ПО ИЗРАИЛЮ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (2022)

Feb 21, 2022 21:23

      Человеку свойственно преувеличивать свою роль в естественном ходе вещей: не смиряясь со своим истинным статусом (игралище незримых сил и - в лучшем случае - безропотное орудие судьбы), он додумывает в утешение себе ложную значимость собственных поступков. "Вы с собой погоду привезли", - говорят провинциальным родственникам, вдруг пожаловавшим в столицу. И точно: сбежав от московских холодов и чуть пообвыкнувшись в Иерусалиме, мы ощутили первое грозное предзнаменование (особенно чувствительное там, где нет центрального отопления). В старину мореплаватель тревожно вглядывался в барометр, чью стрелку упорно гнуло к значению "буря"; наш современник обходится айфоном. Сперва мне даже показалось, что я забыл переключиться между экранами: на послезавтра обещали снег, мокрый снег, ноль, минус два. Увы, тут не было никакой ошибки: пророческие слова, как часто бывает в этих местах, относились именно к тому, перед кем их начертала на стене невидимая рука. Об этом стоило крепко поразмыслить.
      Каждый раз, осваиваясь на новом месте, я нахожу поблизости велосипедный маршрут на 40-60 километров, который можно использовать для регулярных тренировок: редкое, ни с чем не сравнимое удовольствие просто крутить педали, не сверяясь ни с картой, ни с навигатором. В не очень велосипедном Иерусалиме мне тоже удалось подобный маршрут разыскать: пробравшись среди гудящих машин и молчаливых автобусов (кажется, им директивно запретили сигналить) до замечательной велодорожки, проложенной на месте старых рельсов, я уезжаю по ней в сторону библейского зоопарка в лес Аминадав. Асфальтовая дорога вскоре заканчивается и переходит в грунтовку.



Тут больше бы подошел классический маунтинбайк, но на моем гравеле тоже проехать можно.



После серии грунтовых троп можно выбраться на круто идущую вверх асфальтированную дорожку.



И после трехсот метров подъема оказаться на вершине одного из холмов - у мемориала Кеннеди.



Лес Аминадав переходит в большой лесной массив, который, хотя и окружен и рассечен автомобильными дорогами, представляет довольно много возможностей для велосипедных и пеших прогулок. Пока не начали сбываться ужасные ауспиции, мы успели сходить в один небольшой поход по размеченному маршруту вдоль ручья Сорек. В лесу росли цикламены…



…плодоносили земляничные деревья…



…цвели асфодели…



…тропинка радовала внятной разметкой…



…а природа замечательными видами...



Но это не решало основной проблемы: стремительного похолодания, от которого мы, собственно, и бежали сюда из Москвы за несколько тысяч километров. "Yes we can", - подбадривала нас приветливая дама с тель-авивского граффити:



Сам я в этом отнюдь не был уверен. Впрочем, на помощь вновь пришла народная мудрость. "Когда ты в Риме, - напоминала она, - веди себя как римлянин". Что делает житель Иерусалима, если обещают мокрый снег, а на работу ему ходить не надо? Собирает вещи и едет в Эйлат. Так мы и поступили.
      Город понравился мне необычайно. Не говоря, что в такой ситуации придется по сердцу любое место, где температура воздуха устойчиво держится выше нуля, но и само его устройство весьма симпатично: в частности, тут нет ни одного светофора, а все пересечения дорог организованы при помощи кругового движения. Остальные постепенно открывающиеся детали только подчеркивают этот продуманно-беззаботный облик. Здесь есть разводной мост:



Здесь заботятся об экологии:



Здесь вкусно кормят:



Чтут хорошую прозу:



Знают толк в современном искусстве:



Местные жители склонны к созерцанию.



И ко всему этому прилагаются ослепительные закаты.



Почти три недели (с коротким перерывом) мы прожили тут. За это время я проехал на велосипеде около пятисот километров и должен признать, что окрестности Эйлата - одно из лучших встречавшихся мне в жизни мест для велосипедных экскурсий. Базовых направлений здесь всего три. Во-первых, есть серия маршрутов вдоль 12-го шоссе и египетской границы, но туда я так и не собрался - все они начинаются с очень резкого подъема на 600-800 метров: на своем горном велосипеде с широким диапазоном передач я туда кое-как бы вскарабкался, но на гравеле даже нижняя передача слишком сильная - на таком рельефе мне придется либо останавливаться отдышаться каждые сто вертикальных метров, либо идти часть пути пешком - в общем, я не рискнул. Другой популярный маршрут - начало велосипедной национальной тропы, которая рано или поздно пройдет через весь Израиль, но пока выходит из Эйлата и за четыре, кажется, участка покрывает первые двести километров. Ее я попробовал, но для моих узковатых колес она не подходит - слишком много песка. И, наконец, третье, самое популярное направление - богатый конгломерат дорог, дорожек и тропинок вдоль 90-го шоссе - и здесь я в основном и катался. Возможностей тут множество - можно просто ехать по самому шоссе (первые 50 километров оно двухрядное и с широкой асфальтированной обочиной, дальше сужается); не возбраняется двигаться по сети маленьких тропок между шоссе и иорданской границей (там, в частности, проложен официальный веломаршрут), можно вилять в обе стороны, пользуясь любым съездом - каждый из этих вариантов прекрасен по-своему. Вот несколько фотографий, собранных за эти поездки.
      Навигатор определяет это место как старое Эйлатское шоссе: оно тянется вдоль 90-й дороги, то покрываясь вполне приличным асфальтом, то исчезая под слоем песка.



Вокруг плантации финиковых пальм.



И редкие заросли пожухших кактусов.



Большая ее часть представляет собой укатанную грунтовку.



Те горы - это уже Иордания.



Здесь проходит веломаршрут, размеченный такими столбиками. Требуется умственное усилие, чтобы идентифицировать себя с верблюдом на колесиках, но дело того стоит - дорога очень живописная.



Границы ее сегментов украшены такими стендами.



Изредка встречаются оазисы: этот, кажется, полностью рукотворный - к каждому дереву подведена животворная трубка с водой.



Розовые точки вдали - это пугливые фламинго, жирующие на соленых озерах.



Главная магистраль - 90-е шоссе - совершенно великолепна.



Часть дороги проходит мимо сафари-парка (о котором ниже). На велосипеде внутрь не пустят (только на машине), но с дороги можно бесплатно посмотреть на страуса.



Деревня Йотвата (жители которой наверняка называются йотватниками). Здесь можно пополнить запасы воды. Рядом - огромная ферма, где в открытых загонах меланхолично толпятся несколько сотен коров.



Дальше опять финиковые рощи.



Это молодая поросль.



Местный рельеф устроен так, что при сильном дожде (который бывает не каждый год) невиннейшие с виду неровности заполняются ревущим потоком. Об этом (не так цветисто) сообщают дорожные знаки, натыканные здесь повсюду.



Иногда чуть более подробно.



Затеи сельской остроты.



Привал



Довольно загадочный монумент.



Место, где дорога перестает быть двухполосной: около 60 км. от Эйлата. Единожды доехав до этого места (мне нужно было откатать ежемесячное "фондо" - сто километров в один присест), я встретился на обратном пути с сильнейшим встречным ветром, так что добрался до дома в полном изнеможении.



Один из боковых маршрутов - отворот к Тайной Лощине.



Раньше здесь искапывали что-то полезное, но со временем дорога сделалась заброшенной.



На боковых дорожках иногда досаждает песок и - совсем редко - грязь.



Белые кристаллы - это не лед, а соль. Часть местных дорог живописно размечена камнями.



Отдельное направление для экскурсий - национальный парк Тимна.



Там есть свои велосипедные трассы, но они предназначены для МТБ и фэтбайков: наверное я кое-как там проехал бы, но вряд ли это доставило бы много радости. А вот с точки зрения пешеходных прогулок это место совершенно выдающееся.
      Во всех рассказах о Тимне, которые мне попадались, описываются прежде всего семь главных достопримечательностей, которые принято объезжать на автомобиле. Часть их действительно впечатляет - например, это особенно живописное выветривание.



Но, на мой взгляд, эти красоты совершенно меркнут перед теми видами, что открываются человеку, который решится оставить машину и пойти по размеченной тропе. Всего официальных маршрутов там больше десяти, но часть их свободно можно (и даже должно) комбинировать. Все они легко проходимы (если, конечно, быть в подходящей обуви) за исключением одного - отмеченного черным пунктиром восхождения на отрог горы Etag - тут уже понадобятся минимальные горные навыки плюс одна или две трекинговые палки. Вот несколько фотографий из походов по Тимне (купленный пермит дает право провести в нацпарке три дня, так что мы прошли примерно четыре пятых из тамошних маршрутов).
      Типичное здешнее вади - редкая растительность селится там, где иногда бывает вода.



Следы выветривания.



Нечто грибообразное.



Тупик, которым заканчивается ущелье.



Дорога к древней шахте (здесь близко к поверхности залегает медная руда, которую добывали и перерабатывали египтяне).



Пейзаж.



Начало подъема на гору.



В трудных местах повешены перила.



И набиты скобы.



Тропа хорошо маркирована



Вершина, отмеченная туриком. Тропа уводит дальше траверсом за пределы парка, но я спустился вниз по пути подъема.



Еще одно вади.



Хотя дело происходит в пустыне, растительный мир тут не такой уж скудный. В самом засушливом месте из-под земли пробиваются вдруг удивительные цветы - полное ощущение, что их кто-то сюда принес и воткнул в землю. Это цистанхе, растение-паразит, простирающее свои корни на десятки метров, чтобы впиться в беззащитный кустик.



Несмотря на обширный туристический поток, почти все посетители передвигаются исключительно на машинах. Поэтому обитатели дальних уголков смотрят на пеших туристов не без изумления.



С еще большим изумлением, перерастающим даже в надменность, смотрят на посетителей животные из сафари-парка.



Здесь роли людей и животных меняются: человек, уплативший за вход, медленно едет в собственной стеклянной машине, а гуляющие на свободе зверюшки настойчиво занимаются своими делами.



Положение дел разъясняет лектор из аудиогида, позволяя себе (по крайней мере, в русскоязычном варианте) сомнительные шуточки ("наверное, эта антилопа была феминисткой - по крайней мере, вела она себя соответственно"). Вот, кстати, и антилопа.



Этого дикого ослика с полосатыми лапами вывозили из Сомали (где он робко водился) чуть ли не при помощи войсковой операции.



Его родственник тоже чем-то крепко знаменит.



А эти ребята просто необыкновенно хороши собой.



Тем временем в центральном Израиле потеплело, так что можно было, собрав скарб и погрузившись в машину, отправиться обратно. По пути ненадолго остановились у Мертвого моря, чтобы проехать на байке символические двадцать километров и сделать несколько фотографий.



Это не снег, это такая игра лучей, как сказал поэт.



А это соль.



На том берегу Иордания.



Тем же вечером мы вернулись в Иерусалим - и только редкие сугробы напоминали о том, чего удалось избежать.


Всемирный путешествователь

Previous post
Up