Остара
Наступает время, когда вернувшиеся из теплых стран грачи ходят по тающим снежным сугробам. Когда днем уже по-настоящему греет все более возвышающееся над горизонтом Солнце, растопляя снег и лед, а ночью еще прихватывают зимние заморозки. Когда День, набирающий силу со времени Йоля, становится равен Ночи. Время, когда День и Ночь, Лето и Зима, Жизнь и Смерть, равные силами, сходятся в битве. И на этот раз победит День. Время Остары - праздника возрождения Жизни.
Название Остара используется современными Асатруа для праздника, до сих пор почитаемого во многих традициях и религиях, в различных вариациях, но со схожей концепцией: смена зимнего сезона на летний, возрождение жизни, вечная жизнь в смысле ежегодного воскрешения.
Атрибуты праздника
Возвышенность - (холм, гора) Символ подъема, возрастания силы. Огонь, зажженый на возвышенности, символизирует Солнце, поднимающееся над землей.
Костер - символ разгорающейся силы Жизни. Торжественно зажигается во время обряда.
Горящее колесо (венок) - символ поднимающегося Солнца. Поднимается на жерди как можно выше над землей.
Кукла Зима - кукла из тряпок и соломы, символизирующая уходящую зиму. Побивается, изгоняется и сжигается (как вариант - утопляется) во время обряда.
Крашеные яйца - несмотря на существование христианской истории возникновения этого атрибута, появился он задолго до христианства и использовался в Европе до ее христианизации (подробнее см. статью Our Troth). Яйцо - символ жизни: и зарождающейся, и возрождающейся, и, в этом смысле, вечной.
Ветки вербы - это и первые цветы, возвещающие приход новой жизни, и розги - длинные тонкие ветви, на которых расцветает верба. Хлеща розгами, мы пробуждаем друг друга и землю от зимней "спячки".
Блины или круглый пирог/хлеб - символ Солнца и его силы, разделяемой между участниками обряда
Идунн - молодая женщина, изображающая богиню. Во время обряда приносит его участникам яблоки
Яблоки - символ возвращающейся молодости и новой жизни. Раздаются участникам обряда
Кролик (заяц) - животное весны и плодородия. Заяц встречает лето сменой окраски и стремлением к новой жизни, выражающимся в высокой сексуальной активности. В качестве атрибута праздника может присутствовать в виде жертвенного животного, крольчатины или хлеба/пирогов в форме зайца
Битва - обрядовый бой мужской части участников обряда "стенка на стенку" или "один на один". Символизирует борьбу Зимы и Лета, в которой Лето выходит победителем. Бой может быть выражен как в символической "толкотне", так и в кулачном бою, в борьбе-танце "хлима" или в схватке с оружием. Травмы, полученные в такой битве, считаются обережными (получил сейчас - не получишь в течение года) и претензии за них (вира) не предъявляются.
Обряд Остары (по версии общины Ragnar)
Участники обряда собираются на капище или возвышенности (в крайнем случае, на поляне с открытым небом над ней), вокруг сложенного костра. Годи стоит в центре, у костра.
1. Годи освящает место Молотом Тора
2. Годи говорит:
Асы и асиньи! Ваны и Альвы! Жители все миров! Взгляните на нас, собравшихся здесь, во время, когда день равен ночи, когда зима передает свою власть лету! Взгляните, боги Асгарда, на верный вам народ, славящий вас в священный день! Придите в наш священный круг и празднуйте с нами рассвет нового лета!
3. Годи говорит:
Костер Остары пусть возвестит новое лето!
Годи зажигает костер, тот разгорается под музыку и/или пение участников обряда
4. Годи наполняет рог, называет свое имя и произносит приветственную речь во славу одного из богов Асгарда, на свое усмотрение. Отпивая из рога, он передает его по ходу Солнца следующему участнику обряда. Тот называет себя и славит свое божество (на свое усмотрение) и передает рог дальше. По завершении речи в честь каждого из богов все участники приветствуют его хором. Годи варучает каждому говорившему ветку вербы. Круг возобновляется до тех пор, пока не будут упомянуты все боги и богини, которых участники договорились упомянуть перед обрядом. По завершении приветствия участников и богов остатки из рога сливаются в чашу или на землю.
5. Годи говорит:
Мы призываем Тора, могучего воина!
Защитник людей и богов, страж Асгарда!
Пусть Молот твой сокрушит великанов, сковывающих льдом нашу землю!
Пусть сила твоя освободит путь Идунн, несущей молодость нашим богам!
Хейл Тор!
(Все участники хором кричат: Хейл Тор!"
6. Годи говорит:
Лето не наступит, пока зима не будет изгнана с нашей земли!
Тор изгонит зиму, а мы ему поможем!
Изгоним зиму из нашей земли!
Участники обряда находят чучело Зимы и вносят его в круг. Годи берет его и носит по кругу со словами:
Вот она, зима, мучившая нас долгие месяцы!
Вот она, зима, морозившая нас лютыми холодами!
Вот она, зима, засыпавшая нас снегом!
Вот она, зима, доставлявшая нам неприятности!
Годи носит чучело по кругу, участники обряда хлещут его ветками вербы, припоминая все тягости ушедшей зимы, с проклятьями и призывами уйти. После этого чучело кидается в костер, и все следят, чтобы оно сгорело полностью.
7. Ритуальный бой (поединок)
8. Годи говорит:
Пусть взойдет новое солнце над нашей землей!
Пусть поднимется оно высоко и согреет землю!
Пусть принесет оно новую жизнь!
Пусть отделит оно зиму от лета!
Колесо или венок насаживается на максимально длинную жердь, поджигается и поднимается над местом обряда.
9. Все участники обряда под звуки бубна и других музыкальных инструментов идут по кругу три раза против Солнца, возглавляемые человеком, несущим колесо на жерди. Это символизирует период до праздничной даты: Солнце идет по зимнему пути. В кульминационный момент этой части обряда, обозначаемый музыкой, движение на секунду останавливается и начинает движение в обратную сторону. Это символизирует смену сезонов и пути Солнца.
10. Годи говорит:
Мы призываем Идунн, идущую с востока!
Несущая молодость, войди в нашу землю!
Со светлой зарей, счудесными яблоками,
Принеси новую жизнь и новое лето!
В круг входит Идунн - богато одетая молодая женщина, несущая поднос с яблоками. Она дарит по яблоку каждому участнику обряда.
11. Годи говорит:
Конунг Лета, Великий Фрейр!
Принеси День в наши края!
Твоя сила - в наших детях!
Твоя мудрость - в наших закромах!
12. Годи берет в руки жертвенное животное (или мясо, или хлеб/пирог), и приносит его в жертву во славу Фрейра.
13.Годи наполняет рог и говорит речь за весну, Остару и грядущие победы. Рог передается по ходу Солнца. По окончании обряда остатки из рога сливаются в жертвенную чашу. Ее содержимое разбрызгивается на участников со словами:
"Силы, здоровья и доброй удачи верному народу!"
Использование яиц как символа жизни возвращает нас к древним временам, глиняные яйца, раскрашенные красными и черными полосками были найдены в детской могиле в Вормсе, и могли служить тем же целям, что и яблоки, данные мертвым. Охота за пасхальными яйцами является общей для Америки, Германии, Дании, Югославии, Швецарии и части Франции. В Германии яйца часто размещают в крапиве или в колючках, так чтобы дети, которые найдут их, продемонстрировали храбрость и твёрдость, залезая в шипы, или смекалку, придумывая как получить их, не поранившись. Это испытание может так же быть в родстве с имитацией изменений, которые происходят в это время: жалящий шип пробуждения, яркий контраст к темному шипу сна, приносящий плодородие и бодрствование.
3В Англии была особая традиция восходить на холм и скатывать крашенные яйца с него вниз (Христиан, “Книга старых английских обычаев сельской жизни” (Christian, Country Life Book of Old English Customs), стр.114).
В Германии яйца выдувались (опустошались), раскрашивались и подвешивались на цветущие деревья вне дома, цветущие ветви так же приносились для создания “яичных деревьев” в жилище. Такие выдутые яйца могут сохраняться неопределенно долго, и часто они украшались очень тщательно и запаковывались, чтобы храниться весь год. Дутые яйца очень хрупкие, и расписанные и повешенные на улице имеют склонность обтекать с дождём, но можно обнаружить, что несколько слоев наложенного прозрачного аэрозоля на полиуретане сделают их водостойкими и их скорлупу будет трудно разбить.
Гунвар Скададоттир (Gunnwar Skaðadóttir) вспоминает обычаи семьи её мужа, переданные её рождённой в России бабушкой (чья семья происходила из окрестностей Ладожского озера, изначально заселенного шведской Русью
4:
“На Пасху куча продуктов, овощей, фруктов и т.д. урожая прошлого года должна быть заготовлена. Добавить к этому можно было свежий окорок. Было чрезвычайно важно, по словам бабушки Кена, чтобы окорок был свежим, забитым в тот же день. Фактически, они с мужем держали свиней в доме ежегодно именно с этой целью.
Еда должна была сохраняться нетронутой, пока не придёт священник, чтобы “благословить” её. Священник не носил свою обычную одежду, но, как говорила бабушка Кена “покров” (англ. robe). С тех пор прошло около 80-ти лет, её память в этом пункте была не очень тверда.
Специальный хлеб должен был быть испечен из особенного зерна (другое место, в котором она была не уверена - этот хлеб доступен в торговле, плоский, тонкий и белый - и выглядит, фактически, как пенопласт) и, благословлённый, он затем должен был быть “разделён” в праздничной трапезе между другими. Вы должны были обходить вокруг и брать кусочки от каждого куска и есть затем, и каждый должен был обходить и брать ваши кусочки, что бы съесть
5.
Их обычай для яиц, однако, был тем, что резануло око. Каждый должен был взять по яйцу, что они лично окрасили, и попытаться разбить одно о другое. Нечто вроде “войны яиц” - вы разбиваете им концы почти как на поединке (она добавила позже, что они действительно крепили шипы или другие “наклейки-колючки” на рабочих концах яиц). Согласно бабушке Кена, когда ваше яйцо разбивалось, суть яйца (его сила) должна была перейти на человека. ”(c)
Другим способом для получения силы яйца может быть способ, принятый асатруа в Южном Техасе: сделать и разбивать “каскаронес” (англ. cascarones). Это выдутые яйца, которые заполнены конфетти (маленький кружок скорлупы с одного конца удаляется и яйцо заполняется кусочками тонкой бумаги, затем отверстие заклеивается). Эти яйца должны быть или украшены прежде, чем отверстие будет вскрыто, или закрашены напылением после заполнения. Каскаронес затем разбиваются о головы других людей в качестве благословения. Это намного более приятный путь получения силы, чем разбивать о головы сырые яйца.
Вы должны съесть их столько, сколько в силах в это время, и особенно поощрять детей, что бы они ели яйца так же. Различные сборники фольклора из Германии, Скандинавии и с Оркнейских островов сообщают, что съевшему пасхальное яйцо это предвещает силу, здоровье и хороший рост.
В “Книге Трота” (A Book of Troth) Э.Торссон упоминает, что есть традиция подбрасывать пасхальное яйцо в воздух и пытаться поймать его, не разбив скорлупы; те, кто сделает это, получат великую удачу в приходящем году.
Традиционно во многих местах, особенно в Германии, сохраняют пасхальные яйца и скорлупу весь год как оберег семьи и скота от зла, и они использовались очень специфически как амулеты против града и молнии. В Германии и Чехословакии яйца, которые были снесены в четверг, брались, красились в зелёный цвет для плодородия и захоранивались на самом большом пшеничном поле. После захоронения яйцо ограждалось с каждого бока горящим “крестом града” (англ. hail cross) (Ньюволл, “Яйцо на Пасху”,(Newall, An Egg at Easter), стр.248). Четверговое яйцо является очевидным остатком поклонения Тору, здесь призываемого в его аспекте плодородия для благословления полей, как Бога Бурь для защиты новых посевов от весеннего града, тогда как горящие кресты являются христианизированным остатком древнего Солнечного Колеса. Обгоревшие палки, сохранившиеся от огня, сберегали и брали в дом для защиты против града, огня и молнии, и золу от костра часто разбрасывали по полям для увеличения плодородия.
Огонь был очень важен для ритуалов Остары у наших предшественников. Среди обитателей Фредриксбурга (Fredricksburg) в Техасе немецкого происхождения, как вспоминает Гуннора Халлакарва (Gunnora Hallakarva), ещё было принято зажигать костры на вершинах близлежащих холмов в Святую Субботу. В Германии солнечные колёса делались из дуба, соломы и зелёных веток, и приносились на вершины самых высоких холмов. Там они поджигались и горящие колеса Солнца отправлялись катиться с холмов по полям нижележащего селения, буквально принося силу Солнца и тепло его лучей на поля, которые должны были быть вспаханы и засеяны (Ньювалл, “Яйцо на Пасху”, стр.326). Одно общее убеждение, связанное с огненным праздником, состояло в том, что только мужчинам разрешалось принимать в нем участие, женщины без исключений держались вдали от огня, наводя на мысль, что мужчины принимали мощь и плодородие Фро Инга или Тонара, когда они участвовали в таком обряде. Гуннора Халлакарла предлагает, что сегодня асатруа могли бы приспособить эти весенние огненные ритуалы к современности, используя фейерверк “Катеринино колесо” (прим. - вращающееся колесо с фейерверками по окружности, названое в честь святой Екатерины) или действительно мастеря небольшое солнечное колесо, и устанавливая его наверху высокого шеста, что бы поджечь. Кроме того, можно зажечь свечи или факелы и использовать, чтобы нести огонь вокруг жилища.
В Хильдесхейме (Hildesheim, Нижняя Саксония, Германия) пасхальный огонь специально зажигался сталью, и Гримм также упоминает традицию зажигать огонь при помощи зажигательного стекла или кристалла (Тевтонская Мифология, II, стр. 616). Последнее должно иметь особую силу в этот день, поскольку действие собирает и концентрирует огонь Солнца, но всё же как элемент ритуала это может показаться весьма скучным и трудным. Возможно, кто-нибудь мог бы начать процесс в течении основного рассветного обряда, и когда огонь наконец будет зажжен, использовать его для благословения или процессии впоследствии.
Остара - время для ванических шествий плодородия, с повозками, процессия Нертус, описанная Тацитом, имела место весной, и строфа Англо-Саксонской рунической поэмы для руны Инг говорит от боге, прибывающем “с востока”, что тоже допускает возможность связи с этим праздником. Гунвар Скададоттир рассказывает о воспоминаниях своей бабушки по отцу, в которых “младенец-Христос” должен был быть принесен в маленькой повозке на Пасху - что почти не имеет отношения к христианскому празднику, но более чем сходно с циклом плодородия Фрейра. В наше время, такая процессия может быть проведена с изображениями ванических богов и богинь, установленными на телеге, украшенной цветами, яблоками, пирогами и тому подобным (или, возможно, даже представляющей корабль), которая проедет по участку или окрестностям - или если кто-то пожелает распространить благословение шире, можно украсить свои автомобили, как для свадьбы, с ведущей машиной, несущей изображения богов и богинь и проехать вокруг границ своего городка.
В Швеции и Южной Финляндии, пасхальное время считалось особо временем, когда ведьмы были вне дома: полагалось, что они улетают на гору Блакулла (Blåkulla) “общаться с Дьяволом” на Страстный Четверг и возвращаются на Святую Субботу. “Люди делали всё возможное, что бы защитить себя от злых сил, что разыгрывается в эти дни. Они зажигали костры, стреляли из огнестрельного оружия в небо, рисовали кресты, звёзды, и другие священные символы на своих дверях, захоранивали псалтыри под своими порогами и вешали косы и топоры скрещенными над своим домашним скотом” (Лиман, “Традиционные праздники в Швеции” (Liman, Traditional Festivities in Sweden), стр.9). Некоторые из этих обрядов явно обережные по сути, и напоминают нам кресты и ножи, использовавшиеся христианами во время Йоля, другие, такие как костры и, возможно, огнестрельное оружие скорее произошли от языческих празднований.
Есть так же традиция в этих странах для молодых девушек переодеваться ведьмами, часто с яркими цветными платками на головах, и делать обход наподобие американского “Шалости или сладости”
6. В Южной Финляндии, по наблюдениям Квельдульфа Гундарссона (KveldúlfR Gundarsson), “Пасхальные Ведьмы” (англ. Easter-Witches) срывают вербные ветви (верба - первое дерево, пробуждающееся в это время, и финны считают его мягкие серые цветы первым знаком весны), которые они украшают лентами. Девушки идут с ветками, которые они украсили, раздавая их прохожим в обмен на монеты и сладости, тем, кому нечего дать, приходится выслушивать высмеивающие их стихи.
В прежние дни, конечно, эти “ведьмы” могли быть путешествующими предсказательницами (прим.- англ. spae-wives, имеются в виду старосеверные spákonar - пророчицы, предсказательницы, подобные Торьбъёрг Малой Вёльве из “Саге об Эйрике Рыжем”) или, возможно, последовательницами или жрицами Фрове, приносящими её благословение. Это может происходить и сегодня, молодые девушки из родни могут переодеться в белые платья и красные шарфы, и обносить украшенными берёзовыми или вербными ветками собравшихся членов семейства, возможно, вместе с яблоками, даруя своё благословение и получая деньги и конфеты взамен (мальчики, как мы помним, делали нечто подобное на Йоль как “Йольские Парни” (Yule-Swains)
Одним из наиболее общих элементов для всех германских земель была ритуальная борьба между Летом и Зимой, заканчивающаяся убийством или изгнанием побитой Зимы из деревни, тогда как Лето часто требует красивую девушку в качестве невесты. Гримм упоминает средне-немецкую ôsterspil
7, который, кажется, была танцем с мечом для двенадцати мужчин и показывала Лето, побивающим Зиму и изгоняющим его с земли. Он добавляет, что использовался конкретный тип меча, “Пасхальный сакс” (прим. Ostara-Sax, сакс - тип короткого меча древних германцев и викингов), что "приводит нас к выводу, что меч специфической древней формы сохранялся; так же как пшеничные пасхальные лепешки, ôsterstuopha, и луновидный ôstermâne, указанная выпечка языческой формы" (Тевтонская Мифология, II, стр. 780-81). Эта битва - отличный источник ритуальной драмы, и некоторые поэмы “Старшей Эдды” (например, “Речи Свипдага”, “Поездка Скирнира”, и “Речи Сигридривы”), кажется, содержат элементы подобного обряда, “Речи Свипдага”, вероятно, являются наилучшим примером. В “Тевтонской Магии”(Teutonic Magic), Квельдульва Гундарссона имеется сценарий для ритуальной драмы, приблизительно основанной на “Речах Свипдага” и “Речах Сигридривы”. Современные асатруа часто видят Лето как сияющего Фро Инга, приходящего, чтобы благословить землю.
Даже без полной драмы сражения, побиение и сжигание или утопление чучела Зимы является общим обычаем германских народов. Один из вариантов, как это можно сделать - если вы сохранили “Последний Сноп”, который вывешивался снаружи во время Зимних Ночей или подобное приношение в виде снопа “птицам” на Йоль - можно взять зимний сноп и сделать tomtegubber или соломенную куклу, которая представляет Старика-Зиму. Если это сделать за пару дней до Остары и хранить tomtegubber в теплом месте, он будет сухим и легко сгорит. Будете ли вы сжигать Зиму или кидать в воду, убедитесь, что фигурка его из органического материала, который легко сгорит или распадется в воде. В последнем случае фигура, сделанная из хлеба может быть наилучшим вариантом. Человек может так же сыграть Зиму, побитый прутьями и затем трижды окунутый в пруд или реку.
Остара была названа “жертвоприношение за победу”
8на Севере, и мы должны так же помнить, что этот праздник отмечал время, с которого битвы могли начинаться вновь. Это подходящий случай славить Водана как Отца Побед, а так же чествовать Тонара за его победу над хрим-турсами. Мечи и копья будут никоим образом не лишними во время этого обряда, хотя всё-таки нужно помнить, что ваническая процессия - всегда время мира, когда оружие нельзя было обнажать.
Отрывок “Славься, День!” из “Речей Сигридривы” почти всегда произносится во время обряда Остары.
1(прим. - Bede, Беда Достопочтенный (672 или 673 - 735гг.)
2(прим. - немецкое Ostern - Пасха, так же как английское Easter)
3(прим. - намёк на “шип сна/сонный шип” - название магического способа погружения в крепкий сон в магии Севера)
4(прим. перев. - автор несколько преувеличивает, скандинавские поселения появились в регионе в 8в., концентрировались на торговых путях на фоне угро-финских, позже славянских, скандинавская культура как таковая была ассимилирована окончательно через 2-3века)
5(прим. перев. - кажется, это описание распространенной традиции съедать на/после Пасхи по кусочку чужого пасхального кулича, желательно 12 штук, на Западной Украине так поступают до сих пор).
6(прим. .- англ. Trick-or-Treat - обычай детей и взрослых требовать угощение в Хеллоуин, угрожая проказами)
7(прим. - пасхальную игру)
8(прим. - видимо имеется в виду отрывок “Саги об Олаве Cвятом”: "Когда в Швеции было язычество, там по древнему обычаю совершали главное жертвоприношение в Уппсале в месяц гои. Тогда приносили жертвы, чтобы был мир и чтобы конунг всегда одерживал победы, и туда стекался народ со всей Швеции.” Месяц гои длился с середины февраля по середину марта, то есть обряд был относительно близок к весеннему равноденствию. Так же возможна отсылка к сообщению Снорри в “Саге об Инглингах”: “В начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы - за весеннее прорастание, а летом - за победу.” Лето в Исландии начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (после 1700г. между 19 и 25 апреля), что заставляет вспомнить что месяц Остары в Англии приблизительно совпадал с апрелем)
http://xn--80aa2ccgh.xn--p1ai/55