Ожидает ли нас повторение 2008 года?

Sep 23, 2011 18:07

Итак ожидает ли нас повторение 2008 года?


Не ожидает, но, как говорил Марк Твен, история не повторяется, история рифмуется.
Обжегшись на внезапном крушении банка Lehman Brothers и его драматических последствиях для мировых экономик, правительства и центральные банки стали гораздо отчетливее осознавать, насколько быстро может произойти обвал и насколько активно им необходимо реагировать.
К сожалению, набор мер, которые они могут использовать для решения проблем, ограничен.
Официальные процентные ставки в развитых странах находятся на исторических минимумах. Между тем, политическое давление и неопределенность вокруг окончательных последствий нетрадиционной политики ограничивает центральные банки в тех мерах, которые они также могли бы предпринять.
Большинство наблюдателей приходят к выводу, что налогово-бюджетная политика могла бы дать более ощутимые результаты. Но в этом отношении правительства также наткнулись на стену. Страны периферии еврозоны отрезаны от кредитных рынков, а это означает, что они зависят от подачек более богатых соседей. Но богатые страны столкнулись с протестом избирателей. У политиков сплошь и рядом растет нервозность по поводу дальнейшего роста дефицита. Всеобщей мантрой стали планы жесткой экономии.
Даже развивающиеся страны, которые пережили потрясения 2008 года лучше, чем развитые, теряют пространство для маневра. Поток мер налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, направленный на то, чтобы остановить кризис 2008 года, привел к масштабным диспропорциям в экономике. Они выразились в "мыльных пузырях", общей инфляции и в огромных объемах безнадежных долгов.
Кроме того, правительства все меньше склонны к координации дальнейших действий. Кризис 2008 года вызвал такой шок, что побудил власти принять совместные усилия. Но как только экономика начала восстанавливаться, власти обнаружили, что мир возвращается к тем же дисбалансам, которые и стали причиной кризиса.
На этот раз правительства все больше стремятся использовать собственные преимущества. Нарастает напряженность как внутри еврозоны, так и между еврозоной и остальным миром, так как каждого все сильнее заботят потенциальные последствия кризиса в Европе.
Политическое реагирование на следующий кризис, вероятно, будет включать еще больше протекционистских мер.
Некоторые наблюдатели успокаивают себя тем фактом, что заимствования частного сектора снизились со времен начала кризиса. К сожалению, это снижение было более чем нивелировано ростом долга госсектора.
Это также вызывает напряженность. Страны с большим долгом перед иностранными кредиторами будут склонны обесценивать свои валюты, чтобы снизить бремя этих обязательств. Иностранным кредиторам это не нравится, и они избегают реструктуризации путем фиксированных обменных курсов или привязкой курса, как в случае Китая и США, а также посредством формального денежно-кредитного союза, как в случае с Грецией и Германией.
Альтернативой является дефолт, который в настоящее время разыгрывается в Европе.
Но внутренние долги также вызвали проблемы, когда они стали слишком обременительны для заемщиков. Дефолт или инфляция способны избавить от некоторых из этих дисбалансов, но они часто также сопровождаются банковским кризисом.
Таким образом, в некотором смысле текущие трудности являются продолжением кризиса 2008 года - следующим этапом той же самой проблемы, но при этом существует меньше способов избежать болезненного, но необходимого решения.

-Автор: Alen Mattich, Dow Jones Newswires;

общество, forex, Форекс, банк, доллар, экономика, Уолл-стрит, политика

Previous post Next post
Up