Таинственный особняк барона Штейнгеля

Dec 17, 2018 14:23

Итак, обещанная история про таинственный дом Штейнгеля.
Почему таинственный?
Потому что, например, он включен в экскурсионные программы типа "Москва масонская", которые предлагают сейчас аж несколько экскурсионных бюро. Конечно, программы такой тематики не содержать клюквы и вольного
полета фантазии, по определению не могут. Дом Штейнгеля в Гагаринском переулке - это такая жемчужина всех этих программ (даром, что внутрь не пускают). Но легенд про сам дом и про его хозяина - видного московского масона высоких степеней посвящения - барона Владимира Ивановича Штейнгеля, рассказывают.

Например, в книжках типа "Москва таинственная":
https://books.google.ru/books?id=H4BCDwAAQBAJ&pg=PT116&lpg=PT116&dq=масон+Штейнгель&source=bl&ots=clpVKHS_DS&sig=07ROUQ826dZLEi0gKNPAcp5cnY8&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiytaaw6aTfAhUKhSwKHS6qBWoQ6AEwB3oECAEQAQ#v=onepage&q=масон%20Штейнгель&f=false

Вот здесь, наверно, некоторым образом апофеоз:
https://www.msk.kp.ru/radio/26541.7/3558274/
Интервью с гидом из "МоскваХод":)
"Я предлагаю начать с того, что он масон. Что мы можем про него рассказать? И как это отразилось на жизни, укладе его дома?"
Итак, что мы можем о нем рассказать? Вообще рассказ о бароне Штейнгеле долог и развесист, можно части его почитать у меня в ЖЖ по соответствующему тегу, а вообще - в очень подробном и емком двухтомнике Полярной Звезды. Так что я буду рассказывать только в контексте особняка и примкнувших к нему масонов.




Сперва я испугалась, что у дома убрали табличку - я ее почему-то в другом месте помню... Нет, табличка висит, только сбоку:




Итак, кратенько, про героя и Москву.
Декабрист барон Владимир Иванович Штейнгель - на всю голову москвич - родился не в Москве, а в Обвинске (не путать с Обнинском, Обвинск - это под Пермью). Учился в Питере в Морском кадетском (несколькими курсами раньше Николая Бестужева), потом служил на Балтийском флоте, потом на Байкале. Женился на дочке директора кяхтинской таможни.
В 1811 году он выходит в отставку - и я не очень понимаю, где именно пытается осесть. Во всяком случае в 1812 году уходит в Санкт-Петербургское ополчение (а не в московское, к примеру), так что возможно в этот период его жена с детьми где-то в Петербурге. А вот возвращается из ополчения он в Москву - адъютантом А. Тормасова. И в Москве оседает и приживается.
Чем он занимается в Москве? Ведет канцелярией А. Тормасова, а занимается канцелярия и Тормасов в первую очередь восстановлением Москвы после пожара. О том, чем конкретно там занимается Штейнгель, можно много писать и это требует специального поста, но вкратце: делает много и делает честно.
Ну и до кучи строит дом самому себе - далеко не самый роскошный, но изящный. Вот этот самый особняк, один из немногих сохранных деревянных особняков Москвы. Не в идеальном состоянии (сейчас там что-то делает Церетели, и что внутри неизвестно, но даже и просто покрасить с фасада и трещины заделать резец великого скульптора не доходит):


Дом построен в примерно 1816 году на старом фундаменте сгоревшего предыдущего дома (от которого сохранились родные сводчатые подвалы). Строит его себе герой в период наивысшего успеха своей карьеры: влияние, доходы, увеличивающееся с каждым годом семейство... к 1817 году все заканчивается: против Штейнгеля составляется некоторая интрига, он психует и увольняется нахрен в никуда. И с тех пор так на государственную службу и не возвращается (что, в частности, и послужило одной из причин его вступления в тайное общество - дали бы ему возможность служить, так и служил бы себе. Хотя, конечно, характер у него был "беспокойный" всегда.
Не знаю, был ли достроен дом к моменту катастрофы, но вот либо как раз достраивался, либо в него не так давно переехали. Сохранилась планировка: анфилада комнат, отдельный кабинет хозяина, потайная комната.
Сохранились росписи баскетной. Фотографий я не нашла никаких, но есть некоторое описание в книге А. Баскакова "Особняк с потайной дверью", М., 1981 г. (и он ни на что не ссылается, так что я не знаю, почему пишет, что росписи были заказаны "в долг":"в долг заказал расписать потолок баскетной...коричнево-серые цветы, листья и загадочных зверей - неведомых ботанике и зоологии, изображение старинных инструментов (молотков, щипцов, циркулей) и звезд". Вообще разные неведомые ботанике звери странные цветочки на фоне инструментов - это действительно страшно модный по тем временам мотив. На фасаде там грифончики, а еще вот такое вот, например:


Так или иначе, судя по всему, с самого начала постройки дома в нем сохраняются несколько вещей: планировка, сводчатые старые подвалы (откуда идет информация про "подземные ходы в соседние масонские особняки" мне неведомо, но в старом московский подвале века, скажем, 17-го, отлично может быть что угодно. Сохранились (ну вот во всяком случае точно сохранялись в 1981 году, когда была издана книга Баскакова) росписи баскетной, и обстановка кабинета:
Резная дверь:


Камин:


И та самая дверь в ту самую"потайную комнату" в виде зеркала:


Насколько велика эта комната и что там внутри - нигде достоверно не написано. Написано недостоверно, в двух разных одинаково клюквенных описаниях. Интервью по ссылке выше:
Стали реставрировать - и увидели великолепное ампирное зеркало высотой в три с лишним метра - от пола до потолка. Когда его попытались снять, оно вдруг отодвинулось, и взору изумленных реставраторов открылось помещение, в которое не заходили больше 150 лет!...Я уж не знаю, как у них это получилось, но вот они что-то там сдвинули, и зеркальная дверь открылась. И они увидели помещение, покрытое истлевшим уже, провисшим, сгнившим бархатом, на котором были нашиты совершенно недвусмысленные масонские знаки.
Клюква вторая из книжки "Москва таинственная" авторства Ирины Сергиевской:
Старинный особняк полтора века хранил тайну, которую удалось раскрыть только в 1986 году при реставрации. Когда расчищали каминную залу, то неожиданно под руками рабочих стало «уплывать» в стену зеркало, скрывавшее потайную дверь в мрачное подземелье. Спустившись по ступенькам, реставраторы обнаружили укромную комнату, где «прописались» московские масоны и устраивали свои тайные встречи. Внимание реставраторов сразу же привлек полусферический купол потолка, где после снятия многих слоев побелки вдруг проступила самая настоящая масонская символика. Прежде всего, там был продолговатый прямоугольник, служащий у масонов символом ложи, ибо так в их трактовке обозначалась Вселенная. Любой такой «храм» можно распознать по сияющей дельте - треугольнику, в центре которого написано имя Иеговы, поскольку таким знаком отмечался «престол» председателя каждой ложи или, как его называли, мастера стула.
Здесь проходили ритуальные масонские таинства.

(извините, что я цитирую эту всю хрень), но кажется, тут описана ровно реставрация баскетной:) правда тогда дата неверна, но может быть там еще были какие-то росписи, или автор в угаре даты перепутал (потому что на 1981 год обо всех этих таинственных дверях уже написано).
Итого из достоверного.
В доме имеется потайная комната и сохранилась часть росписей с какими-то зверями, цветами и циркулями и судя по всему и то и другое сохранилось со времен постройки. Накой таинственности для начала XIX века в этом нет вообще. Свидетельствует это только об одном - хозяин дома - человек со вкусом и следит за модными тенденциями. Он как раз сидит вот на этой огромной новостройке, которую представляет собой Москва в 1814-1816 годах и со всеми новомодными фишками отлично знаком.

"В наше время в доме жил после лагерей и ссылки выдающийся генеалог, знаток Москвы и коллекционер Ю. Б. Шмаров."
Ю. Б. Шмаров умер в 1989 году, видимо вся эта реставрация - его затея и наверно искать по ней информацию надо где-то вокруг него? Что было с домом в девяностые, наверно, и вообще невосстановимо (возможно, кстати, вот эти рассказы ведут вообще к какой-то более современной реставрации дома после девяностых и до передачи его Академии художеств. Не знаю, вообще.
К сожалению, я не нашла достоверной информации о том, в каком году дом перестал принадлежать Штейнгелям.
В начале 1830-ых - там уже другие владельцы. Вообще семейство Штейнгелей продолжает жить в Москве до 1826 года точно. У Штейнгелей гостит Рылеев в 1824, туда же он уверенно посылает гостить жену.
Собственно, этот факт как раз позволил назвать Гагаринский переулок именем Рылеева. С другой стороны встречается информация о том, что Штейнгель в 1819 году продает дом. В 1819 году он уверенно перебирается в Санкт-Петербург к Аракчееву, потому что тот посулил помощь в устройстве на службу. Не сложилось, не устроил. Но в общем, основано ли это предположение о продаже дома только на том, что Штейнгель едет в Петербург в полной уверенности, что получит место, или на чем-то более прочном - я не знаю. "Полярная звезда" ссылается на книжку Баскакова, а в книжке Баскакова этого нет.
Так что тут я опять не знаю.

Однако, переходим к делу. Та-дам!! - ключевой вопрос:
Был ли барон Штейнгель масоном высоких степеней и был ли вообще масоном?

Для начала обычный и краткий дисклеймер состоящий в том, что на 1816 год "быть масоном" - это как... ну не знаю, "вступить в комсомол" году все в том же, 1981... Аналогия некорректна, но все же: можно и не вступать, но для карьеры полезно, почти все там есть, ни к чему особенному, кроме взносов и говорильни не обязывает, если нет собственного активного желания выдвинуться ровно по этой части... И главное вполне легально, и на этом этапе поддерживается аж лично государем императором. Это потом всякий тайные общества, включая масонские, запретят. Но да, в масонах кто только не состоит, и когда декабристов внезапно об этом спрашивают - это та вещь, которую никто из них и не скрывает. Это такое тайное общество, в котором до августа 1822 года быть МОЖНО, модно и не зазорно никак. Они называют даты, ложи, членов этих лож, хранят масонские знаки - ну нет в этом ничего такого.
Но вот барон Владимир Иванович, когда его спрашивают про масонов на следствии - решительно отпирается, и вполне искренне - потому что вот здесь ему врать никакого смысла нет вообще.
(Конечно, можно сказать, что срывает ровно свое высокое посвящение... Но разговоров о цареубийстве с Каховским, за которые и получил свою каторгу и добавил ему и Рылееву пеньки в петли - не скрывает, а тут отпирается. Ага.)
Пишет он следующее:
"...никогда ни к какой масонской ложе не принадлежал. Даже в Москве когда с высочайшего соизволения 30 августа 1816 года открыта была ложа у
Розенштрауха, который доставил мне и все печатные правила и желал, чтобы я был членом, но я не вступил, воздерживаясь от того по трем причинам. В 1813 году, когда я был дежурным штаб-офицером по Новгородскому ополчению, которого временным начальником был действительный камергер Жеребцов - гран-метр одной из лож С. Петербургских, то я получил невыгодное мнение о масонах вообще. Притом сколько я читал и слышал, то они разделялись на два рода: на людей обманывающихся и людей обманываемых; в первых казалось быть противу совести, во вторых - уничижительно. Наконец, я находил, что давать клятву на исполнение правил неизвестных и притом подвергать себя испытаниям, похожим на шуточные, противно человеку здравомыслящему".
Александр Александрович Жеребцов (1781-1832) согласно википедии и правда имел какие-то высокие посвящения. Со Штейнгелем они не сошлись, впрочем, на почве народного ополчения. Жеребцов занимался земским войском еще в 1806-807 годах, а в 1812 возглавляет 4 дружину народного ополчения, и ту самую, которая активно участвует в сражении под Полоцком и где служит наш барон.(А вот Лангфур они, кажется, уже не вместе штурмуют). И не сошлись характерами.
Розенштраух, который приглашает Штейнгеля к себе в ложу - человек еще более любопытный. Он "русский немец", московский немец (как и Пестель, или, например Ф. П. Гааз), богатый купец. Судя по всему они должны быть неплохо знакомы - достояние Розенштрауха сильно пострадало при пожаре 1812 (Он, кстати, оставил интересные мемуары о Москве в 1812). Розенштраухн, кстати, не просто масон - он еще и видный лютеранин -Старая Обедня, церковь св. Михаила. В конце жизни вообще пастором сделается. А Штейнгель, между прочим, несмотря на немецкое свое происхождение, - православный. Причем всерьез православный, церковный, любящий и знающий русское православие.
Штейгель сам пишет об открытии розенштрауховкой ложи следующее: "Некто, содержатель косметического магазина Розенштраух, после бывший в Одессе лютеранским пастором, очень уважаемым, тотчас по приезде государя подал просьбу военному генерал‐губернатору о дозволении ознаменовать 30‐е августа [1817] открытием масонской ложи. По докладе об этом, государь изволил отозваться: «Я формально позволения на это не даю. У меня в Петербурге на это смотрят так (государь взглянул сквозь пальцы). Впрочем, опыт удостоверил, что тут зла никакого нет. Это совершенно от вас зависит». И ложа была открыта под фирмою «Тройственный рог изобилия» (из трех рогов составлялась буква А)".
Штейнгель в канцелярии, все про это знает, прошение это явно видел. Ну и в ложу его, разумеется же, приглашают. Только ему эти масоны не сдались - он вообще, что характерно, против тайных обществ. "Тайное все вредно" - пишет он на полях конституции Муравьева.
Как это сочетается с декабризмом - да нормально. Штейгель не видит у декабристов ни масонских ритуалов, которые ему поперек, ни какой-то нарочитой тайны, ни попыток скрыть от товарищей какие-то "тайные истинные цели", ни вообще ничего "таинственного". Увидел бы - не пошел. Видит и слышит разговоры, которые стоит веститолько среди своих и планы, о которых лучше молчать (и то - на следствии не умолчал и наговорил много лишнего).
Так что в целом, вся вот эта история Штейнгеля еще вполне внятно опровергает разные фейки на темы декабристов-масонов-с тайненькими целями и тайненьким влиянием.
Нет, не было.

Итак, как мы видим, дом Штейнгеля и правда таит в себе множество загадок. Нет внятной информации (или хоть указания на нее) - сколько лет он принадлежал Штейнгелю, когда он в последний раз реставрировался, что точно они там нашли в этих старых подвалах, что на данный момент сохранилось из старой обстановки (потому что фото тридцатилетней давности, других гугль не гуглит, как все-таки выглядит и хоть каких размеров эта потайная комната...

Но со всей достоверностью можно сказать, что барон Владимир Иванович к масонам точно никакого отношения не имел. Просто хотел блага своему Отечеству.

декабристы, деревянная архитектура, Штейнгель, московское, рассказы бабушки

Previous post Next post
Up