... Обдумывая космическую манию, обнаружила форум "
Шизофрения и я", где пациенту даются чудные советы:
"Автоматические мысли являются следствием неверных размышлений и решений, сложившихся когда-то раньше в совершенно других условиях (может даже в далёком детстве) или навязанных другими людьми из вне. Субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Для того чтобы избавится от таких автоматических мыслей, их надо сначала обнаружить..."
Каждое поколение больных шизофренией - это ВДНХ, основную тему бреда составляют последние достижения науки, техники, культуры и искусства. Людей-собак сменили Наполеоны, катящие пушку и носящие треуголку, а в головах пациентов радио доэволюционировало до современной компьютерной системы. Солнечное "облучение" сменилось инопланетным и радиационным. Те, у кого совсем не выходит жить в обществе, попадают в изоляцию. Но остальное, шизофренизированное общество, постоянно носит великолепные бредовые идеи, которые воспринимаются как норма.
О сверхъестественном всеми управляющем существе, которое может карать и миловать.
О существовании рая, ада, грехов.
О эффективных заклинаниях.
О сглазе.
О порче.
О похищении инопланетянами.
О собственных экстрасенсорных способностях, помогающих отыскивать погибших и лечить смертельно больных.
О собственной избранности для великого дела.
О превосходстве той или иной расы.
О существовании телепатического супероружия.
Сюда можно добавить теории заговора и конспирологическое поведение.
Космический бред, постоянная жизнь в корабле "Москва-Кассиопея" - преимущественно удел сорокалетних шизоидов, индуцированных совершенно бесполезным полетом Гагарина. Те, кто действительно совершает полёты (Анджелина, кстати,
2 билета купила, скоро полетят) - космонавты, туристы, ученые отрасли - хоть и расходуют бессмысленно и эгоистично ресурсы человечества во времена голода, эпидемий и войн, но действуют логично. Достижимая цель - работа по достижению цели - победа.
Бредовые больные всякому встречному обстоятельно излагают причины, по которым они никогда не могут полететь в космос, приобретают космические сувениры или предметы, побывавшие в космосе, непрерывно следят за новостями по теме. Помните, в фильме "ПираМММида" шизофреник Сергей Мамонтов покупает машину, связанную с первым космонавтом. И, разговаривая со случайным знакомым, в качестве причины своего несовершенного полета называет плохое зрение. В течении жизни бред усложняется, обрастает дополнительными сюжетами. Больные посещают космодромы, пытаются получить образование, которое "позволяет" им постигать "тайны космоса". Или вешают портрет Гагарина или ненавидят его, как конкурента. Бывает, что они создают космический кружок и индуцируют участников. Они мечтают лететь над всем миром в полном одиночестве, тогда как остальные люди будут крошечные и незначительные. Это на самом деле не только манька величко, но и онейроидное переживание-лайт, флеш-бэк "детского полёта":
В этом состоянии больным кажется, что они совершают межпланетные путешествия, оказываются среди жителей Марса, ведут с ними сражения, собирают на луне необычного вида драгоценные камни. Другие проносятся над неведомыми городами, оказываются на улицах, среди их жителей, участвуют в заговорах и восстаниях. Третьи руководят морскими сражениями с пиратами, преследуют «Летучего голландца». Четвёртые бродят среди доисторических существ, оказываются в толпе жителей древнего Рима, попадают в рай или ад. Пятые присутствуют при всеобщей катастрофе - разрушении зданий, гибели городов, смерти миллионов людей, извержении вулканов, землетрясении, мировых войнах, всеобщих катаклизмах, столкновении планет, распаде земного шара
... Если задать такому человеку вопрос, почему он интересуется космосом, он окажется супергероем, спасающим мир: - Ну как же, ведь человечеству через миллионы лет надо будет переселяться на другие планеты! Это супермегаважно - летать в космос. Всё остальное в жизни, соответственно, не важно. Это то, что оборачивается прикладными проблемами в жизни пациента.
Недостижимая мечта как бы подчеркивает величие персонажа и непреодолимое давление суровых жизненных обстоятельств, управляемость, очередной автоматизм. Никакие события и аргументы, конечно, не могут изменить отношение больного к ситуации. Нет критики, необходимость полета и космоса очевидна, все, кто не понимает этого - слабоумные. Себя пациент считает "не то что гением, но почти, почти. Правда, Леонардо еще был. Но он же умер уже". Идеи никогда не покидают больного, максимум он начинает их скрывать, но это если он вообще осознает проблему, что бывает редко. Слабоумие-то нарастает с годами, клеточек здоровых меньше и меньше.
Стертые формы болезни, которые мы видим в обществе вокруг, на самом деле формируют нашу жизнь, жизнь среди бредовых больных. Общаешься всю жизнь с человеком, считаешь его здоровым, а он - ррррраз - и говорит тебе шепотом что-то навроде:
- Я никогда не хожу мимо стадиона, там ведь приземлялся... корабль.