Скажите, вам часто попадаются дети, играющие матрешками?
Мне не встречались такие, пока не подросла младшая внучка. Представляете, играет! И старшего брата к этому приохотила, усаживаются на нашей кровати - там удобнее, чем за столом - вытряхивают все, перемешивают и какие-то сложные недоступные моему пониманию манипуляции совершают. Очень довольны.
Правая матрешка очень солидного возраста, её кто-то моему сыну подарил сорок лет назад. К игре не привлекалась, пиналась и валялась по углам, понятия не имею, как сохранилась. Две новых - это подарки, привезенные дочерью из России; любящие родственники преподнесли.
Теперь-то никто не покусится на матрешную семейку, будут жить в ожидании следующих детей в семействе!
Собственно говоря, я не собиралась о настоящих матрешках говорить, к слову пришлось. У меня есть другой предмет разговора. Вот, представляю забавную книжку-игрушку, выпущенную издательством "Малыш" в 1980-м году. Называется она просто и без затей "Матрешки", написана Марианной Базильевной Веховой и совершенно офигенно нарисована художником И.Красильниковым. Попыталась найти что-нибудь про художника, оказалось, что фамилия Красильников очень распространена среди мастеров кисти. Про И.Красильникова не нашла ничего внятного, кроме обложек взрослых книг. Да и про саму книжку ничего не нашла, хотя 300 000 экземпляров тиража не могли же растаять бесследно?
Хвалить литературную часть книги я не в состоянии, стишки в псевдонародном стиле мне не нравятся, не заинтересовали ни детей, ни внуков, картинки я полюбила уже взрослая. Думаете, зачем же привезла эту книгу на другой конец света? Честно говоря, случайно, но связана с ней одна забавная история времен перестройки. Раз уж книга жива, и её можно показать, расскажу.
Году в 92-м приехали мы в отпуск из далекого северного города в родные края, в Загорск. Мужу края тоже вполне родные, он из Щелкова, но это не играет роли в моем рассказе.
В Загорске встретила я и давних друзей, и одноклассников, и соседей, которые никуда из города не уезжали.
А Сергиев Посад всегда считался вотчиной традиционной русской игрушки, надо заметить. Богородская деревянная игрушка зародилась рядом, в Хотьково по соседству что-то производили, в соседнее Абрамцево жена Саввы Мамонтова привезла японскую деревянную игрушку, изображавшую Семь богов счастья: деревянные фигурки, вкладывавшиеся одна в другую. Поэтому звезды встали так, что матрешки появились именно в Сергиевом Посаде. Это совсем недавнее изобретение, конца Х1Х века. Вот что пишет об этом Вики:
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина, была сделана лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, она была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывавшиеся друг в друга, освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Все мы помним, что творилось в начале 90-х. Надо было выживать! Сергиев Посад, как центр российского православия, по-прежнему притягивал множество туристов, доллары стремительно ворвались в нашу жизнь, и источником вожделенных долларов стали иностранцы. Это же так естественно, купить на память о путешествии что-то узко-национальное, специальное, правда? И покупали. Ну классика же: раз есть спрос, должно быть и предложение! И весь Загорск принялся за производство матрешек.
Практически каждый дом встречал меня запахом деревянных заготовок, лака, застланными бумагой столами, за которыми и шел процесс создания. Если матрешек не было в квартире, значит заготовки для них вытачивали в гараже, вовлечены были все.
Все поголовно! Папы озадачивались деревянными заготовками, их шлифовкой и отделкой, женщины рисовали, лакировали. Впрочем, кто что мог, тот это и делал. Матрешкопроизводством занимались врачи, учителя, историки из Музея-заповедника и библиотекари, слесари и аптекари, а также бесчисленные инженеры из многочисленных загорских почтовых ящиков.
Продукцию реализовывали централизованно и индивидуально, вывозили на продажу на Арбат и в Измайлово, суть в том, что основным источником наводнивших рынок матрешек был Загорск.
Именно тогда появились матрешки-карикатуры на политических деятелей, матрешки по сюжетам сказок, матрешки-герои мультфильмов, а традиционные матрешки-девочки приобрели самые неожиданные наряды.
Как раз когда я рассматривала картинки из книги с маленькой дочкой, зашла к нам моя одноклассница, одна из рисовальщиц матрешечных лиц и нарядов. Книга привлекла ее самым отчаяным образом и на несколько дней переехала к ней домой для копирования и размножения. Думаете, это было так просто? В те-то времена? Копировальных машин не было! Они, конечно, давно существовали, но средний советский человек не только доступа к ним не имел, но и существовании таких не знал. На производствах все еще царили "синьки" с их копиями на кальку и запахом нашатырного спирта.
Если не ошибаюсь, дома у подруги книгу сфотографировали, и она пронумеровала базовые цвета, чтобы сохранить аутентичную гамму, хотя, на мой взгляд, это было излишним, кич требовал золота. Не знаю, удалась ли затея с такой традиционной серией матрешек, не помню, почему я не отдала ей книжку без затей с копированием. Может быть, она, приличный человек, постеснялась попросить, а я не предложила. Но вот такой забавный эпизод был в жизни этой тоненькой книжки.