КЛАДЪ

Nov 11, 2015 16:25

(по воззрѣнiямъ простого народа)
Кладъ, какимъ онъ представляется въ сказкахъ, почти всегда имѣетъ видъ золота или „самоцвѣтныхъ” камней. Вращаясь въ мiрѣ, сказочно-фантастическомъ, простой старый человѣкъ имѣетъ до сихъ поръ такое воззрѣнiе на кладъ, что это несмѣтное сокровище гдѣ то очень далеко и недоступно всякому, а дается только смѣлому человѣку и сильному, такъ какъ охраняется какимъ либо чудовищемъ и сокрыто за замками и запорами, да и путь туда труденъ съ разными препятствiями, преодолѣть которыя безъ талисмана какого либо невозможно, а талисманъ обыкновенно дается какой либо доброй старушкой въ родѣ бабушки-затворенки, эта бабушка - добрый генiй, рада пособить, даетъ клубочекъ смѣльчаку, который уже ранѣе тоже досталъ гдѣ либо мечъ, который разсѣкаетъ всѣ преграды. Давши клубокъ, бабушка-затворенка часто открываетъ и секретъ, какъ завладѣть кладомъ. Катится клубокъ по дорожкѣ, а смѣльчакъ идетъ за нимъ, мечемъ уничтожаетъ всѣ препятствiя, убиваетъ чудовище и завладѣваетъ кладомъ.
  Иногда дѣло удается легче. Добравшись до клада, слѣдуетъ только чудовище, охраняющее кладъ, ударить, не страшась, на отмахъ и чудовище разсыпается въ золото. Во время удара только и слѣдуетъ сказать, „Аминь, аминь, разсыпься”.
  А то кладъ можно добыть еще проще, только была бы „шапка невидимка”, тутъ пришелъ, нашелъ да взялъ кладъ и кончено, никто не увидитъ.
  Далѣе можно найти кладъ и безъ бабушки-затворенки, безъ талисмана и безъ шапки невидимки, можно найти его не ходя въ тридесятое государство, можно достать всякому въ своемъ мѣстѣ, слѣдуетъ только предъ новымъ годомъ идти въ лѣсъ, срубить дерево и сѣсть на комедь, рубку произвести предъ самой полуночью, и въ полночь придетъ чертъ въ видѣ человѣка, сядетъ на вершину того же дерева; набравшись смѣлости, стоитъ вступить съ нимъ въ разговоръ, но не забывать перваго слова, какое ему скажешь; если не удастся подойти къ нему по срубленному дереву во время дружественнаго разговора съ нимъ, то начинай чаще твердить первое слово, которое сказалъ при вступленiи съ нимъ въ бесѣду; въ этомъ случаѣ онъ уходитъ, не причинивъ вреда, хотя и сильно сердится. А если подойдешь, то слѣдуетъ ударить чорта тоже со словами, „Аминь, аминь, разсыпься” онъ и разсыпается въ золото.
  Можно достать кладъ и безъ всякаго оружiя, слѣдуетъ только достать траву-разрывъ, а достать ее можно у змѣя, когда онъ переплываетъ рѣку, змѣй переплываетъ чрезъ рѣку всякiй разъ съ этой травой, держитъ ее во рту. Трава имѣетъ такое свойство, что предъ ней не устоитъ никакой замокъ и запоръ.
  Но все это старо; настоящее воззрѣнiе на кладъ проще, кладъ - это просто деньги, спрятанныя во время войны и по другимъ причинамъ. Но кладъ дается только счастливому человѣку. Кладъ - значитъ кладено хорошо - до человѣка, кладено не для всякаго, кладено со словами да еще завѣтными: „Пусть этотъ кладъ найдетъ тотъ, кому на роду написано”, или тотъ, „кто отца и матерь настоящее почитаетъ”. И вотъ предварительно къ такому счастливцу кто либо является во снѣ и предлагаетъ ему идти въ извѣстное мѣсто, или безъ явленiя человѣка, счастливецъ видитъ во снѣ мѣсто, гдѣ есть кладъ, а надъ мѣстомъ клада горитъ свѣчка, слѣдуетъ только идти туда одному и въ полночь выкопать кладъ изъ земли, но если идти не въ полночь и не одному, то кладъ не дастся, хоть того глубже копай, онъ все будетъ опускаться глубже „уходить въ землю”.
  Отсюда естественно вытекаетъ и такое юридическое возрѣнiе народа на кладъ, что онъ составляетъ полную собственность нашедшаго кладъ, гдѣ бы онъ ни нашелъ его на своей землѣ, или на чужой. Нашедшiй - счастливый человѣкъ, безъ него все равно никто бы не нашелъ очень долгое время, такъ что прошли бы сотни лѣтъ, пока не родился бы другой счастливецъ, которому на роду было бы написано найти. Вслѣдствiе такого воззрѣнiя на кладъ и находка считается собственностью нашедшаго. Потерявшему сужено было потерять, убытокъ потерпѣлъ, отъ убытка не убѣгаешь, а нашедшему счастье привалило, значитъ его счастье не дремало, не укралъ, а Богъ далъ. Поэтому о значительной находкѣ рѣдко заявляется, а мелкая, не дорогая находка только по прiятельски возвращается даромъ, а по большей части выкупается, а если нашедшiй не согласенъ отдать и за выкупъ, то находка можетъ считаться его собственностью. Даже находка можетъ считаться собственностью поднявшаго находку, когда онъ идетъ съ товарищами, послѣднiе должны, чтобы имѣть долю въ находкѣ, очуряться, т. е. когда находка не спрятана, сказать „чуръ, чуръ, что нашелъ, вмѣстѣ”.
                                                                                                                                                                                    А. Георгiевскiй.

Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 106. С. 2.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Больной, вы пользовались презервативом при последнем половом контакте?
- Доктор, почему вы так зловеще произнесли слово "последнем"?

клад, байки

Previous post Next post
Up