- Какой была обстановка 7 октября, когда ХАМАС начало атаку на Израиль?
- Я проснулась в 6 утра, как раз вот эти 5 тысяч ракет полетели со всех сторон в направлении Израиля. Я сразу поняла, что это не учения какие-то, а такое часто было, но подобного никогда не случалось. Все люди начали бегать, муку покупать, а ночью уже стали нас бомбить.
Я была против отъезда, муж настаивал, а я все откладывала. Пока мы решали, израильтяне зашли в южную часть сектора Газа, появился коридор, который на КПП «Рафах» на границе с Египтом ведет, а мы жили возле больницы «Аш-Шифа» (за практически разрушенную больницу в секторе Газа шли ожесточенные бои - прим. ред.). Говорили, что на пути по коридору много трупов лежит, на земле деньги, документы валяются, но нельзя ничего поднимать, а надо по пять часов стоять с поднятыми руками. Израильтяне по малейшему подозрению забирают людей, некоторые пропадают без вести.
Сейчас от Газы ничего не осталось, люди лежат под завалами, их вытащить не могут, техники нет, скорая не приезжает, больниц нет. Раненые умирают часто на месте, так как лечения нет. Могилы братские, всех закапывают в одном месте. Израильтяне разделили территорию на южную и северную, надо с северной ходить на южную, а там стоят их военные. Они сбрасывают листовки с требованием переходить на южную сторону.
Я все откладывала эвакуацию, но потом передала паспорта, посольство собирало наши имена, они ушли в Израиль на проверку, а там решали, кого пропустить, а кого - нет. Сказала мужу, что надо подождать, когда мы попадем в списки. Конечно, можно было и без этого через коридор пойти на южную сторону, но там обстановка еще хуже - ни воды, ни еды, а обратной дороги уже нет. С южной стороны на северную нельзя вернуться.
- Расскажите, как проходила сама эвакуация?
- Нам посольство России очень помогало. Еда, вода, гостиница, которые ждали на египетской границе, когда мы выйдем из Палестины. Нас довозили до определенной части на машине, потом говорили: «Садитесь на ослика». На нем довозили до того места, где танки стоят. Ты поднимаешь руки, в одной руке у тебя паспорт, налево-направо нельзя смотреть, только вперед, нельзя что-то подбирать с земли.
Мы пошли по этому коридору, там трупы - они там дней 10 лежали, их успели собаки растащить. Мне подруга говорила, что увидела инвалидную коляску, а там труп сидит, который собаки растерзали. Рядом трупы лошадей, осликов обожженных лежат. На земле валяются чемоданы, детские коляски… Детей нельзя в колясках везти, только на руках. Мы шли через трупы, которые гнили, там стоит специфический запах.
Израильтяне издалека начинают кричать: «Остановитесь, поднимите руки!» Проверяют паспорта. Поначалу нас даже развернули, потому что списки из посольства еще не дошли. Я самая последняя из иностранок осталась в Газе.
- Мужчины не могли пройти через этот коридор?
- Там мужчинам невозможно пройти коридор, очень большой риск. Они говорят, что лучше дома останутся и умрут, чем попадут в израильские тюрьмы. Но детей и стариков пускают. А так, когда мужчины в Египет выезжают, в обычные дни, египтяне забирают их на автобусах под контролем израильтян.
- Татарок не встречали из числа эвакуировавшихся?
- Россиян достаточно много, но татарка я была единственная…
Доехали мы до «Рафаха», там нас встретили представители посольства, эмчеэсовцы. Кстати, и русских людей я там особо не видела, может, они выезжали первой партией. В основном это были арабы, кто учился в России, получил тут гражданство, а потом женился на арабке и вернулся домой.
- Как вы думаете, какую цель преследует Израиль?
- Израиль хочет себе территорию Газы забрать, как я слышала, ее зачистить и построить себе туристический город, а землю отдать своим солдатам, которые сейчас воюют. После перемирия они хотят с Газой закончить, а потом перейти на южную сторону. Куда народ гнать? Не знаю, они хотят на Синайский полуостров их переселить, но египетский президент тоже нас не хочет принимать.
- У вас только российское гражданство?
- Там еще палестинское гражданство дают, я 7 лет его ждала. В секторе Газа было российское консульство, посольство в Рамалле, мы детям делали документы, они получили российское гражданство и заграничные паспорта.
- Вы в секторе Газа работали или только занимались семьей?
- У меня там маленький бизнес был. Я на AliExpress заказывала нитки и вышивала, у меня очень хорошие заказы были. А до этого работала в детском садике с яслями, подготовительными группами, а также с больными детьми.
- С арабским языком проблем не было?
- Я очень быстро выучила арабский, у меня даже акцента нет. Когда выхожу в город, то по лицу понимают, что иностранка, но начинаю разговаривать - удивляются. Я быстро дома выучила разговорный язык.
- Ваши дети знают русский язык?
- Старшие дочери понимают и отвечают, а 12-летняя дочь за один день русский алфавит выучила, уже читать начала. У нас в секторе Газа есть государственные и ооновские школы, мои дети ходили в ооновскую, там очень хорошие знания дают, правда, тяжело учиться. Там до 10-го класса учишься, потом 11-12-е классы оканчиваешь в государственной. Две старшие дочки школу окончили, старшая на медсестру учится, а вторая выучилась на переводчика с английского языка. Там у нас все было - университеты, больницы, очень красиво было, жизнь кипела. Блокада только была с 2013 года, со светом начались перебои…
- В целом как палестинцы относятся к иностранцам, живущим среди них?
- Нормально относятся, уважают. Даже когда мы по улице идем, радуются, пытаются с нами разговаривать. Вообще, палестинский народ очень добрый, я их очень люблю. Я всю дорогу плакала, когда покидала Газу, за весь палестинский народ плакала.
«Мы благодарны нашему посольству, там были американцы, их всех кинули»
- С каким ощущением возвращались назад?
- Я всю дорогу плакала, когда ехала, у меня такой большой знак вопроса был: куда я еду, зачем, как я буду, с кем, мужчины рядом со мной нет, вся ответственность на мне. Я же в России больше 10 лет не была, ни законов не знаю, ни порядков…
- И климат отличается…
- Мне он привычен, а вот детям… Они в футболках приехали, когда слезли с самолета МЧС - всех одеялами укрыли, нас одели. Когда сидели в автобусе три часа, нас держали, чтобы вся группа собралась, я чувствовала себя как труп. Радости никакой не было, в поезде опять все время проплакала.
Мы приехали сюда, в Казань, и я не думала, что меня будут встречать, а тут журналисты, все снимают. Мы благодарны нашему посольству, никто не ожидал такой помощи, там были американцы, нидерландцы, люди из разных стран, их всех кинули. Сидели американцы, я спрашиваю: «Почему не выходите?» Они сказали, что их всех Газа возвращает. Их страны даже не пытались бороться за своих граждан, дескать, если есть запрет, то возвращайтесь. А наше посольство сказало, что до последнего человека всех вытащат. Нас хорошо встретили, заселили в лучших отелях.
https://www.business-gazeta.ru/article/615135