Летейская библиотека - 47

Jul 21, 2009 22:41

     18 мая 1920 года ночным поездом из Москвы в Петроград возвращался Александр Александрович Блок. Позади была десятидневная утомительная поездка, вместившая несколько публичных выступлений и светских раутов; что было впереди - мы знаем (и, боюсь, он знал тоже, хотя и в общих чертах). Его чтения в Москве имели большой успех (свидетель фиксировал ( Read more... )

Собеседник любителей российского слова, Российская вивлиофика

Leave a comment

lucas_v_leyden July 23 2009, 19:14:42 UTC
О, спасибо большое! Про счастливую судьбу я и рад бы написать - да очень уж немного их... Да и последнее время герои сами меня находят, а не я их - м.б. и придет кто-нибудь благополучный и прикаянный.
Да, конечно, по качеству стихов Кугушева - явление исключительное, но я принципиально не ставлю во главу угла талант - все-таки я пишу больше о людях, чем о текстах.
К "неоклассикам" я очень неравнодушен! Впрочем, мы с Вами еще лет 15 назад говорили, помнится, о Шварбах-Молчановой, взаимно радуясь общей склонности:) Укше я тоже очень люблю - сначала из-за Лозины-Лозинского, а потом уж просто так, без причин и посредников.
Относительно Шепеленко - может быть, при случае. Я давно понял, что он не так-то прост, узнав, что в его альбоме есть автограф ст-ния Мандельштама, но тут еще есть физическая сложность - этот альбом, например, представляет собой чудовищное хаотическое нагромождение выписок, записей и черновиков, в которых ногу сломит чорт - и все это явлено зрителю в виде монструозного диафильма РГАЛИ. Писать о нем, не прочтя весь этот хаос, как-то глупо, а разбираться с ним... может быть, набравшись сил и дерзости, попробую.

Reply

(The comment has been removed)

lucas_v_leyden July 25 2009, 19:08:47 UTC
Да я тоже каких-то выписок навыписывал, но без подробностей, необходимых для его даже усеченной биографии... Старинный способ получения оригинала мне тоже знаком, хотя я очень стараюсь им не злоупотреблять; все-таки некоторая священная правда в микрофильмировании есть. Но иногда приходиться поступаться:)

Reply

aonidy July 27 2009, 03:55:34 UTC
У "неоклассиков" (я думаю, их можно объединить с "Особняком") - как группы, так и поэтов по отдельности - странная судьба. То, что они успели опубликовать - особенно как группа (три сборника "Лирика"), - все-таки не очень вдохновляет. Брюсов отчасти (отчасти!) был прав, написав: "Эти сознательно возвращают технику стиха к досимволическим временам, к самому темному периоду русского стиха". Олег Леонидов - милый поэт, но не более ("На бледном шелке"). Исключение - "Прохлада" Минаева плюс то, что успело выйти в "Новых стихах". Отвлекаясь от неоклассиков, скажу, что хорошо бы переиздать весь этот ряд коллективных сборников "вне групп": "Мы", "Поэты наших дней", "Костер", "Собрание стихотворений", "Ларь", "Новые стихи" - именно как целое. "Явь" давно есть в репринте, "Лирика" тоже (у меня только второй и третий сборники в израильском репринте). Ну, у Вас-то они, наверно, все есть в оригинале (с завистью в голосе). Вернемся к неоклассикам. Получается, что свои лучшие стихи они написали тогда, когда уже не могли или не хотели печататься. Хотя до конца 20-х все-таки могли: Союз поэтов книги издавал и порой очень "несоветские" (кто бы исследоввал его издательскую деятельность!). Укше это блистательно подтверждает. Кугушева - судя по Вашей публикации - тоже. Минаев с годами писал явно не хуже. Остальные? У того же Леонидова, как я понимаю, судьба сложилась удачно хотя бы в житейском плане. Сохранился ли его архив? В общем еще работать и работать! И спасибо, что напомнили про Шварцбах-Молчанову. Помните, как Вы ее тогда шутя окрестили:)?

Reply

lucas_v_leyden July 27 2009, 20:55:54 UTC
Да, "странный" - очень подходящее определение. Я как раз думал по этому поводу, когда сочинял про "Ларь" - люди по большей части существовали вне литературы (как процесса), при том, что стихи писали отменные. И про "неоклассиков" все абсолютно так, как Вы говорите. Просто из-за внешних событий вся их нормальная поэтическая эволюция (схема которой к ХХ веку уже была отработана: журналы-тусовка-критика-книги и т.п. - я огрубляю, естественно) покатилась в тартарары и им пришлось развиваться не в безвоздушном даже пространстве, не под спудом, а просто в условиях, в которых до этого литература не пробовала существовать. Грустно это все!

Reply

aonidy July 28 2009, 07:31:55 UTC
Позвольте немного с Вами поспорить или, скорее, уточнить. Пока существовал Союз поэтов (как я понимаю, до 1930 г.) лит. процесс был, среда была, тусовка была - не-советская или не полностью советская. Не идеальная, но все же! Именно поэтому стоило бы получше изучить деятельность Союза, особенно издательскую. То же и питерский Союз, и, с некоторыми оговорками, Издательство писателей в Ленинграде. Пока выходили все эти сборники, процесс был, и пространство было вполне "воздушным". Массовое "отключение" от литературы началось году в 1931-м, что нетрудно соотнести и с прочими "процессами". Кто-то ушел в очеркистику, кто-то в переводы, кого-то выслали, кто-то просто в никуда. Проза Вагинова это как раз очень хорошо показывает (вчера доперечитал "Гарпагониану"). И с грустью вспомнил, как в непонятном помрачении сознания не купил ноябрьский номер "Литературного современника" за 1934 - последняя публикация Вагинова (уже посмертная) и некролог Кирова (успели вставить!). Какое символическое соседство! В один год умирают Белый, Вагинов, Багрицкий и Митрейкин (весьма любопытный поэт). Странное получается общество.

Reply


Leave a comment

Up