Продолжаем нашу поездку с «Живым наследием» по красивым и историческим местам. Итак, из
Богородицка мы едем в сторону Куликова поля. По пути проезжаем город Епифань - так же, как и Богородицк, город-крепость на южных границах у засечной черты, Епифань из-за расположения часто называют воротами Куликова поля. Город интересен сам по себе, но мы хотим посмотреть Успенскую церковь немного в стороне от города, на Федосьином городище. Церковь эта очень живописно расположена на высоком холме. С холма открывается вид на реку Дон и окружающие поля.
Это красивое место вблизи от исторического места овеяно многими легендами. Попробую не утомлять большим количеством имен, если получится.
По одному преданию название Федосьина городища связано с именем Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской лавры. Некий монах основал обитель на берегу Дона и назвал ее именем своего наставника.
Есть ещё предание о настоятеле Свято-Успенского Федосьина монастыря, игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех иноков в войско Дмитрия Московского. Сам он, оставшись в обители, молился о победе русского войска в схватке с иноверцами Мамая. Когда в монастырь пришло литовское войско, направлявшееся для подкрепления Мамая, Епифаний сказал, что не видел никаких войск поблизости, ни русского, ни ордынского. Предложил угощение, устроил пир. А через сутки Ягайло узнал, что битва закончилась. Игумена обезглавили. Из истории известно (см., например, книгу Гумилева «От Руси до России»), что восьмидесятитысячное литовское войско Ягайло, которое направлялось на помощь к Мамаю, опоздало к битве на один переход - его задержал отряд Олега Рязанского. Когда литовцам удалось вырваться, битва на Куликовом поле уже закончилась.
Ещё говорят, что этот холм - Федосьино городище - образовался на месте захоронений русских воинов, павших на Куликовом поле. Но от этой версии тоже камня на камне не оставили географы, доказавшие естественное происхождение холма.
Теперь едем в сторону непосредственно Куликова поля. О самом Куликовом поле и битве писать не буду. О значении Куликовской битвы лучше Гумилева, наверное, трудно сказать (цитата из той же книги, курсив мой).
«Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю оставалось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны. Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения.»
На мемориале Куликова поля на Красном холме есть два интересных объекта - обелиск, памятник-колонна Дмитрию Донскому, поставленный в 1850 г., и храм Сергия Радонежского.
Идея создания храма-памятника на Куликовом поле принадлежит Нечаеву, историку и археологу, основавшему в своей усадьбе Полибино первый музей Куликовской битвы. Про
Полибино мы уже немного говорили и ещё вернёмся туда чуть позже. Но храм был построен примерно лишь 100 лет спустя. Архитектором итогового проекта был Алексей Щусев, строительство храма было завершено в 1917 году. Храм с фасада похож на крепость с башнями по углам, а крыша правой башни напоминает воинский шлем.
Ну, и просто немного лета на Куликовом поле.