Миф, кино или реальность?

Jul 16, 2019 23:44

Что-то давненько я ничего не писал о боевых искусствах. Да тут повод приключился. Забрёл ко мне в гости давнишний приятель и соратник по занятиям в секции. Ну, тот самый Зенон, о котором я как-то упоминал, большой мастер выводов по принципу "пальцем в небо". Естественно, я не мог упустить случая помучить человека, и завёл разговор на всё ту же тему. В частности, мною был задан вполне конкретный вопрос - "Какими признаками, по твоему мнению, должна обладать сильная школа боевых искусств?"



Зенон, слегка поразмыслив для виду, выдал следующее:
Первое - мастер (он же - учитель) должен уметь ликвидировать (или хотя бы минимизировать) последствия увечий, причиняемые ученикам в процессе обучения боевому искусству.
Второе - школа должна быть закрытой и насчитывать минимальное количество посвящённых адептов. НИКАКОЙ КОММЕРЦИИ! Мастер и его ближайшие ученики занимаются этим исключительно из любви к искусству, в повседневной жизни обеспечивая заработок себе и своим близким совершенно другими занятиями.
А вот третье... На закуску был выдан самый убойный аргумент. Приготовились? Мастер такой школы должен владеть секретом "удара отсроченной смерти" На мой вполне логичный вопрос - "Зачем вообще нужна такая хрень?", последовал не менее логичный ответ - "Ну, это же в комплексе идёт".

С вашего позволения, начну именно с этого, третьего, пункта. Что мы вообще знаем об этом самом "ударе отсроченной смерти". Возможно, я ошибаюсь, но впервые о нём узнали из книги Джона Гилби "Секретные боевые искусства мира". Кто такой Джон Гилби? На самом деле такого человека никогда не существовало. Под этим именем скрываются несколько известных мастеров.

Джон Ф.Гилби. Сентябрь, 1962г.
Рейкъявик, Исландия. Джон Гилби - это коллективный псевдоним Роберта Смита, Донна Дрэггера
и ещё одного их друга (как бы не Йона Блюминга).
Дональд «Донн» Фредерик Дрэгер (1922-1982) - практикующий эксперт азиатских боевых искусств и автор связанных с этим книг. Донн провел много десятилетий своей жизни в Тихоокеанском регионе и Японии, обучаясь классическим боевым искусствам этого региона.
Йон Блюминг (1933 г.р.) - имя, которое вызывает различную реакцию - от похвал до проклятий. Но как бы то ни было, без него развитие Кёкусин-каратэ в Европе не достигло бы такого размаха. Все великие деятели Кёкусин в Нидерландах и некоторых других странах прямо или косвенно являются его учениками.

В общем, вы поняли. Серьёзные люди, чтобы с них не смеялись, решили скрыться под неким вымышленным именем. А смеяться есть с чего. Книга, вроде бы, и доносит до читателя определённую интересную (местами даже полезную) информацию, но изобилует такими мифами, что иначе как сказки, их и не воспринимаешь. Я бы даже сказал, что данная книга представляет собой сборник наиболее типичных мифов боевых искусств. Помимо уже упоминаемого "прикосновения отсроченной смерти" вас ждут:
- таинственный индийский мастер рассыпающий в прах средний из пяти кирпичей (нечто подобное мы уже видели в фильме "Кровавый спорт" с ЖКВД снятый по мотивам россказней ещё одного "сказочника" Фрэнка Дакса);
- рассказ про некоего ботана, сумевшего по одному единственному абзацу из какого-то полузабытого трактата, заново воссоздать и изучить секретную систему (в той главе, между прочим, прослеживаются аналогии с системой Вин Чун);
- упоминание об одном из последних адептов нин-дзюцу, владеющего искусством киай-дзюцу (поражение противника на расстоянии криком) и ещё много чего;

Помимо этого, мне было крайне трудно удержаться от смеха, читая следующие строки:
- Он (индийский мастер Шрим-Баба, долго отказывавшийся от интервью) начал на безупречном английском...
или:
- Хосе Гомес - один из великих. После запрета Хосе продолжал тренироваться, но уже никогда не дрался. Причиной этому было, как он сказал потом, то, что хотя он и был мастером боя на ножах, но еще больше он был патриотом-мексиканцем, и решил подчиняться законам своей страны...
Когда в Японии самураи «потеряли» свои мечи, кэндо и дзюдзюцу стали еще популярнее; многие самураи просто поменяли оружие. То же самое сделал и Хосе. Не было удивительно, что оружием, которое он выбрал, стали вытянутые вместе вперед пальцы рук, напоминающие его излюбленный нож...

Не менее забавно выглядит рассказ об индейском племени в дебрях Амазонки, члены которого владеют искусством ломания рук не хуже, чем самые продвинутые хапкидошники.

Не говоря уже о том, что "автору" книги регулярно удаётся выведывать секреты самых секретных методик и знаний, остающихся тайной за семью печатями для простых смертных.

В то же время, книга написана необыкновенно увлекательно. Более того, сам принцип её построения - путешествие по разным уголкам земного шара с последующим ознакомлением с местным видом боевого искусства, лёг в основу популярных телесериалов про боевые искусства "Fight Quest" и "Human Weapon".

И вот здесь хотелось бы подчеркнуть один важный момент:
Даже теперь, в век Интернета, телевидения, доступности самых разных школ боевых искусств, мы всё также находимся в плену самых разнообразных мифов, касающихся боевых искусств. При этом, зачастую бывает весьма трудно определить - где миф, а где реальность.

Так что, мой поставленный мною вопрос о том, по каким признакам определить хорошую школу, был, есть (и будет есть:-) актуальным ещё долго. Другое дело, что критериев тут может быть невероятное множество.

Одним, видишь ли, подавай школу участники которой регулярно (и успешно) выступают на различных спортивных соревнованиях. Их девиз - "эффективно лишь то, что работает". То, что на этих соревнованиях побеждают не самые мастеровитые, а наиболее физически подготовленные, почему-то умалчивается. Так же как и о коррупционной составляющей бывшего совкового спорта.

Другие готовы следовать только за тем мастером, который гаразд на всевозможные трюки, сродни тех, которые описаны в книге Джона Гилби. И не смущает этих смельчаков то, что у этого мастера крайне мало, а то и вовсе отсутствуют ученики. И не задумываются эти горячие головы, что сей мастер потратил на боевые искусства большую часть своей жизни, также как и то, что тратил он это время вовсе не ради красивых фокусов.

Третьи и вовсе приходят в школу боевых искусств за тем, чтобы научиться приёмам, которые гарантированы защитят их от уличных хулиганов. Тут вообще лучше обойтись без комментариев.

А тут ещё и мифотворчество, подстёгиваемое всевозможными карате-фильмами и мнениями различных "экспертов" набирает всё новые обороты. Ведь по сути, откуда взялись те самые критерии, которые озвучил мой товарищ Зенон?

Упоминание о первом - "Мастер должен не калечить людей, а сперва научиться их лечить" можно найти в одном из ранних фильмов Стивена Сигала "Смерти вопреки". А образ мастера из второго пункта словно сошёл с экрана таких фильмов как "Карате-пацан" или "Кикбоксёр".

Возможно ли полностью освободить своё сознание от всех этих штампов, стереотипов и ярлыков? Возможно ли избавиться от всех этих активно навязываемых извне критериев и оценок? Уверен, что только лишь в процессе кропотливого и фанатичного изучения боевого искусства. По другому никак. Остаётся лишь вопрос мотивации. А где её взять? И вот тут, на худой конец, вполне сгодятся как фильмы, так и озвученные моим товарищем критерии...

кино и литература, боевые искусства

Previous post Next post
Up