В римский удаленный от центра район EUR я поехала на метро. Мне казалось, что когда я выйду из метро, то я посмотрю на карту, или использую навигатор на телефоне, или спрошу людей и сразу найду музеи, тем более что по карте они были очень легкодостижимы. После часа мучений, во время которого было даже такси и несколько походов по одной и той же улице по солнцу, и многочисленные противоречивые аборигены, я поняла, что дело в самом районе. Он просто плохой. Он совершенно фашистский. Архитектура диктаторского типа, очень давящая, улицы, удобные для бронетехники и парадов, но не для людей, уродливые декорации. Отсутствие вкуса, изгиба, воздуха. Когда я нашла один из музеев, над входом, высоко высоко, сидели три орла.
В тот день я записала всё более подробно.
Музеи достойны внимания и каталога, но у меня сложилось впечатление, что римский народ не считает экспонаты ценными:)) Что же касается соотношения сил и средства, затраченных на поездку в район Муссолини, и полученных впечатлений, то ездить стоило только если считать отрицательные впечатления не менее ценными. Музеи не могли компенсировать общей неприятной обстановки. Хотя я очень старалась не потерять присутствия духа, потому что путешествие следовало продолжать.
Что касается безосновательного запрета фотографировать в музеях (я вообще никогда не использую вспышку) то мне не очень понятно, кто имеет нравственное право запрещать фотографировать археологические находки, старые коллекции, произведения искусства (даже пусть для получения прибыли, хотя понятно, что нет людей, которые ездят по заброшенным музеям с целью сфотографировать нечто и потом продавать эту картинку за миллионы и невероятно обогащаться таким образам). Почему скажем один человек имеет право практически жить в музее (та же бабка породы крикун, охраняющая статую работы Бернини), а другой - приезжающий через полмира действительно ради того чтобы посмотреть на статую или картинку или череп (о как я жалею что не сфотографировала коллекцию черепов, это был целый филогенетический ряд, совершенно уникальный)- не может второй раз в жизни вспомнить собственное ощущение от объекта, от прожитого дня, не может использовать объекты для социально значимых исследований или для творчества. Которое, кстати, потом тоже будут охранять запретительные бабушки. Точно так же как люди должны действительно иметь бесплатные дома и еду, а не ограничиваться изучением собственных прав в декларации прав человека - современное развитие цивилизации позволяет накормить, одеть и поселить в дома всех людей, но деньги принято тратить на мужские развлечения, к которым относится война - точно так же люди должны свободно получать информацию. Искусство и история не принадлежат никому и принадлежат всем. Потому что никто не рисует сам, каждый рисует на общем огромном историческом холсте.
Здесь не очень много фотографий и они плохие, это только те вещи, которые я совсем не хотела забывать. На все музеи нужно полдня.