НАРОДНОЕ ПОВѢРЬЕ

Jan 24, 2015 15:32

Въ наше время тщательныхъ изысканiй отечественной старины, сохранившейся въ повѣрьяхъ и преданiяхъ, кажется не было еще обращено вниманiя на памятники особаго рода, которые простой народъ сооружалъ по своему въ честь героевъ, жившихъ въ его воспоминанiи подвигами отличнаго мужества или другихъ доблестей. Надобно думать, что такiе памятники существовали; по крайней мѣрѣ въ Торопецкомъ Уѣздѣ уцѣлѣло еще, что-то подобное. Часть дороги къ Смоленску, между рѣками Торопою и Двиною, пролегаетъ песчанымъ боромъ, гдѣ не въ дальнемъ разстоянiи отъ погоста Бѣнецъ, видно нѣсколько высокихъ, поросшихъ уже лѣсомъ, кургановъ (по народному названiю сопокъ): указывающихъ, какъ говоритъ одно преданiе, мѣсто давнишней битвы (побоища) Руси съ Литвою. Другiе слухи на противъ того утверждаютъ, что эти курганы служатъ могильными памятниками многолюдной шайкѣ разбойниковъ, истребленной Царскимъ воинствомъ. Какъ бы то ни было, только время происходившаго здѣсь сраженiя съ достовѣрностiю неизвѣстно. Но возлѣ самой дороги, вблизи кургановъ, есть мѣсто, неозначенное ни какимъ возвышенiемъ, но тѣмъ не меньше глубоко врѣзавшееся въ народной памяти. Говорятъ, будто здѣсь подвизался могучiй витязь (имя его забыто) и палъ жертвою своей необычайной храбрости; въ старину служивали за него панихиды, теперь же поминовенiе замѣнено слѣдующимъ обрядомъ. Каждый изъ окрестныхъ жителей, минуя это мѣсто, считаетъ непремѣнною обязанностiю отломить сучекъ дерева и бросить его на могилу удалаго витязя.
Такъ какъ въ лѣтнее время очень много проѣзжихъ по дорогѣ, которые исполняютъ мѣстный обычай, уже обратившiйся въ привычку: то куча сухихъ сучьевъ растетъ день ото дня и становится наконецъ довольно замѣчательною по своей величинѣ. Всего страннѣе то, что эта куча, которой происхожденiе всѣ знаютъ, увеличивается въ продолженiи двухъ лѣтъ, а на третiй годъ она непремѣнно сгораетъ отъ неизвѣстной причины, и въ слѣдъ за тѣмъ, на томъ же самомъ мѣстѣ, начинается набрасыванiе новой кучи, основанiемъ которой служатъ всегда два сука, положенные крестообразно. Хотя описанное явленiе, по увѣренiю старожиловъ, больше столѣтiя постоянно повторяется въ урочное время, однако же до сихъ поръ никто не успѣлъ подсмотрѣть, какъ сжигаются сухiе сучья. Многiе замѣчали на мѣстѣ свѣжую золу, признакъ огнища, но ни одинъ человѣкъ не заставалъ огня и не можетъ сказать навѣрное, кто положилъ первый основный крестъ, который всегда тамъ находятъ. Надобно думать, что все это дѣлается зимою, когда лѣтняя дорога, бывъ оставлена, западаетъ снѣгомъ, а вмѣсто ея прокладываютъ зимнюю, чрезъ озера. Иначе, зажженная и оставленная безъ надзора груда сухаго хлама, безъ сомнѣнiя распространяла бы пожаръ, слѣдовъ котораго не видно однако же на лѣсѣ, окружающемъ мѣсто этаго, возрождающагося изъ пепла, памятника. - Народъ считаетъ сверхъ естественнымъ все, что не въ состоянiи или не хочетъ взять на себя трудъ объяснить. Не раздѣляя суевѣрныхъ толковъ, можно догадываться, что обрядъ надгробнаго всесозженiя, продолжающiйся до сихъ поръ, составляетъ тайну неизвѣстнаго и конечно весьма небольшаго круга простолюдиновъ, соблюдающихъ, какое нибудь завѣтное преданiе, открытiе котораго было бы любопытно для наблюдателей древнихъ обычаевъ и предразсудковъ, пощаженныхъ временемъ.
(Олонецкие губернские ведомости. 1841. № 41. С. 205 - 206.)

байки, история

Previous post Next post
Up