Про секты или Мир как материальная точка

Mar 31, 2011 13:26

Один хороший sarkut навел меня тут на длинный и продуктивный разговор о сектах. А точнее, о том взгляде на внешний мир, который формируется в голове сектанта и заставляет его действовать так или иначе. Неважно, идет ли речь о террористической организации или о религиозном объединении, существует несколько критериев, по которым можно однозначно определить - секта перед нами или какое-то другое социальное образование. И, соответственно, догадаться о манере действий участников.

Собственно текст:

Некоторые требуют введения смертной казни за терроризм - вот уж детская реакция, ответ перепуганного ребенка. Попытка напугать других тем, чего боишься сам. Но кто тебе сказал, что они этого боятся? Подумай. Вспомни, как вел себя на казни Саддам Хусейн, травивший народ газом и убежденный, что ему за это ничего не будет. Да его пёрло от осознания собственной значимости. Какой-нибудь Басаев вообще обкончался бы на виселице от счастья.
Олег Дивов. Вот отсюда
Обычный человек в жизни общается с кучей народу, большую часть которого он полагает равным себе. Если не по деньгам и интеллекту, то хотя бы по доступным правам и свободам. Сохранение собственной идентичности и самооценки в таких условиях, на самом деле, задача нетривиальная и требующая некоторой сноровки. Те, кому не хватает сноровки для сохранения идентичности, находят себе какую-нибудь общность "по признаку" и заменяют собственную идентичность - групповой. Те, у кого к отсутствию твердого понимания "кто я и кто все эти люди" прибавляется больная самооценка и пара-тройка веселых акцентуаций... имеют все шансы в какой-нибудь момент обнаружить себя в очень характерной организованной группе граждан.

Для избавления от проблемы идентичности секта  ничего нового не придумывает: идентичность сектанта складываетяс из сопричастности Великой Идее и личного иерархического статуса внутри секты. Чтобы избавиться от проблемы самооценки, требуется немного более усердная корректировка взглядов на мир. Для начала этот взгляд должен стать взглядом "снаружи", а не "изнутри". Мы - те, кто спасется(те, кто в тапках, или просто идущие вместе), потому что у нас есть Великая Идея и Великий Лидер. А остальных можно не брать в расчет: жизни их дешевы, души ничего не стоят, а все дела - мышиная возня, до которой не стоит снисходить. Система ценностей сужается до пределов, предложенных сектой, и там остается до победного.

Далее, мир снаружи должен стать из субъекта взаимодействия - объектом воздействия. Максимально простым и понятным. Его можно либо "менять", либо "отрекаться от него". Нет, отрекаться - это тоже воздействие и еще какое! В любом случае, внешний мир должен стать неправильным, спина - прикрытой, цель - ясной. Тут, Петька, мы, а тут - белые.

Отдельной красоты момент - потрясающая некритичность отношения сектантов к словам Лидера. Большая или меньшая логика нужна секте только для редких сообщений с внешним миром, внутри слова Лидера принимаются за абсолют и исходную точку в действиях. Самым характерным примером такой деятельности является Япония эпохи сына Мэйдзи: правительство сказало, что Япония - великая страна, достойная править миром. И это тут же стало не просто официальной идеологией, это стало толчком к союзу с Германией и конфликту со всем миром сразу. А мир Японию за начало века сильно пообижал, кстати. После Хиросимы правительство сказало, что оккупационным войскам не надо противостоять, и что война закончена. Рядовые граждане в одну секунду построились и пошли в противоположном прежнему направлении, поставив своим дружелюбием американцев в тупик, из которого их вынули только военные культурантропологи. О воинах священного ветра я уже молчу даже. К ним все как-то привыкли. А зря.

Это была сторона структурная. Сторона эмоциональная несколько сложнее, крепкую секту на пустом месте не сколотишь. На это необходим колоссальный внутренний ресурс, расход которого чутко контролируется и - по простым человеческим меркам - огромен. "Жажда обладания - основа хорошего порабощения," как говорила незабвенная Цыбулько и была, стерва, права. Лидер отдает секте всего себя, получая взамен... не поверите, всю секту. Нахрена? Разговор особый. Если вы задали этот вопрос, вряд ли у вас получится собрать собственный уютный фанатичный междусобойчик. Вы просто этим... не болеете.

Внутри секты обычно существует на удивление чуткое и бережное отношение одного сектанта к другому. Командир - отец родной, и честно является "отцом родным" - у него ресурс, который больше некуда деть, на это тратится почти целиком. Равный - с гарантией любимый брат(до тех пор, пока не нарушит закона секты, но об этом потом), а Великий Лидер сияет так, что впору надевать сварочную маску. Любой социально неадаптированный товарищ за такой вброс любви и единства в организм готов будет поверить, что снаружи все гады и сволочи, и сделает с этими гадами и сволочами все, что только лидер ни прикажет. И ему невдомек будут чувства и привязанности, даже физическая боль его жертв - на фоне той Любви и Принятия, которую он получает каждый день как дозу героина, простые человеческие чувства выглядят так же блекло, как черно-белая фотография на фоне полотна Да Винчи. На собственную боль сектант-фанатик тоже скорее всего будет смотреть с таким же презрением. Ему гораздо хуже будет, когда его подвергнут остракизму - начнется ломка, страшнее которой вряд ли что-то есть на земле.

Итого, получается следующее:
1. Мир - неправильный(там меня не любят и не принимают). Есть Идея, которая его изменит(это не я виноват, я - жертва вселенской несправедливости )
2. Лидер - носитель этой идеи(есть тот, на кого я переложу ответственность), он любит своих последователей(и мне за это переложение ответственности ничего не будет, ведь лидер же любит меня)
3. Последователи - братья. Они любят лидера и друг друга(если ответственность все-таки упадет, мне есть с кем ее разделить, и - да! - меня принимают такого, какой я есть, а я есть Участник Великого Дела).
4. Любви этой до_хре_на(а снаружи все черствые и холодные и всем на меня наплевать(никто не хочет брать на себя мои проблемы с миром))

После этого уже не так удивительно, что террористы-смертники (террористические организации по форме внутренней - те же секты) взрывают себя и мирных граждан с улыбкой на лице. Для сектанта нет "мирных граждан". Для него есть Лидер, Говно и Любовь. Великая и невероятная. По сравнению с которой Говно схлопывается в материальную точку и им можно пренебречь хоть всем сразу. Да, кстати. Если вдруг что, Лидер точно так же приносится в жертву этой Любви, и за страдающего брата вовсе не факт что кто-то замолвит хоть слово - он страдает не просто так, ему воздастся. Или нарушил заветы и приравнен к Говну. Это так не всегда, но в случае слабой и неагрессивной секты - чаще всего. Агрессивная использует ущерб, нанесенный своим как еще один повод для продолжения агрессии(внимание! месть тут считается достойной альтернативой спасению!).

Как отличить одну любовь от другой, а секту - от, скажем, религии? Да как любое деревце, в общем-то. По плодам. Плоды мы все уже неоднократно видели, можно бы и листики запомнить, и корешки найти. По аналогии, потому что биологический вид этого "деревца" - один и тот же.

UPD от анонимного источника ;)  Чтобы создать секту из относительно вменяемых (до того) людей, надо сделать две вещи:
- сначала - сильно их напугать. Вариантов напугать много, все зависит от того, в какую аудиторию целишься. От простого варианта "мир говно, вы же видите, его захватили олигархи и именно они виноваты во всех ваших бедах - А БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ" (аудитория, в общем, очевидна) до сложного "мир не то, чем кажется" - с наглядной демонстрацией, скажем, того, что человек тупо не помнит 90% на самом деле происходящих с ним событий (это, кстати, правда, но не повод для паники). Тут тоже аудитория очевидна.
- когда потенциальные сектанты достаточно напуганы, надо дать им выход из страха. От "мы победим олигархов" до "есть техники, позволяющие помнить все, что с вами происходит".

В общем, деталей много, они зависят от желаемой аудитории и направленности секты, но основная схема - сильно напугать, а потом дать выход. Потому что страх - одна из самых глубинных и самых легкозапускаемых эмоций в человеке - особенно в среднем человеке. Плюс еще один момент, может быть даже самый важный: именно страх заставляет людей инстинктивно сбиваться в стаю и жить по законам стаи, а вот ощущение безопасности как раз подталкивает к индивидуализму.

Мега-принятие и т.д., о котором ты пишешь (если склероз мне не изменяет, это называется "бомбардировка любовью") - это уже второй этап, "полировка" результата, это вторая по силе привязка - хотя именно она больше видна на поверзности. А первая все-таки страх. В идеале - совместить личные страхи человека с групповыми страхами секты.

мизантропизмы

Previous post Next post
Up