не второй раз в поездках на вокзал мы едем на «Красной стреле» (а я его давно люблю, ещё с тех пор, как мы жили на красной ветке, на Юго-Западной или в Румянцево). Такие чудесные совпадения. Дочки смеялись: «То есть к СВ вы не можете подъехать на обычных электричках, у вас ж/д-экспресс!»
Погода, в принципе, тоже радовала - от +5 с дождем и ветром до +25. Только вещей получилось много.
Традиционное фото «чемоданное настроение» (чемодан на колесиках не помешал бы, придется купить, наверное).
Наша электричка - не та, что на предыдущем фото, а такой вот красавец.
Очень удобная. Редко попадается.
«Красная стрела» в метро до кучи.
В следующий раз расскажу или про Устюг (но нескоро), или про еду.