ДВА ПОХОДА

Jul 03, 2020 20:40

Весь июнь я был занят очередным гигантским именным указателем: больше шести тысяч лиц - по сути, население небольшого города, - так что почти ни на что другое времени не оставалось. Лишь несколько раз за месяц, освободившись из плотных его объятий (как и всякая монотонная работа, составление именника обладает способностью погружать человека в подобие анабиоза) я выезжал на небольшие велосипедные тренировки по 50-70 км., после чего с покорным облегчением возвращался к своему историческому рукоделью. С этим однородным фоном приятно контрастируют две яркие прогулки: один пеший поход и одна поездка на двух колесах.

1. От Старицы к Красному ключу.
С течением времени текущие новости занимают меня все меньше и меньше (не знаю, свойство это возраста, эпохи или ответная реакция на их изобилие): еще лет пятнадцать назад мой шофер покупал мне каждое утро три разные газеты, а по вторникам еще и четыре, кажется, еженедельника впридачу. Река времен унесла сперва необходимость в частых визитах в офис, потом я отказался от машины (тем более, что в наши дали прокопалось и метро): где-то посередине иссякли и газеты, которые я с какого-то времени стал пролистывать только в самолете, каждый раз ретроспективно сожалея о роще карельской сосны, которую за десятилетия сгубили ради меня на бумагу. А после, в общем-то, отказался и от новостей - особенно с тех пор, как стал замечать, что под сурдинку перечня происшествий мне хотят дополнительно засорить сознание какой-нибудь ерундой (будучи, конечно, совершенно в своем праве). Поэтому получилось вдруг, что о большинстве важных событий я узнаю из записей собственной скудеющей френдленты. С чем бы это сравнить? - да не с чем: не было в доинтернетной истории похожих ситуаций. Зато тем важнее и любопытнее для меня каждое сообщение моих здешних друзей. Конечно, цельную картину мира так не создашь: я читаю отличных энтомологов, талантливых врачей, славных путешественников, но, например, знать не знаю, что происходит в спелеологии или палеоботанике: с другой стороны, кому она нужна, цельная картина! Несколько недель высокочтимая dyrbulschir жила близ города Старицы, живописуя ее окрестности своим изящным слогом. В эти же недели высокочтимая olly_ru опробовала несколько подмосковных пешеходных маршрутов из каталога Rutrail, оставив их яркие и подобные описания. Поэтому когда я, ошалев от работы, стал раздумывать, куда бы на денек сходить в поход, из подсознания плавно выплыло: "конечно, в Старицу" - и на сайте Rutrail.ru как специально нашелся подходящий маршрут. Мы сели в машину и поехали.



В Старицу можно ехать по скоростной трассе М11, а потом от Твери забирать вбок, а можно по утлым дорожкам от Новорижского шоссе (по которым мне случалось кататься и на велосипеде). Мы выбрали второй вариант и не прогадали: очень мало машин и очень много люпинов.



В Московской области дороги идеальные, в Тверской похуже.



Иногда среди сельского пейзажа вырастает вдруг совершенно инородное здание, напоминающее о славных временах, некогда переживавшихся этим краем.



Гидронимика бывает загадочной.



Это уже сама Старица (здесь мы оставили машину): полузаброшенные здания, некогда, вероятно, бывшие службами монастыря, тоже сейчас пребывающего не в очень авантажном виде.



Напротив, его визави на том берегу Волги вполне, кажется, бодр, красив и посещаем.



В каждой достаточно древней стране есть специальная базовая атрибуция для любых загадочных руин: в Италии любая груда камней с обломками колонн будет считаться дачей Тиберия; в Израиле - дворцом Ирода. Старицу любил наш местный Ирод, Иван Грозный, так что всякую здешнюю развалину я на всякий случай приписывал ему.



Вот, например.



Впрочем, его беспокойная тень отнюдь не возглавляет список здешних опасностей. Гадюки! Которых здесь почему-то видимо-невидимо. Это довольно юный экземпляр прошлогоднего, вероятно, выведения. В России бытовала красивая легенда, что гадючка появляется на свет, сызмальства снаряженная всем запасом яда, который ей может понадобиться в ее нелегкой будущей биографии и оттого укус чешуйчатой отроковицы считался смертоносным. Неромантичные герпетологи утверждают, что нет - но все равно, конечно, фамильярничать с ней не хотелось. Еще мы встретили двоих, но одна из них была дохлая.



Дорога, сперва совершенно проезжая, идет вдоль берега Волги.



А вот и сама Волга. Не Амазонка она здесь, прямо скажем. Бетонное сооружение на том берегу, если я правильно соотнес реальность с текстом (непростое умение) - недостроенный позднесоветский портал для экскурсий по пещерам, которыми тут все пронизано.



А вот, кстати, и первая метка. "Рутрейл" как положено сигнирует маршрут такого рода знаками, но довольно скупо, так что желательно иметь и закачанную в телефон карту, и распечатку, а метки просто с удовольствием встречать в качестве дополнительного подтверждения верности пути.



Это первый брод. Всего на маршруте их будет от двух до бесконечности - в зависимости от того, насколько энергично вы будете импровизировать. Дно покрыто очень острыми камешками, так что идти не столько мокро, сколько неуютно. Вода примерно по колено.



Излучина Волги. Описание маршрута сообщало, что, вскарабкавшись по тропинке, ведущей на левый (обрывистый) берег, можно выйти к развалинам усадьбы Тутолмина и воздвигнутым над ними красотам. Вотще! Или мы перепутали тропинки или энтропия взяла свое, но никаких руин мы не нашли, а только бесконечные заросли крапивы и полчища комаров.
Кстати об энтропии: разглядывая какие-нибудь Помпеи или Кейсарию, мы поневоле утверждаемся в мысли, что разрушение человеческих следов занимает сотни лет, если не тысячелетия: отнюдь нет! - природа затягивает нанесенные нами раны куда быстрее. Размышляя о возможных велосипедных траекториях по прекрасно мне известному Сергиево-Посадскому району, я раздобыл карту 1925 года и наложил ее на сегодняшнюю. Ученые, как пишут в кликбейтной рекламе, онемели: десятки километров дорог, отмеченных там как первостепенные, ныне просто отсутствуют, то есть полностью поглощены лесом. И это, между прочим, в нашей климатической зоне.



Вдали уже видна заброшенная Преображенская церковь деревни Дубровка. Здесь в Волгу впадает речка с немного чеховским именем Холохольня и здесь же наш маршрут уходит вдоль ее берега влево.



Вот, собственно, Холохольня.



И брод через нее. Тут в описании маршрута, до этого безупречном, появляется существенная неточность. Из него следует, что для того, чтобы попасть к водопаду, обязательно идти через брод. Мы так и сделали, но это была ошибка. В ней не было бы ничего фатального, если бы не чудовищные заросли борщевика, плотно обставшие тропинку. Нам сильно повезло с двумя обстоятельствами: борщевик был еще довольно юный и оттого не слишком ядовитый (ср. выше про гадюку), а кроме того, у нас с собой были трекинговые палки. В результате мы, как трое бабелей в сабельном бою, минут сорок прорубались палками сквозь эти заросли, после чего спустились к реке и тщательно вымыли палки и кожу в тех местах, на которые мог брызнуть сок. Это было неприятно - но выяснилось, что от водопада (где можно набрать замечательно вкусной воды) есть другая тропинка, ведущая обратно.



Сам водопад я, как выяснилось, не сфотографировал: перебираясь через Холохольню вброд с тремя пустыми бутылками и отбиваясь от комаров, которые жрали в этот день немилосердно, я не нашел минутки - о чем теперь жалею. И мы отправились в обратный путь.



Дворец Ирода.



Вид с высокого берега на Волгу.



Она же перед самой Старицей.



Уже на обратном пути мы заехали к пленившей мое воображение церкви, точной копии Петербургской, но воздвигнутой в глухом лесу.

Маршрут в принципе рассчитан на два дня и заканчивается на отдаленном шоссе, так что мы его модернизировали, вернувшись после водопада обратно в город. Дистанция не слишком большая, 20 с небольшим километров, но жара, насекомые, гадюки и броды не дают признать его просто прогулкой. Вообще в качестве небанального однодневного времяпрепровождения - лучше не придумаешь.

2. Вдоль Москвы-реки на велосипеде.
Первоначальный план был - доехать от Новоиерусалимской до Звенигорода (этот путь, правда в другом направлении, я уже однажды проделывал), а там уже решить, что делать дальше. На полупустой новенькой электричке (в которой новейшие требования создают неуловимую атмосферу маскарада) мы (уже другие мы) докатили, выкатились, оседлали и тронулись.



Красивая арка - место пересечения с Новорижским шоссе.



Река Разварня. Обсуждая несколько дней назад гидронимы московской области, мы (это уже опять те мы, которые в Старице) сошлись на том, что понимаем происхождение едва ли трети их. Теоретически можно вообразить происхождение Разварни, Дубешни или Хвощинки (они встретятся дальше), но Кубжа? Вондига? Пульмеша? Поневоле чувствуешь себя каким-то мохноногим хоббитом в стране голенастых эльфов, где даже птицы и деревья говорят между собой на непонятном тебе певучем языке.



Просторы.



Еще просторы!



Решили пожертвовать прямолинейностью ради благодати и заехали в Савино-Сторожевский монастырь (как-то осиротевший ныне без китайских туристов). Вкусили квасу, попировали пирожками. Это вид с его смотровой площадки.



Благочестивая велопарковка.



А вот и Москва-река.



Начиная от Звенигорода (а может быть и ранее) вдоль всей реки, повторяя ее прихотливые извивы, проложена весьма укатанная грунтовая дорога. Иногда она делается многолюдной, иногда становится тропкой и зарастает жгучей крапивой, но, по крайней мере, после сухих дней, остается вполне проезжей, пока не иссякает километров через 50 в районе Ильинского (сейчас я, впрочем, вижу, что там можно, исхитрившись, ехать вдоль Москвы и дальше). За все время реально неудобных мест встречается совсем немного: мне, например, не понравились пешеходные мостки через топкие места в лесу: заезжать на них мне было неприятно, а каждый раз спешиваться неудобно.



Иногда она превращается в такую лесную тропку.



И идет вдоль соснового холмистого леса.



И снова через поля.



Есть какая-то особая лихость в том, чтобы беззаботно растить зерно на самой дорогой земле за пределами Швейцарии и Монако.



А здесь уже и урожай, похоже, собран.



Кое-где тропа ненадолго удаляется от берега.



И уходит в луга.



Но вскоре вновь возвращается к воде.
Так мы и доехали до начала Успенского шоссе, где заехали на асфальт и через час уже увидели привычные московские многоэтажки.

Всемирный путешествователь

Previous post Next post
Up