Про время и иллюзии

May 31, 2022 01:59

Или про театральный туризм. В Нижний Новгород ради некоторых спектаклей мы приезжали несколько раз. Например, на великолепный спектакль «Очень простая история» в «Комедии», поставленный Андреем Ярлыковым. В этот раз приехала ради студенческого спектакля выпускников Нижегородского театрального училища «Время и семья Конвей» по пьесе Пристли, режиссер А. Ярлыков.

Спектакль по пьесе Пристли вызвал ассоциации сразу с двумя пьесами - «Вишневым садом» и «Берегом утопии». Английская пьеса, русская и пьеса английского автора про русскую жизнь. Такой вот набор получился.

Спектакль очень интересный и непростой по структуре. Действие происходит в одной и той же гостиной загородного дома семьи Конвей (мать, двое сыновей и шесть дочерей). Первое и третье действие происходят осенним вечером 1919 года, второе - ровно в тот же день 1937 года. Первое действие - день рождения одной из дочерей, Кей, ей 21 год. Второе - ее день рождения, ей 40 лет. Третье возвращает нас к концу 1-го действия, опять осень 1919 года, Кей 21 год.

За эти 19 лет безжалостное время что-то сотворило с героями - вместо счастливых и близких людей мы видим чужих, озлобленных или разочарованных в жизни, потерявших уверенность в себе и веру в будущее. И когда нас возвращают на 19 лет назад, то мы уже наблюдаем признаки приближающейся катастрофы.

Не знаю, как лучше писать, - коротко или длинно. Если описывать действие и характеры подробно, то получится очень длинно. Этот вариант мне нравится больше, потому что так проще донести мысли и эмоции, которые вызвал спектакль (я это сделала, но решила попытаться ещё раз, короче). Если поставить цель написать коротко, то боюсь, что не справлюсь. Но попробую.

Еще в первом действии одна из главных героинь, умная Кей, мечтающая стать писательницей, чувствует какую-то фальшь посреди этого безудержного веселья. И второе действие можно рассматривать как ее предвидение. Или как роман, который она собирается написать. Ей удается заглянуть в будущее, и оно ужасно. Семья встречается через 19 лет, и выяснилось, что время обошлось с ними очень жестоко. Оно разбило их иллюзии, сделало их всех несчастными и буквально ненавидящими друг друга. Как, почему всё это произошло? Кто виноват в их бедах? Где они ошиблись? Как они могли изменить будущее, в какой момент надо было сделать что-то иначе?

Третье действие, которое является продолжением первого, показывает, что в семье не всё так радужно, как мы думали в начале. Хотя внимательный зритель и в первом действии может углядеть признаки упадка.

Взбалмошная, эгоистичная мать, миссис Конвей, не умеющая вести дела и растратившая средства для жизни (Алина Вахрамеева). Робкий и добрый, лишенный амбиций старший сын Алан (Евгений Комшилов), оказавшийся самым мудрым, терпеливым и внимательным среди всех. Весельчак, пьяница и транжира - второй сын Робин, любимчик матери, третирующий свою жену (Джоан - Дарья Кузьмина). Умная и красивая Кей (Анастасия Груздева), неудавшаяся писательница, самостоятельная и независимая, несчастная в личной жизни и недовольная своей профессией журналистки. Решительная и уверенная в молодости Мэдж (Мария Коваленко), озлобившаяся на мать и на жизнь, завистливая, желчная и истеричная учительница, которая стыдится своей работы. Красивая и любимая дочь Хейзел (Надежда Стешина), презирающая в самом начале знакомства своего будущего мужа, но попавшая в рабскую зависимость от него. Ее муж, робкий, стеснительный в ее присутствии в самом начале, но жесткий делец Эрнест Биверс (Денис Гусев), стал высокомерным и уверенным в себе. И маленькая Кэрол (Виолетта Жукова), самая добрая среди всех, которая умерла молодой. Поверенный семьи Джеральд (Сергей Трофимов), который когда-то нравился Мэдж, и робкие ростки их зарождавшихся отношений растоптала мать.

Во втором действии Кей, которая говорит, что никогда в жизни не будет работать только ради денег, вдруг замолкает, как будто увидев свое будущее. Она пытается вспомнить стихотворение, которое через 19 лет ей прочитает ее брат Алан. И это стихотворение будет ее путеводной звездой в дальнейшем, я уверена.

Несмотря на драматичную концовку, спектакль оставляет светлое впечатление. Сразу по ходу спектакля невозможно всё проанализировать, но талантливые ребята донесли это ощущение до зрителей. Лично мне показалось, что раз мы в 3-м действии видим признаки грядущих несчастий, то попробуем увидеть позитив во втором. Всё еще может получиться. Мэдж, нелюбимая дочь, избавилась от иллюзий принадлежности большой семье, она будет надеяться только на себя. Ну, и появилась, как показалось, душевность в отношениях её с сестрой Кей. Алан помог Кей понять, как связаны время и наше «я»: «Суть в том, что сейчас, сию минуту, и вообще в любую минуту мы представляем лишь частицу нашего подлинного «я». То, что мы реально представляем собой, - это весь наш путь, все наше время...» У нее появилась вера. Джоан говорит мужу, что его подколы ее уже почти не трогают. Возможно, ей хватит решимости порвать с ним совсем и начать новую жизнь. Кто знает, может, Хейзел тоже удастся избавиться от подчинения своему деспотичному мужу. Она ведь сделала небольшую попытку. Внимательный и мудрый Алан, возможно, станет у них настоящей опорой семьи, человеком, кто всегда может выслушать в трудную минуту и помочь участием.

Много прекрасных моментов. Диалог Кей и Кэрол.

Кэрол. Кей, по-моему, ты замечательная.
Кей. По-моему, жизнь замечательная.
Кэрол. И ты, и жизнь, вы обе замечательные.

Миссис Конвей собирается петь на празднике что-то немецкое и говорит: «Я никогда не была так глупа, чтобы перестать петь немецкие песни. Что общего у Шуберта и Шумана с кайзером?»

Стихотворение, которое пыталась вспомнить Кей в конце 3-го действия, и которое мы уже слышали от Алана немного раньше, но на самом деле он рассказал его ей через 19 лет - в конце второго.

Боль и радость чередой
Ткут покров души людской,
В каждой горести земной
Радость - нитью золотой.
Справедлив судьбы закон:
Человек на то рожден.
Если это мы поймем,
Верный в жизни путь найдем…

Замечательные талантливые ребята, юные актеры. Молодые, красивые, дерзкие, эмоциональные, непосредственные. Прекрасное перевоплощение в молодых героев, своих ровесников, в них же старше на 20 лет и потом обратно. Потрясающее погружение в спектакль, в свои роли, которые они буквально прожили. Я очень рада, что их увидела, и очень жаль, что только два раза. (Мы посмотрели еще один их спектакль, веселую комедию по Гольдони «Кьоджинские перепалки».)

театр, нижний новгород

Previous post Next post
Up