История самоубийства как проповедь

Apr 25, 2021 14:13

Господи, этому спектаклю уже 10 лет, да? И я его помню с премьеры, как момент истины. До этого я видела "Гамлета", и да, он мне понравился, но такого сокрушительного впечатления не произвел. А потом случились "Маленькие трагедии", и сначала был "Скупой рыцарь", ну тоже хороший... А потом на сцену вышел Моцарт, а за ним и Сальери - и все.
Что-то около 18 минут (на 18 лет, ага), короче "Эскориала", главный герой - музыка, главные сцены - где стоит человек на сцене и просто слушает музыку, ничего не говорит.
Ничего не поменялось, сокрушительно по-прежнему.
...Понятно, почему мне так близко. История травматика. Восемнадцать лет как сломан (да, кажется, и раньше особо здоров не был, раз ударило вот так... и при этом очень крепок, раз столько держался, прежде чем спятить уже окончательно).Ну и Изора там была... интересная, оставить в качестве последнего дара яду - кажется они были под стать друг другу. История стремительного падения, слепой скрипач - спусковой крючок. Перетер своим смычком нить, на которой все еще как-то держалось, и все. Ассоциации исключительно из ужастиков: идет человек, а под ним проваливается пол. Скрипач. Я сочиняю реквием. Черный человек. А правда ли, Сальери? Обрыв - и три ступени вниз, в ад. Видно как он проваливается, все глубже и глубже... (на самом деле это начинается еще раньше, когда слушает Моцарта, там такая шиза и раздвоение личности, что страшно уже там). Черный человек - блин. Вот с этого момента - не шиза, не безумие, а самый настоящий портал в ад, ничего им не мерещится, бес тут правда есть. Где-то за камином он в этот раз сидел (а раньше выбегал из зрительского зала:).
Страшнее всего, что Сальери не просто чудовищное чудовище. Во всех персонажах Фреда этого типа самое жуткое, что по ним видно, что они были людьми - и даже еще иногда могут ими быть, человеческие образ еще виден за всеми этими рогами, копытами и чешуей. Опять ассоциация с гениальным "Сайлент Хиллом", где самые ужасные монстры - это те, по которым видно, что они были людьми. Иногда даже - какими людьми. Что даже если это добровольный выбор, это еще и наказание, монстром быть больно, просто это такая ловушка для травматиком: разрушить единственное, что тебя здесь держит, и стереть себя следом. Это страшно - когда видишь, каким _нормальным_ он мог бы быть. Просто улыбаться, просто пить шампанское, просто слушать музыку.
В первых спектаклях мне казалось, что он все-таки идет следом за Моцартом. Нет, здесь самоубийство - это финальный шаг в ад, добровольный и осознанный.
(Спектакль вышел несколько в 3d формате, потому что самое сильное было то, чего не видит камера, потому что в профиль, то, что видит только Моцарт ( неправильно понимает) - лицо Сальери, когда он протягивает бокал с ядом - а потом осознает, что все, Моцарт выпил. Через щелку в двери видно, кажется, это самое сильное театральное впечатление этого небольшого сезона:).
Почему проповедь?:) Ну здесь личная экзистенция и личная надежда. Моя, не Сальери - у того своей надежды нет больше никакой. Но это о том, что если человек сдался и исчерпался до конца, ушел вниз, чтобы стереть себя - у него может быть надежда снаружи, потому что - Моцарт же!
Моцарт тоже, кстати, поменялся, и на него тоже страшно смотреть. В этот раз вышел не небожителем, а просто хорошим человеком. Очень хорошим человеком, над которым висит реквием. Но он не идиот и не слепой - просто он видит Сальери глазами любви, таким, каким он был создан. В конце концов, Моцарт, когда счастлив - твердит про себя мотив из Сальери. Это много стоит, и именно это может оказаться в вечности выше всего прочего. Возможно, Моцарт вступится на том свете за это чудовище, которое его правда любило, как могло и сколько могло. Возможно Господь, создавший их обоих прекрасными, сотворит им чудо.
Очень под Страстную неделю спектакль, правда. О том, что даже если никакой надежды вообще нет - она возможна поперек всего, потому что даже тень любви животворит. А убивает не любовь, а бесы, которые хотят только зла, но не могу же они в самом деле оказаться сильнее музыки и сильнее Бога?

Осознала, что я всегда пишу примерно одно и то же про это спектакль:)
https://lubelia.livejournal.com/1356942.html
https://lubelia.livejournal.com/1304551.html
https://lubelia.livejournal.com/844505.html
https://lubelia.livejournal.com/720484.html
https://lubelia.livejournal.com/720484.html
https://lubelia.livejournal.com/672121.html

(Вообще меня не оставляет жизнерадостный фанфик о том, как яд оба раза не сработал. Ну, блин, 18 лет прошло. И это повод обоим выжить, дописать это реквием на пару, и как-то продолжить без мозгоебства дальше:).

Ну и совсем до кучи, один из финалов "Маленьких трагедий" в целом:
https://lubelia.livejournal.com/847438.html
Это тоже к Страстной.

Мышь, Фред, спасибо!!!

Пушкин, театр, Блистательная Кибитка

Previous post Next post
Up