Арагонский путь. Май 2017 г. Оглавление Монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья (Monasterio San Juan de la Peña) находится недалеко от Хаки, и мы очень хотели туда попасть.
Про скальный монастырь (peña - по-испански скала) я узнала, когда читала про Арагонский путь. Посмотрела фотографии и поняла, что туда обязательно надо идти или ехать. Это самый почитаемый монастырь в Арагоне. Он окружен легендами, загадками и тайнами. Построен, или даже прорублен в скале в X веке и до XIV века здесь хранилась реликвия, известная как Святой Грааль. Монастырь был центром духовной жизни королевства Арагон и здесь, в Королевском пантеоне (Panteón Real) похоронены монархи Рамиро I, Педро I, Санчо I. Обитель состоит из двух частей: Старого монастыря (Monasterio Viejo) и Нового монастыря (Monasterio Nuevo). А ещё там очень красивый клуатр с удивительной каменной резьбой XII века - «жемчужина романского стиля». Честно говоря, ради одного клуатра и капителей можно отправиться в этот монастырь.
Расположен он немного в стороне от классического Арагонского пути, поэтому я долго думала, как туда лучше добраться. От Хаки до монастыря около 20 км через горы. Всё хорошо, но наверху можно переночевать можно только в дорогом 4-звездном отеле в Новом монастыре. В 7 км ниже монастыря находится небольшой городок Санта-Крус-де-ла-Серос. Но там тоже нет недорогого жилья. Ближайший альберге находится в Санта Силии, это ещё дальше. Но нашёлся удобный вариант - автобус до монастыря. Информации о нём почти нигде нет, не знаю почему. Случайно узнала про автобус на англоязычном форуме пилигримов. В офисе туризма в Хаке эту информацию подтвердили. Ура!
Как добраться
Расскажу подробнее про автобус до монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья - возможно, эта информация будет интересна не только потенциальным пилигримам. Микроавтобус отправляется из Хаки в 09-25, а в 19-00 возвращается обратно. Стоимость - 15 евро. В стоимость входит проезд туда-обратно и полный входной билет (посещение Нового и Старого монастыря + музей + посещение церкви в Санта-Крус-де-ла-Серос). Для сравнения: общий билет для пилигримов стоит 10 EUR, для посещения только Старого монастыря - 7 EUR. Поэтому стоимость проезда кажется адекватной.
Воспользовавшись этим автобусом, можно за один день посмотреть монастырь, зайти в музей, пройти по пешеходным тропинкам, выйти на смотровые площадки, спуститься в Санта-Крус-де-ла-Серос и вернуться обратно. Мы собирались доехать только до монастыря, посмотреть его и дальше идти пешком до Арреса.
В Хаке автобус останавливается на улице рядом с автостанцией (
см. панораму). Билет покупается в автобусе.
Утром мы встали не очень рано - позже нас встали только французские бабушки, которые пришли вчера поздно вечером. Неспеша позавтракали, немного прогулялись по городу и пришли на автовокзал.
Мы были уверены, что ещё кто-нибудь из пилигримов воспользуется этим автобусом, но нет, кроме нас, никого не было. Всего в автобусе было вместе с нами 5 пассажиров, причём один из них продал нам билеты. В Санта-Крус-де-ла-Серос этот мужчина вышел - как после выяснилось, он там работает в музее при соборе Санта-Круса. В Санта-Крусе в автобус сели две женщины. Мы так поняли, что этот автобус, скорее всего, не для пилигримов, как мы предполагали, а для сотрудников музеев - утром развозит их к месту работы, а вечером отвозит обратно. Но любой турист при желании может им воспользоваться.
Ехать примерно полчаса, и чуть раньше 10 часов, почти к открытию музея, автобус подъехал к Новому монастырю, к кассам. Мы показали билет на автобус в кассе музея и получили билет в музеи. У водителя автобуса мы спросили, не знает ли он, можно ли на чем-нибудь доехать до Санта-Крус-де-ла-Серос (где-то была неподтверждённая информация, что должен быть шаттл). Водитель ответил, что туда ничего не идёт, но он может довезти нас до Старого монастыря. Мы согласились. Не то чтобы там очень далеко - всего 2 км по очень простой и приятной дороге, при других условиях мы с удовольствием бы прогулялись. Но сейчас у нас было очень мало времени и мы воспользовались его предложением.
Вид на Новый монастырь
Около Старого монастыря мы встретили знакомые пилигримские лица, но не сразу вспомнили, где мы их видели. Потом поняли, что они были вместе с нами в альберге в Саррансе. Почему-то мы решили, что они голландцы, но они оказались немцами, шли из Кёльна (в несколько приёмов), один из них немного знает русский. Они ночевали в отеле в монастыре. Конечно, если есть возможность, то лучше переночевать там, это очень удобно. Вечером можно посмотреть монастырь, погулять, дойти до мирадора, а рано утром выдвинуться в путь. Четверо немцев ночевали в монастыре, но Старый монастырь они осматривали вместе с нами утром.
Монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья
История у этого монастыря давняя и полна легендами и загадками. Я не знала, что лучше рассказать про монастырь. Пробовала подобраться к этой теме с разных сторон и всё мне не нравилось. Непонятно было, где заканчивается исторически точная информация и начинаются легенды. Поэтому расскажу вам легенду. Почитать её на испанском можно тут:
La Leyenda de San Juan de la Peña.
Легенда монастыря Сан-Хуан-де-ла-Пенья
Давным-давно, в конце VII века, жил-был в Атарес благородный христианин дон Хуан (Juan de Atarés). В один прекрасный день, безо всякой причины он решил отказаться от своих богатств и, сменив наряд рыцаря на скромное одеяние кающегося грешника, покинул свой дворец и удалился в трудно доступную пещеру в горах недалеко от Хаки. Там жил он в тишине и одиночестве и часами молился перед вырезанным из дерева распятием.
Однажды отшельник с удивлением увидел входящего в пещеру разодетого господина, который дружески к нему обратился:
- Бедный дон Хуан! Скинь эти лохмотья, оденься, как прежде, в пурпур и золото, следуй за мной и я покажу, какая судьба тебя ожидает.
Это был Люцифер собственной персоной. Он взял за руку отшельника и вывел его из пещеры. В этот миг раздался грохот, как при землетрясении, скалы начали двигаться, менять форму и превращаться в колонны, капители, арки, своды, стены и полы, создавая великолепный дворец. Сатана сказал дон Хуану:
- Теперь ты видишь, что в моих силах. Отрекись с этого момента от Бога, который вынуждает тебя носить одежду нищего.
Атарес начал читать молитву «Отче наш» и упал на пол без чувств. Люцифер исчез, а когда Хуан де Атарес очнулся, он обнаружил в пещере Ангела. И вновь он услышал страшный грохот, роскошный дворец развалился и осколки упали на дно глубокой пропасти. Тут Ангел произнес:
- Видишь, что осталось от мощи врага божьего, который приходил искушать тебя. Теперь спускайся в долину, дойди до горы Uruel, там увидишь другую большую пещеру, в ней по воле Бога возведен алтарь Св. Иоанна Крестителя (San Juan Bautista), он не оставит тебя.
В тот же миг Ангел исчез. Потрясенный Атарес спустился, где действительно обнаружил огромную пещеру, способную вместить 500 человек. Дон Хуан слепил образ Св. Иоанна Крестителя и поместил его в импровизированном алтаре. В этой пещере он провел в молитвах остаток своей жизни. Когда почувствовал, что умирает, вырезал на камне надпись:
«Я, Хуан, первый отшельник, поселившийся в этом месте, во имя любви к Богу в меру своих сил построил часовню во славу Иоанна Крестителя и здесь обрету покой.»
Шли годы. Неподалеку от того места, где дон Хуан оставил свою эпитафию, знатные дворяне - отец и два его сына по имени Феликс и Вото - построили крепость.
Однажды осенью, в самом начале VIII века, Вото отправился на охоту в горы верхом на лошади. Заметив оленя, он поскакал за ним. Пытаясь спастись от охотника, олень сорвался и упал в пропасть. Конь под охотником был горяч и необуздан, и Вото, уверовав, что разделит участь благородного оленя, вознес молитву Иоанну Крестителю. Тотчас конь резко остановился, чудом удержав задние ноги на краю пропасти. Охотник спешился, упал на колени и поблагодарил Бога за чудесное спасение. После этого он захотел увидеть место падения оленя, спустился вниз по крутому склону по камням через густые заросли ежевики и достиг порога пещеры. Он вошел в нее и с большим удивлением увидел труп отшельника, лежащий головой на камне, на котором обнаружилась процитированная ранее надпись.
Благородный Вото возложил молитву, похоронил тело, вышел из пещеры, сел на коня и вернулся в горы, где его с нетерпением поджидал его брат Феликс. Рассказав ему всё, что произошло, он сообщил о своем решении отдать своё богатое состояние бедным и удалиться в пещеру Атареса, чтобы посвятить свою жизнь молитве и покаянию. Его решение тронуло его брата Феликса, и он сказал, что уйдёт вместе с ним. И они оба поселились в пещере в горе Uruel и жили там вдали от мира и людей. Несколько лет спустя к ним присоединились два других отшельника из Сарагосы по имени Бенедикт (Бенито) и Марсело.
В один прекрасный день, между 714 и 724 годом, в пещере появилось 300 христиан, искавших защиту и убежища у четырёх отшельников Вото, Феликса, Бенедикта и Марсело, - они бежали, спасаясь от нового вторжения мусульман. Несколько дней беженцы провели в смирении, молитве и покаянии, моля о божественной помощи, а потом по совету отшельников решили самостоятельно разобраться с врагами и основать монархию. В огромной пещере был провозглашен первый король Собрарбе - дон Гарсия Хименес, владелец земель Amezcoa и Abárzuza. Они выступили войском под предводительством дона Гарсиа и отвоевали город Аинса, который был провозглашен столицей нового королевства.
В 732 году Гарсиа Хименес повелевал построить в пещере церковь и основал монастырь Сан-Бенито.
На этом легенда заканчивается, историю королевства Собрарбе, Гарсиа Хименеса и Реконкисты можно рассказывать ещё долго, но мы, окунувшись в мир легенд, вернемся к монастырю.
Фрагменты фресок
Монашеская спальня
В Старом монастыре мне интереснее всего были не королевский пантеон, не копия чаши Грааля (на неё взглянула лишь мельком, понятно, что всерьёз эти вещи я не воспринимаю), не мосарабская часовня (мосарабы, дословно «превратившийся в араба», - христиане, жившие на мусульманских территориях) - больше всего интересовал клуатр скального храма. Это жемчужина монастыря, выбитого в горе, а капители считаются лучшим архитектурным творением романского периода в Испании. Полностью сохранились два пролета галереи клуатра. Работал над резьбой анонимный мастер, известный как маэстро из Сан-Хуан-де-ла-Пенья, или ещё его называли маэстро из Агуэро. Капители представляют собой сочетание религиозных сцен и фантастических животных в обрамлении геометрических и растительных мотивов.
Внутренний двор открыт с одной стороны (см. выше). Из-за того, что нет наружной стены, там довольно светло, и можно всё прекрасно рассмотреть. Разглядывать прекрасные изображения можно долго. И поразгадывать их смысл.
Тут (ниже) про грехопадение Адама. Обратите внимание - верхняя часть фигуры Евы слева от Адама аккуратно сколота.
Воскрешение Лазаря
А это «Тайная вечеря». Иуда тянется к рыбе - символу того, кого он предает.
На фото выше обратите внимание на шахматный узор на аркадах. Это хакеанский (или хакетанский) квадратный (шахматный) узор. По-испански ajedrezado (Taqueado) jaqués. Встречаются и другие его названия. Считается, что этот узор впервые был использован в соборе в Хаке, отсюда и название «хакеанский» или «хакетанский».
Вот он в соборе в Хаке:
Этот узор получил широкое распространение в Испании благодаря Пути Святого Иакова. На протяжении двух веков - XI и XII - шахматный узор использовался при строительстве более 460 религиозных зданий. (Для сравнения, во Франции его можно увидеть на 76 церквях, намного меньше его в Италии - 21, в Великобритании таких примеров всего 2.) Мы сегодня чуть позже встретим его еще раз.
Обратим еще внимание на расположение колонн - по одной, по две или по четыре. Говорят, что расположены они не случайным образом, а задают ритм грегорианского пения. Не знаю, так ли это на самом деле. Это ещё одна загадка монастыря.
Переполненные впечатлениями, мы вышли наружу. На фото ниже видно, что стена клуатра когда-то была, но наверное, была разрушена во время пожара.
Фотографии ничего не передают. Монастырь этот со стороны вообще не виден, его можно увидеть, лишь подойдя к нему вплотную. В интернете есть пара кадров с квадрокоптера, очень впечатляют.
А теперь нам пора в путь.