Хокку, клоны, спецслужбы

Aug 31, 2011 21:57

Когда мы недавно играли в "Поиски гения", я приводила 6 цитат из Павла Лемберского. Так или иначе, все что-то выбирали. Сейчас я решила показать, что мне нравится из текстов Анатолия Кудрявицкого.

- Но, конечно, уродство окружающего мира на какой-то стадии твоей жизни тебя поражает, - задумчиво проговорил Рюнджи.
- Да, - отозвался я.
- Вспоминаю, как я пришел в город молодым человеком - город казался мне центром вселенной, и я видел его в радужном свете. Когда же я оставил город через десять лет, он мне казался отвратительным. Мне чудилось, что его обитатели как будто каждую минуту готовы были друг друга растерзать.
- Ты прав, мир ужасен в целом, а город - в частности, - согласился он.
- Ну, а теперь представь себе, что в этот самый город входит молодой человек. Он ведь будет городом восхищаться, правда?
- Может быть, все зависит от возраста, - пожал плечами Рюнджи.
- Но я сейчас старше, чем тогда, и я теперь уже не думаю, что город так уж плох. Дело не в городе, а во мне - просто я не хочу там жить, - сказал я.
В одной старой китайской книге я читал о собаке, которая случайно забежала в зал зеркал в каком-то бродячем цирке. Зеркала там были повсюду, и собака вдруг увидела, что ее окружает множество собак. Собака на всякий случай оскалилась, чтобы показать другим собакам, что она их не боится. Но другие собаки оскалились тоже. Собака зарычала, и то же сделали все собаки. Тогда собака залаяла, отчаянно пытаясь испугать эту рычащую собачью стаю, однако ее лай разнесся по залу тысячекратным эхом. Собака пришла в полное исступление, отчаянно завизжала и бросилась в атаку на зеркала, которые неумолимо били ее по лбу. Через несколько часов служитель цирка обнаружил в зале мертвую собаку. Она погибла в борьбе с самой собой, хотя и была уверена, что сражается с внешними врагами. Но никаких врагов на самом деле не было. Просто миру очень хорошо удается роль огромного зеркала. Не понимать этого - фатально: ты просто распадаешься на свои отражения, то есть на осколки. http://lit.lib.ru/k/kudrjawickij_a_i/puteshestvieulitki.shtml

Вот ведь люди выступают, читают стихи, - размышлял Свидерский в такт своим шагам по дороге домой.
- В Германии я как-то от этого отвык. Хорошо, положим, я выступаю здесь, в Москве; кто придет на мое чтение?
Господин Я Тоже Поэт Меня Пять Лет В Литинституте Учили.
Господин Я Вообще-то Из Охранки Интересно Кто Что Скажет.
Господин Вы Явно Ориентируетесь На Западного Читателя.
Госпожа Вы Не Должны Называть Себя Поэтом Это Нескромно.
Господин Мы Вас Новых Не Знаем Где Вы Были В Семидесятые.
Госпожа Я Пишу Трехстишья Стоит Ли Писать Длиннее.
Господин Какой Вы Русский Поэт Если В Вас Нет Русской Крови.
Господин А Что Не В Рифму Это Что Проза.
Господин Ну Конечно Вы Дружите С Издателем Поэтому Он Вас Издает.
Госпожа Как Вы Допустили Что Вашу Биографию Поместили На Обороте Обложки В Рекламных Целях.
Господин Я Тут Случайно Я Постою В Дверях А О Чем Этот Поэт Пишет.
Госпожа Ой Сюда Мужчины Приходят И Все Такие Умные.
Господин А Я Лично Люблю После Водочки Да Под Гитару.
Господин А Можно Я После Вас Свое Почитаю.
Господин Как Это Вы Не Можете Подарить Мне Вашу Книгу Зачем Я Тогда Пришел.
Господин Вы С Вашим Авторитетом Просто Обязаны Поддержать Нашу Политическую Партию.
На мое чтение придут эти и еще некоторые другие. А я приду?
http://lit.lib.ru/k/kudrjawickij_a_i/russkiykoshmar.shtml

"Мир не говорит на русском языке, - записывает С. несочиненное при жизни эссе. - Россия тоже не говорит на русском языке и даже разыскивает его как иностранного агента. Русский язык, который вовсе не говорит по-русски, отсиживается в двух-трех книгах, питается кореньями вкусных слов и ждет темноты, чтобы прогуляться по некоторым лингвистическим извилинам".
http://lit.lib.ru/k/kudrjawickij_a_i/sapgirnovella.shtml

----
Всякая книжка рассказывает о своём авторе. Сколько автору лет, когда человек уехал из России, в какое время он живет и что было оригинального привнесено в литературу поколением автора. Приметы можно выбирать разные, степени яркости тоже различные, но вот произвольные три:

Триада Лемберского  (1956 г.р.) - хокку (семидесятые), клоны (примета современности, Долли 1996 год), советское удушье (уехал в 1977 году)

Триада Кудрявицкого (1954 г.р.) - хокку, клоны, ужасное фсб (уехал в 1999)

Триада Акунина (1956) - хокку, клоны-фандорины, верные отечеству спецслужбы (еще не уехал)

До Украины, судя по современной литературе, всё доходит с катастрофическим опозданием. Молодые украинцы всё еще пишут про Кастанеду и Р.Баха. Помнится, это стало в Москве пошлостью еще в прошлом веке.

В общем, к чему я про Украину. Хочу объединить Забушко с Лемберским в одно литнаправление и предположить, что битнические - некогда революционные, сегодня скучные конструкции из посредственной интимной жизни - достигли Украины значительно позже, чем России. Хотя в Америке до сих пор живые битники лекции читают.

Вернемся к триаде. Закон должен быть универсален! Где клоны и хокку у Забужко (1960)? Клоны и хокку, видно, вообще потерялись по дороге на мою историческую родину.

Из книги "В пятьсот весёлом эшелоне" я решила добыть одно предложение: "Оказавшись вне силового поля мощной идеологии, выходцы из Страны Советов ощутили необходимость нейтрализации дискомфорта, образовавшегося в условиях вакуума."

Что мне непонятно и в эмигрантской литературе - это, конечно, такой вопрос в пустоту, поскольку автор за героя не ответчик -  что мне непонятно в эм.литературе, описывающей уехавших и оставшихся и в литературе стран, освободившихся от советской оккупации - зачем прототипы персонажей силовое поле покидали.

Разве нужна вообще какая-то национальная идентичность, чтобы проживать в духовном убожестве? Пусть на украинском и под маркой исследователя и украинизатора ("Полевые исследования"). Что такого они (персонажи книг поколения 1950-60) делают на вольных берегах, чего они не могли бы в СССР? Загадка. То, что я вижу в Норвегии в эмигрантской среде тоже приводит меня к вопросу "Зачем?".

В "Русском кошмаре" Анатолия Кудрявицкого сложно выбрать безнравственного героя. Кто отрицательный? Бездарный шантажист из конторы? Или гений-эмигрант, помогающий пошлости процветать в России? Стоило ли отсылать персонажа на запад:)

Для дискуссии:

lulu

lulu


ozon

акунин, забужко, кудрявицкий, лемберский, книги

Previous post Next post
Up