Киевские дома.

Aug 16, 2016 21:54

Оригинал взят у felbert в Киев уникальный!!!

В каждом городе есть здания, заслуживающие особого внимания. Внешне привлекательные или причудливые, необычные, с «изюминкой» - такие сооружения не оставляют равнодушным никого. Есть здания, окруженные легендами и тайнами, загадками, порой так и не разгаданными. Это дома с неким мистическим ореолом, вызывающие интерес к их судьбе, или, по меньшей мере, любопытство.
В Киеве много подобных сооружений, популярных среди киевлян и гостей города.
Причем зачастую их неординарный вид сочетается с необычной судьбой самого здания или его обитателей.



10 место. Дом Ролит или писательский дом на Богдана Хмельницкого, 68

На фасадах киевских домов достаточно часто встречаются мемориальные знаки, напоминающие о знаменитых жильцах этих домов. Но есть в Киеве рекордсмен, на фасаде которого - 27 мемориальных досок в память о живших здесь писателях.
В разное время в этом доме проживали почти все украинские литературные классики советской эпохи: П. Тычина, М. Рыльский, В. Сосюра, Н. Бажан, А. Корнейчук, А. Малышко, О. Гончар... Свое название дом получил от группы, инициировавшей строительство, - кооператива работников литературы. О его сооружении говорили еще с середины 30-х годов.
Именитые "инженеры человеческих душ" нуждались в качественном жилье. По табличкам на фасаде можно проследить трагические судьбы украинской интеллигенции советского периода. Сегодня рядом с домом планируется строительство часовни, в память о писателях, погибших во время репрессий.







9 место. Дом Ковалевского на ул. Шелковичная, 15/1

В начале 20 века в Киеве, в престижном районе на Печерске (Липки), Николай Викторович Ковалевский-чиновник по особым поручениям, купил себе небольшой участок земли у "сахарозаводчика" Бродского, для строительства дома. Проектирование и строительство в 1911 году было предложено очень талантливому киевскому архитектору Павлу Федотовичу Алешину. Через два года был построен трехэтажный дом, стилизованный под средневековый замок, с преобладанием романского стиля в декоре фасадов. Дом Ковалевского был построен в неудобном для застройки месте, два уличных фасада особняка, выходили на улицы Шелковичную и Орлика, которые примыкали друг к другу под углом 80 градусов. Алешину удалось найти оригинальное архитектурное решение, спроектировав граненую постройку, увенчанную башней со шлемовидным куполом, благодаря которой удалось скрыть острый угол и объединить оба фасада здания. Водосточные трубы были скрыты в стене, чтобы тень, падающая от них на здание, визуально не разбивала фасады.
Фасад дома украшают симпатичные кошачьи мордочки и барельеф в виде кота, на котором архитектор Алешин, со свойственным ему юмором, изобразил самого себя. В оформлении оба уличных фасада объединяет повторение декоративных элементов и междуэтажный поясок. Украшением фасада является балкон второго этажа, украшенный небольшими колоннами и четыре различные по форме капители.
Дом Ковалевского был одним из лучших частных домов Киева. Ковалевский с семьей проживал в нем до 1918 года.
Некоторое время в здании располагалось Министерство Иностранных дел Украины, сейчас Дом Ковалевского находится на балансе Администрации Президента Украины. Дом своей презентабельностью, сдержанной и оригинальной архитектурой очень выделяется из застройки эпохи Первой мировой войны.







8 место. Дом плачущей вдовы по ул. Лютеранская, 23

Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.
Главной загадкой дома является большой каменный барельеф, установленный на фронтоне парадного фасада. Барельеф изображает печальное женское лицо, увенчанное венком из кленовых листьев. С этих листьев в дождливую погоду по щекам красавицы катятся слезы, и киевляне, любившие давать прозвища домам, назвали его "Домом плачущей вдовы". Почему "плачет"? Почему "вдова"? Историки и киевляне до наших дней не могут ответить на этот вопрос.
Существует много версий, почему его так назвали. Одна из них, говорит, что на крыше дома установлен резервуар, который во время дождя заполняется водой и по желобам, подведенным к глазам красавицы, она ручейками из глаз попадает на щеки и создается впечатление, что красавица плачет. Другая версия, что в доме пряталась влюбленная пара, капитан с герцогиней, но случилась трагедия, в море погиб возлюбленный с детьми герцогини и ее безутешное лицо залитое слезами, увековечено на барельефе. Еще существует версия, что после смерти Апштейна, его жена проживала в доме в течение 5-ти лет, говорили, что она очень тосковала и оплакивала мужа. Из поколения в поколение пересказывают, что во дворе "Дома плачущей вдовы" стоял вагон, в котором Аршавский оставлял ночевать допоздна загулявших гостей, в нем выдавали постельное белье и подавали чай, и даже иногда раскачивали, имитируя движение поезда.
В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до начала 90-х - правительственные структуры.

Сегодня маленький дворик украшает небольшой прудик с фонтаном и глиняным лебедем. А сам особняк, интерьер которого полностью обновили, стал гостиницей для VIP-гостей президента Украины. Здесь есть спальни, рабочий кабинет, каминный зал и бильярдная.







7). Дом архитектора Карла Шимана, по ул. Владимирской 39/24

Едва ли не красивейшая башня поры «киевского ренессанса» (проект Карла Шимана). Благодаря ее возведению дом на время постройки (1900-1901 годы) считался наиболее высоким жилым зданием города - от цоколя до верхушки башни свыше 40 м.
Этот колоритный дом на углу улицы Владимирской и Прорезной был построен в начале ХХ века по проекту архитектора Карла Шимана. Здание возвели в 1900 году и по меркам того времени это был «небоскреб»: высота - 42,5 м. Любопытно, что заказчик дома - торговец охотничьим оружием Петр Григорович-Барский - возжелав соорудить самое роскошное здание в Киеве, не рассчитал средств, перебрал кредитов и разорился, а потом один из его кредиторов перекупил усадьбу и закончил строительство.
Часть комнат он сдал под меблированные номера «Палермо», а на первом этаже открыл знаменитую кондитерскую «Маркиз», упомянутую в романе Булгакова «Белая гвардия»






6 место. Дом с Кошками по ул. Гоголевской 23

Жилой дом по улице Гоголевской 23 являлся некогда доходным домом полковника Фердинанда Ягимовского, построенным по его заказу в 1909 году. Построен он бы в стиле модерн по проекту цивильного инженера В. Бессмертного. Оригинальное решение фасада давало повод предполагать, что автором его был легендарный киевский архитектор Городецкий, но эта ошибка была ликвидирована благодаря архивным документам.
В образе этого дома проявились неоромантические корни модерна, связанные, прежде всего с культурой средневековья. Особенный художественный интерес представляют собой скульптурные детали на фасаде - фантастические существа - химеры, мужские маскароны, с индивидуализированными портретными чертами лиц, фигуры сов и кошек, а так же многочисленные рельефные орнаменты.
Романтизированный, неординарный образ дома, известного среди киевлян как «дом с кошкой», стал причиной множества легенд относительного своего происхождения и жизни его обитателей. Например, ходят слухи, что дом является виновником многих несчастных женских судеб. Считается, что совы, скульптурные изображения которых расположены на уровне второго этажа, являются символом мудрости, а легендарные кошки, обрамляющие собой большое окно на первом этаже, защищают жителей дома от проказ и злых умыслов чёрта, фигурка которого венчает собой всю скульптурную композицию дома.
Дом является памятником архитектуры и монументального искусства.







5 место. Шоколадный дом на ул. Шелковичной, 17
Этот двухэтажный особняк традиционно коричневого цвета, с многочисленными скульптурными украшениями, прозван киевлянами "шоколадным домом". Действительно, благодаря цвету, все те львиные морды, гирлянды из цветов и плодов кажутся сделанными из дорогого фигурного шоколада.

Долгое время этот романтический домик принадлежал купцу 1-й гильдии Семену Могилевцеву. Любознательные киевляне, теряясь в догадках, пытались найти объяснение тому, почему один из самых богатых людей Киева, щедрый благотворитель, директор-казначей городского кредитного общества, глава Киевского биржевого комитета и глава совета старейшин Киевского российского купеческого собрания (по всем признакам - выгоднейший жених) так и не обзавелся семьей?

В итоге родилась легенда о том, что долгие годы Могилевцев был влюблен в какую-то замужнюю женщину, княгиню. И именно для интимных встреч с ней, когда любимая приезжала из другого города, он построил такой «сказочный» особняк с древнерусскими цветами, птицами, бабочками, павлинами, гирляндами в стиле модерн и копией головки прекрасной Сары Бернар с афиши работы великолепного художника Альфонса Мухи...
Десятки лет особняк находился на реставрации. Сегодня он вновь открыт для посетителей.






4 место. Мариинский дворец
это здание является памятником в квадрате - истории и культуры.
Мариинский дворец в архитектурном наследии Киева занимает особое место: это единственный представитель дворцово-парковой архитектуры в столице. В его переменчивой судьбе отразились исторические перипетии двух с половиной столетий.
Место для строительства дворца выбрала в 1744 году сама императрица Елизавета Петровна во время очередного паломничества святыми киевскими местами - на днепровских кручах, вблизи лавры.

Проект царской обители хотя и принадлежал Бартоломео Растрелли, однако в отличие от Андреевской церкви, не был оригинальным, поскольку копировался с подмосковной резиденции Елизаветы Петровны в с. Перово. На протяжении своей многолетней истории Мариинский дворец неоднократно реконструировался.

Форма фонтанов, рисунок зеленых насаждений имеют традиционный для XVІІІ столетия характер. Фонтаны украшены парными скульптурными композициями - копиями скульптур середины XVІІІ столетия, которые хранятся в музеях страны.
Из вестибюля дворца на второй этаж, где расположены парадные залы, ведут мраморные ступени.

Важными элементами художественного оформления Мариинского дворца являются предметы декоративно-прикладного искусства, а также мебель и люстры (старинные и выполненные современными мастерами в духе XVІІІ-XІ столетий), картины известных мастеров живописи. В некоторых залах сохранились небольшие фрагменты настенной живописи, выполненные художником К.Аллиауди. Замечательный паркетный пол дворца воссоздан во время последней реставрации. Составленный из ценных пород дерева, он поражает красотой рисунка и совершенным мастерством исполнения.

Сегодня это историческое сооружение презентует нашу страну в мире как государственная резиденция. Ее называют Президентским Дворцом.
В нем проходят торжественные государственные события - награждение, приемы, вручение верительных грамот послами иностранных государств, саммиты и встречи официальных делегаций на высочайшем уровне.







3 место. «Убежище рыцаря» (также известен как «Замок барона», «Дом Подгорского», «Дом со шпилем») по ул. Ярославов вал, 1

«Убежище рыцаря», также известное как «Замок барона Штейнгеля» или просто - «Дом со шпилем» - это красивое, привлекающее всеобщее внимание, здание в псевдоготическом стиле прямо в начале улицы Ярославов Вал (сразу возле Золотых Ворот). С этим зданием, как впрочем, и с другими известными киевскими домами, связано множество легенд и мифов. Долгие годы считалось, что этот дом был построен по заказу барона Штейнгеля, что и отразилось в «народном» названии замка, но на самом деле барон не имеет никакого отношения к этому дому.
Барону Штейнгелю на самом деле принадлежал соседний с «замком» дом - по адресу Ярославов Вал, 3.Когда слева от усадьбы барона в 1898 году вырос замок, люди по незнанию «приписали» его Штейнгелю.
Также ходили слухи, что замок принадлежит некоему графу и табачному фабриканту Сальве - в Киеве действительно долгое время выпускались папиросы с таким названием, а возле входа в парадное замка есть мозаичная надпись «Salve!» (что в переводе с латыни означает «Здравствуй!»).
На самом деле дом был построен в 1896-98 гг. по заказу помещика польского происхождения Михаила Подгорского. Автором проекта дома стал молодой архитектор Николай Добачевский, который, несмотря на свою молодость, успел объездить полмира и даже участвовал в строительстве Панамского канала. К сожалению, это один из немногих домов, созданных талантливым архитектором в Киеве - Добачевский вскоре эмигрировал.

Любой, даже далекий от архитектуры, человек не может не обратить внимание на этот экзотический дом. Он словно сошел с иллюстрации к рыцарским романам. Все в нем поражает своей непривычностью и необычностью - башня с острым шпилем, который заметен издалека, арочная подворотня, с нависшими над ней жуткими стражами-монстрами, узкие стрельчатые окна.После революции замок национализировали и с тех пор до недавнего времени «замок барона» представлял собой дом с коммунальными квартирами. Следы былой «коммунальной жизни» в доме можно наблюдать и сейчас. В конце 1990-х - начале 2000-х годов замок «с боями» освободили от жильцов. Жители замка не хотели покидать дом в самом центре города, потому выселение проходило очень напряженно, с отключениями света и воды. С момента отселения дом стоит пустым, но под охраной.






2 место. Доходный дом «Замок Ричарда Львиное Сердце»

Невероятно красивое здание в стиле неоготики находится, наверное, на самой знаменитой Киевской улице - на Андреевском спуске, возле «горы вздохов» Уздыхальницы.
Что касается названия дома, то тут не все ясно. Считается, что его так назвал известный киевский писатель Виктор Некрасов в 1967 году в одном из номеров литературного журнала «Новый мир». В этом журнале была опубликована статья писателя «Дом Турбиных», посвященная дому писателя Михаила Булгакова (Андреевский спуск, 13), где по сюжету романа «Белая гвардия» проживала семья Турбиных. В этой статье Некрасов упоминает несколько зданий на Андреевском спуске и среди них Замок Ричарда. Это название каким-то образом «приклеилось» к дому.
Английский король Ричард I Львиное Сердце (1157 - 1199) никогда не был в Киеве и не имеет никакого отношение к этому дому. Король и не мог иметь какое-то отношение к замку на Андреевском спуске, так как он был построен в начале XX века - в 1902-1904 годах, спустя семь столетий со смерти короля Ричарда.

С самого начала своего существования дом получил плохую славу. В 1904 году, во время окончания строительства, здесь произошел сильный пожар. Позднее выяснили, что виновниками пожара были двое ночевавших тут работников. А уже после окончания строительства по городу разошлись слухи о том, что в доме живут привидения. Слухи возникли из-за пугающих таинственных звуков и завываний, которые, казалось, исходили прямо из стен.

В 1911 году Дмитрия Орлова убили на Дальнем Востоке, где он занимался строительством, что окончательно укрепило репутацию несчастливого дома. Вдове Орлова, оставшейся с пятью детьми, пришлось продать дом, чтобы расплатиться с долгами. Новым хозяином дома стала Мария Франк. Скоро дом перепродали купцу Анатолию Серебреникову, а позже - князю Павлу Урусову. Хозяева сменялись так часто, и жильцы бежали из дома все из-за тех же шумных призраков. На самом деле, рабочие, которым заказчики мало заплатили за их работу, решили отомстить, и положили яичную скорлупу, с проделанными в ней отверстиями (по другой версии - это были глиняные черепки), в вентиляционные и печные трубы, и при каждом порыве ветра она издавала кошмарные завывающие звуки. По легенде, эта скорлупа была обнаружена случайно, одним из арендаторов - историком Степаном Голубевым.

В 1983 году всех жителей отселили и начали капитальный ремонт, чтобы сделать в доме гостиницу. Но реконструкция проходила медленно и после распада СССР остановилась совсем. Позже нашелся иностранный инвестор, но опять ничего не получилось. Дом уже несколько раз сменял разных инвесторов, но результата это так и не принесло. Роковой замок до сих пор стоит пустой и огороженный строительным забором.






1 место по праву занимает Дом с химерами, по ул. Банковой, 10

В самом центре Киева на Банковой, 10 вы найдете одно диковинное здание, мимо которого никто не может пройти, не задержавшись взглядом. Дом, о котором идет речь, не перепутаешь ни с каким другим. Его роскошные фасады, как и причудливая лестница у парадного входа, украшены фантастическими скульптурами зверей и химерами, словно снятыми с островерхих крыш собора Нотр-Дам в Париже.
Со строительством «дома с химерами» связано немало легенд. Самая захватывающая придумана гидами и народом: дочь архитектора утопилась в Днепре, то ли из-за несчастной любви, то ли из-за семейной ссоры. В память о ней слегка «повернувшийся» архитектор построил сей мрачный склеп. Другая скандальная легенда утверждает, что дом строил вовсе не Городецкий, а некий архитектор Николай Добачевский. Впрочем, под чертежами стоят подписи все же Городецкого. Есть еще вполне романтичная версия - пари с другими архитекторами, утверждавшими, что на таком обрыве (а на месте театра Ивана Франко тогда было озеро) строить невозможно. Вполне реальной может быть и строго практическая мотивация строительства. Это первый дом, построенный в Киеве при помощи цемента. То есть по тем временам - грандиозная рекламная акция для цемента промышленника Рихтера.
У этого дома имеется также своя «обязательная» легенда о проклятье. В 1913 году Городецкому пришлось продать дом, и при этом он якобы наложил на него проклятие - только потомки архитектора могут «ухаживать за химерами». Как бы там ни было, но после Городецкого дом сменил множество хозяев и вроде бы у многих из них действительно возникали различные неприятности.
И, наконец, легенда об исполнении желаний. В Киеве множество мест, «исполняющих желания». Не исключение и дом с химерами. Среди многочисленных химер этого дома есть и скульптура маленького крокодильчика. Он притаился где-то около подворотни, и разглядеть его не так-то просто. Тот, кто найдет этого крокодильчика, может загадывать любое желание - оно обязательно сбудется =)
Здание без отделки было построено еще в 1901 году, но на роскошную отделку ушло еще два года и немало денежных средств. Полностью, дом в стиле раннего декоративного модерна, не характерного для начала ХХ века на территории Украины, был готов в 1903 году. Осуществлял строительство крупнейший в Киеве подрядчик Лейба Беркович Гинзбург.
Владислав Городецкий смог за бесценок приобрести землю, так как этот участок считался непригодным для строительства из-за слишком крутого склона.
Скульптуры-химеры с фасада дома были выполнены по рисункам Городецкого итальянским скульптором Элио Саля, который почти всегда сотрудничал с архитектором.
В 1998 году был разработан проект реконструкции «Дома с химерами». Восстановление интерьеров, тоже существенно пострадавших за долгие годы, осуществляли по старым сохранившимся чертежам. Также реставраторы попытались точно восстановить цветовое оформление интерьеров таким, каким оно было при Городецком. Капитальный ремонт закончился в 2004 году. В 2005 году согласно постановлению правительства «дом с химерами» получил статус официальной резиденции Президента Украины, хотя сам Президент так и не смог поселиться в этом доме, несмотря на то, что хотел этого. Дом теперь используется для различных международных встреч и пресс-конференций.
Три этажа (третий, четвертый и пятый) переоборудовали под помещение для проведения мероприятий с участием Президента Украины. На первом и втором этажах расположены служебные кабинеты работников Государственного Протокола и Церемониала президентского Секретариата. Также в доме устроен зал, где Президент Украины проводит встречи с глазу на глаз. Здесь есть помещения для брифингов и комната для проведения торжественных праздничных приемов.







мой город, Архитектура, история, Мой город, МОДЕРН, КИЕВ

Previous post Next post
Up