эти не только о кино можно сказать!
оригинал
здесь (автор
slapovsky Алексей Слаповский)
"Меня пригласили на просмотр фильма «Жить» В. Сигарева. И я бы пошел, но уже видел, а второй раз смотреть невозможно. Это «приглашение на казнь» или полюбоваться на то, как людей пытают и мучают. Есть, конечно, гурманы…
Нет, это хорошо снятое и с хорошими актерскими работами кино. Как и предыдущий Сигарева «Волчок». Который тоже не манит ко второму просмотру.
Мне уже приходилось высказываться по поводу современного российского артхауса (второе самоназвание: авторское кино), за что критики меня щуняли и пели гневные отповеди с припевом «сам дурак».
Я задавался вопросом, как можно называть авторским кино, где авторы подчас почти неразличимы, работая в одной стилистике, с одними и теми же типажами, одной и той же фактурой, одной и той же темой энтропии и эстетикой любования безобразным?
Вразумительного ответа не получил.
Но именно после «Жить» что-то стало брезжить.
Ведь мощное получаешь впечатление. Как удар под дых.
Однако подход «нравится - не нравится» тут невозможен. Можно восхищаться, но нельзя любить - как нельзя любить даже самый хороший надгробный памятник.
Вот оно это слово - памятник.
Мемориал.
Мы общими усилиями сооружаем именно нечто вроде МЕМОРИАЛА ЖЕРТВАМ РУССКОЙ ЖИЗНИ. Цвета - черный, белый, серый. Другие мемориалу не к лицу. Лепка или вытеска резкими мазками и сколами, завитушки неуместны. Типажи: женщина с тупым и желательно пьяным (для вящего эффекта) лицом с ребенком на руках - больным или мертвым, или хотя бы тоже тупеньким. Неприкаянный русский мужик. Тупой по умолчанию. Беззубая горбатая старуха. Тоже пьяная. И тупая. Обезумевшие от безнаказанности менты. Тупые. Корыстные чиновники с мертвыми глазами. Тупые. Бандиты с умершей душой. Тупые. Девушки-подростки, матерящиеся и трахающиеся в школьных подвалах. Тупые. Гламурные подонки. Тупые. Потерявшие себя, смысл жизни и связь с народом интеллигенты. Отупевшие. Властители. Отупляющие.
И т.д., и т.п., а примеры сами найдете - легко.
Вместе кургана - гора мусора. Помойка.
Кто-то наивно удивляется: а почему нет нормальных людей, не тупых, не уродов, не искалеченных донельзя умом и душою? А потому, что они в монументальную эстетику не вписываются, обязательны гипербола, гротеск, болезненная экспрессия.
И я не говорю, что это плохо, что это не искусство. Просто - такое оно. Монументальное. Можно скорбеть. Положить цветы к подножию (премии, награды). Уважать, восхищаться. Но любить, повторяю, нельзя - это так же странно, как любить памятники в Хатыни или на Мамаевом кургане. Там другие чувства.
Правда, масштаб в кино иной, не 10:1, а скорее 1:10. Имеется в виду соотнесенность с жизненной правдой, которая намного прихотливее.
Поэтому и просится нелепое слово: монументальненько.
И это касается не только кино.
И я не только других имею в виду, есть о чем и мне подумать.
Потому, что в криках «сам дурак», как я начинаю понимать, увы, немалая доля правды.
Я представляю, что когда-то и впрямь появится где-нибудь памятник: нечесаная русская баба со взглядом, исполненным скорбного бсчувствия, с бутылкой в одной руке и скалкой в другой, с раздутым от беременности или цирроза животом, за подол ее уцепились мальчик с дебильной усмешкой и цигаркой во рту и девочка с разинутым ртом и обезглавленной куклой. У ног лежит пьяный мужчина, приподнявшись и замахнувшись на кого-то поллитрой - будто погибающей боец на танк гранатой. Над памятником реют два амура, которых удерживают в воздухе бьющие нефтяные фонтаны. И надпись: «Памяти российского искусства начала 21-го века».
P.S. Заодно начинаю понимать любовь критиков к фильмам типа «Шапито-шоу»: пресытившись тоской, так хочется отдохнуть в балагане. Пусть все надуманно и неестественно, как смех похмельного клоуна, но все лучше, чем гнить в вечном унынии. (По мне не лучше, но это другой разговор)"