Размышления

Oct 21, 2011 13:05

Читала и читаю довольно много психологической литературы. Но поняла, что от современных психологов меня тошнит. Психологи с именем, такие как Фромм, Юнг и т.д., вызывают большое уважение и интерес. Они исследовали Личность, ее глубину и сложность. Они были глубоко нравственными людьми и избегали редукционистского взгляда на человека. Действительно, человек - очень сложное существо, развитие которого обусловлено множеством факторов, нельзя, изучая его, ограничиваться либо инстинктивистской, либо бихевиористской теориями.
Современная же психология - это, по сути, наука о том, как манипулировать людьми и как не стать жертвой манипуляции самому. О том, как оставаться поверхностным, избегать глубоких чувств и сильных привязанностей, чтобы, не дай Бог, не впасть в зависимость, не испытать боли и разочарования, как, впрочем, и положительных сильных чувств. Современные психологи учат тому, как быть расчетливым и циничным, иметь массу запасных вариантов, идти по жизни легко, как поется в песне, «не огорчаясь, что прощанья легки, а встречи на раз, и новые лица торопятся влиться в расплывчатый круг как будто друзей и подруг…».
Есть какие-то сроки, в течение которых «здоровый» человек должен оправиться от потери близкого человека, в результате ли его смерти или в результате расставания. А если за год-за два не оправился - одержимый, зависимый, не самодостаточный и т.д., и т.п. Понятие любви и глубокой привязанности многими современными «психологами» просто отвергается.
Да, так действительно проще, безопаснее. Жизнь со страховкой, хождение только по безопасным улицам, без экстрима, без глубины, без серьезного отношения. Однако итогом этого становится внутренняя пустота, та самая скука, о которой писал Фромм, которую непременно надо постоянно заполнять-заполнять сиюминутными эмоциями, суетой трудовых будней, бытовыми проблемами, алкоголем. Так, чтобы ни на минуту не остаться наедине со своими мыслями. Потому что внутри - ничего… пустота… Чтобы, если ты и остался один на один сам с собой, то был так физически и морально истощен, что внутренний диалог даже и не попытался начаться, т.к., увы, говорить с собой не о чем. И заглядывать внутрь - стыдно.

"Существует много причин, из-за которых хроническая, компенсированная форма скуки в целом не считается патологией. Главная же причина, очевидно, состоит в том, что в современном индустриальном обществе скука является спутником большинства людей, а такое широко распространенное заболевание, как "патология нормальности", вообще не считается болезнью. Кроме того, состояние обычной "нормальной" скуки, как правило, человеком не осознается. Многие люди умудряются найти ей компенсацию, сознательно стремясь в суете сует утопить свою тоску. Восемь часов в сутки они заняты тем, чтобы заработать себе на жизнь, когда же после окончания работы возникает угроза осознания своей скуки, они находят десятки способов, чтобы этого не допустить: это выпивка, телеэкран, автомобиль, вечеринки, секс и даже наркотики- Наконец наступает ночь, и естественная потребность в сне успешно завершает день. Можно сказать, что сегодня одна из главных целей человека состоит в том, чтобы "убежать от собственной скуки". Только тот, кто правильно оценивает интенсивность реакции на ничем не компенсированную скуку, может представить себе силу импульсов, которые способна вызывать скука.
… Почему это происходит? Причину тут надо искать в том, что попытка намеренного устранения скуки из внешних условий жизни не затрагивает личность в целом с ее чувствами, разумом, фантазией, - короче, все это не касается основных способностей и психических возможностей индивида. Эти стороны личности не пробуждаются к жизни. А компенсационные возможности подобны эрзац-продуктам, которые лишены витаминов. И человек, потребляющий их, не может утолить чувство голода. Точно так же можно "заглушить" неприятное ощущение пустоты сиюминутным возбуждением, применив любой "щекочущий нервы" стимулятор (развлечение, шоу, алкоголь, секс), но на бессознательном уровне человек все равно пребывает в тоске, ему скучно. "
Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности"

Каждый выбирает сам. И, в основном, выбирают именно поверхностную и полную ненужной подчас суеты жизнь. У каждого свой смысл. А многие предпочитают о нем и не задумываться. Зачем тратить жизнь на раздумья о ней? Надо жить, как живется.
Однако какие герои больше нас привлекают в жизни, в книгах и на экране? Расчетливые холодные дельцы? Или люди горячие, страстные, влюбленные друг в друга или в свое настоящее дело Герои (борцы за идею, за свободу и т.д.)?.. Люди любят истории про Тристана и Изольду, про Квазимодо и Эсмеральду, про Ромео и Джульетту (хотя совершенно не хотят кончить так же) и т.д. Особенно пока они юные, открытые, настоящие. Как пел Летов, «никто не хочет всех спасти и быть за то распятым, но каждый любит погрустить о всяком непонятном».
Даже у животных все намного сложнее инстинктов. Вспомним историю собаки Хатико, которая 9 лет ждала своего хозяина и умерла на вокзале в ожидании. И такой случай не единичен. Что же тогда говорить о людях?
После того, как умерла жена и муза Дали Гала, он не смог писать больше. После того, как умер муж у известной советской балерины Ольги Лепешинской, - любимой балерины Сталина, примы Большого театра, которая пережила войну, танцевала в госпиталях для раненых, - она не смогла больше танцевать и занималась только тренерской деятельностью. Да, после смерти мужа она продолжала жить, заниматься полезным делом, дожила до 92 лет. Но выступать сама больше так и не смогла.
Что ж, хорошо это, что человек настолько глубоко умеет чувствовать, так сильно привязываться, что уже никогда не сможет стать таким, как был, после потери любимого? Это не хорошо и не плохо. Но это говорит о глубине человека, о том, что такой человек - явно не пустышка. Не может не вызывать уважения, что человек умел любить и любил, не побоялся быть настоящим до конца, до боли, в полную силу, не скрываясь огородами от жизни во всех ее проявлениях, отдавая себя до конца - делу, любимому человеку.
Особенно ярко это выражается у людей искусства, которые как никто другой способны остро и тонко чувствовать мир, видеть его красоту и несовершенство и Любить. Только человек, который не побоялся, оказался способным вынести себя за рамки, способен сотворить нечто ВЫДАЮЩЕЕСЯ. Только не щадя себя, только преодолев и страхи, и шоры, только через надрыв.
Не будь этого надрыва - не было бы ни гениальных произведений искусства, ни великих подвигов, ни историй об истинной любви, которыми нельзя не восхищаться. Не было бы ни Есенина, ни Маяковского, ни Пушкина, ни Дали, ни Ван Гога, ни историй о Ромео и Джульетте и т.д.
Настоящим быть непросто и очень больно, но именно такая жизнь может называться полноценной, позволит воссиять яркой вспышкой в небе и привлечь к себе сотни восхищенных глаз тех, кому не хватило мужества и сил жить так же неистово и страстно…

психология, смысл жизни

Previous post
Up