(Untitled)

Oct 09, 2014 14:03

Есть у меня развлечение - смотрю за завтраком/первой чашечкой кофе какие-нибудь около исторические передачки. И вот за последниее время мимо меня дважды пробегал Константин Великий: один раз как римский император, один раз - как "основатель" Византии. Соответственно, дважды рассказывали о его смерти. Версия первая: после смерти Константина ( Read more... )

Leave a comment

viktorpetrov June 6 2015, 23:34:04 UTC
А почему невозможно читать источники? Большинство переведены если не на русский, то на английский. Конечно, даже написанное в первоисточнике может не быть правдой --- но хотя бы узнаешь действительное мнение современников, а не чью-то его интерпретацию.

В данном случае все основано на рассказе Евсевия Кесарийского (придворного панегириста, так что все надо делить на десять):

"Комиты, военные игемоны, военные архонты, которым при жизни государя долг повелевал приходить к нему с приветствиями, нисколько не изменяя этого порядка, приходили и теперь в установленные часы к лежавшему во гробе, как бы к живому василевсу, и преклоняя колена, приветствовали умершего. После них являлись и то же делали сенаторы и все важные лица. Потом перед этим зрелищем представлялся народ, различных сословий, с женами и детьми. И это совершалось таким образом долгое время, потому что стратеги положили держать и хранить тело василевса, пока прибудут его дети почтить своим присутствием погребение родителя. Итак, блаженный василевс, даже по смерти, царствовал один, и все шло обыкновенным порядком, как было при его жизни. Одному только ему от начала мира Бог даровал такую честь. И действительно, из всех автократоров, он один различными делами чтил всех Бога и Христа его, а потому один по всей справедливости и сподобился этого. Одному только ему сущий над всеми Бог даровал преимущество царствовать над людьми даже по смерти, и людям, не лишенным смысла, этим ясно указал на нестареющее и нескончаемое царствование души его. Так происходило все это."

Таким образом, обе версии являются интерпретацией сообщенного: одна с упором на церемониале, а другая с упором на запуганность придворных (действительно ведь тянули время, пока дети не приедут и не поделят власть --- и в целом разумно сделали, так как хорошо помнили гражданские войны, возникшие после планового отречения Диоклетиана).

P.S. Да, я некрокомментатор ;)

Reply

luch_sweta June 28 2015, 08:10:29 UTC
О, Витя, спасибо! Это таки третье объяснение. :)

Про чтение источников я скорее имела в виду, что 1) ничего-то я читать не успеваю, 200 страниц истории Англии уже вторую неделю мучаю :( 2) для первого ознакомления таки нужен нормальный учебник + приличный последовательный цикл передачек, потому что все равно с первого раза я мало запомню, да и не все я готова учить основательно. Плюс, это все-таки развлечение, так что меня скорее интересуют "обзоры" без чрезмерных подробностей (например, на зиминском "Витязе на распутье" я сломалась на первых 40 страницах). Короче, речь шла не о принципиальной невозможности, а о лично моей лени. :)

Reply


Leave a comment

Up