Трудно встретить человека моего поколения, который не вспомнит такие панно в витринах сувенирных магазинов.
Это, конечно, не полноценная перегородчатая эмаль или клуазоне, но очень близко по технологии.
Научно-технический энциклопедический словарь определяет искусство перегородчатой эмали так: техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов и изделие обжигают.
Википедия более многословна: " На металлической пластине (обычно серебряной, медной или из желтого золота) процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг. После обжига эмаль шлифуется и окончательно полируется таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей."
И то, и другое определения очень сдержанны. В действительности перегородчатая эмаль - подвиг бесконечного терпения и сноровки.
Ювелирное искусство знает технику клуазоне с незапамятных времен. Ее использовали персидские мастера, обрамляя эмалевым рисунком драгоценные камни.
Современная грузинская техника минанкари носит старинное имя иранского происхождения.
Узоры китайской перегородчатой эмали дадут фору современной высокоточной полиграфии, такие они тонкие, мелкие и безупречные. А вот драгоценные камни на китайских вазах не использовали.
Настоящая перегородчатая эмаль - тонкая и трудоемкая ручная работа. Поэтому изделия, выполненные в этой технике, очень дороги. Логично, что для массового производства ювелирные компании часто иммитируют эффект перегородчатой эмали, отливая изделия с готовыми ячейками под эмаль.
В наших советских сувенирных панно нарушено другое условие соответствия оригинальной технологии.
Помните, как написано в Вики? "После обжига эмаль шлифуется и окончательно полируется таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей."
Вот как раз этого в панно нет. Эмаль нанесена тонким слоем между медными контурами рисунка и не заполняет объем полностью. Панно от этого хуже не стали, наоборот, я думаю, что это была одна из уловок, позволивших продавать эти произведения искусства по очень демократичным ценам. Ну, кич, конечно. Однако их возраст позволяет уже изменить мнение!
А теперь - тадаммм! - вот эти два панно я купила совсем недавно на аукционе.
За смешные пять долларов оба. Девочки-аукционистки, у которых я забирала покупку, взахлеб объясняли мне, что это очень ценное высокое искусство, что это клуазоне, горячая эмаль на меди. А я радовалась очередному привету из прошлого! Ценное - не ценное, какая разница, если вещь доставляет удовольствие.
Еще бы место на стене найти этому удовольствию. Пусть пока на книжной полке живут!
Все фотографии, кроме двух последних, с просторов интернета. А мои, как всегда, с качеством не дружат. "Научусь когда-нибудь",- сказал Есенин, хотя по совсем другому поводу.