Теория эволюции футбола - часть первая, или

Oct 16, 2015 13:31

От «коронки» до «стиля»
Я начинаю серию статьей под общим названием «Теория эволюции футбола», в которых постараюсь изложить своё видение и тенденции развития этой игры. В первой части пойдёт речь о том, как развивалась эта игра на протяжении вот уже более ста лет, что в свою очередь поможет понять такие моменты как "короный приём" и "стиль действий" (которые были вкратце затронуты в статье "Какой стиль лучше?"), а также - то, как менялась техническая оснащенность игроков с развитием времени. Готовы? Тогда приступим...

Для начала - справка.
Футбо́л (от англ. foot - ступня, ball - мяч) - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
В XIX веке футбол в Англии приобрёл популярность сравнимую с крикетом. В него играли в основном в колледжах. Но в некоторых колледжах правила разрешали ведение и передачу мяча руками, а в других напротив, запрещалось. Первая попытка создать единые правила была предпринята в 1846 году, когда встретились представители нескольких колледжей. Они установили первый свод правил. В 1855 году был основан первый специализированный футбольный клуб - «Шеффилд». В 1863 году после долгих переговоров был принят свод правил Футбольной Ассоциации Англии. Также были приняты размеры поля и ворот. А в 1871 году был основан Кубок Англии - старейший футбольный турнир в мире. В 1891 году было принято правило пенальти. Но сначала пенальти билось не с точки, а с линии, которая также как и сейчас находилась на расстоянии 11 метров от ворот.

Период первый - становление.
Это период собственно становления футбола непосредственно в Англии, а затем - и его распространение (преимущественно - за счёт английских моряков) по планете.
Период второй - полупрофессиональная игра (довоенный период).
С развитием футбола по планете, всё чаще в различных уголках земного шара (в том числе и в самой Великобритании) появляются отдельные игроки, в совершенстве овладевающие какими-либо финтами или трюками. Появляется удар через себя, пас вразрез («чешска уличка, т.е. - уловка), пасы пяткой, дриблинг и другие технические действия, без которых немыслим современный футбол.
Не отстаёт от технических новинок и тактика игры. Вершиной тактических разработок и тренерских идей этого времени становится появление так называемой системы «дубль W-M», используемой тренером лондонского «Арсенала» Гербертом Чэпменом в период с 1925 по 1934 года.
Период третий - переход на профессиональную основу (послевоенный период).
После Второй Мировой Войны футбол продолжил своё завоевание мира. Тренерская мысль не стоит на месте. Появляются всё новые и новые инновации - «фальшивый центрфорвард» (знаменитая сборная Венгрии 1950 - 1954 гг.), система «четыре - два - четыре» (сборная Бразилии 1958 года) и другие.
Одновременно с этим всё чаще появляются игроки, своей игрой делающих настоящую революцию в футболе - венгр Пушкаш, аргентино-испанец ди Стефано, бразильцы Диди, Гарринча. И, конечно же, король футбола - Пеле.
Следует также упомянуть, что в этот период в жизнь болельщика постепенно входит такая штука как телевидение. И если раньше «подвиги» на футбольном поле какого-нибудь Хуана из далёкой Бразилии или Васи из солнечной Одессы передавались из уст в уста, обрастая всё новыми и новыми невиданными подробностями, то теперь игру ведущих футболистов можно было наблюдать собственными глазами одновременно тысячам болельщиков.
Период четвёртый - тотальный футбол.
Постепенно чемпионаты мира становятся главным зрелищем на планете, превращаясь в своеобразные «смотрины», которые на всеобщее обозрение предоставляют всё лучшее, что на данный момент есть в футболе. В 1974 году, сборная Нидерландов, заняв «всего лишь» второе место на чемпионате мира в ФРГ, предъявила миру, так называемый, «тотальный футбол». Вкратце суть оного сводится к принципу - «все в атаке - все в обороне».
Апологетом такой игры стал считаться знаменитый Йоханн Круифф (он же Кройф, он же Кряйф, он же Жора, он же Гога, а нет это из другой оперы).
Поиграв в «Аяксе» с 1964 по 1973 года, затем Круифф за баснословные по тем временам деньги переходит в «Барселону» (то ли испанскую, то ли каталонскую), где проводит ещё пять лет, доигрывая затем в США и на Родине.
Далее было ещё много чего интересного: непобедимые клубы «Аякс» и «Бавария», затем - «Ливерпуль», великолепная сборная Бразилии на чемпионате мира 1982 года (не победившая на чемпионате мира, но до сих пор считающаяся некоторыми лучшей сборной Бразилии всех времён), и наконец - явление миру Диего Армандо Марадоны на чемпионате мира 1986 года.
Период пятый - современный футбол.
Начало этого период я лично связываю с таким явлением, как переход сборной Бразилии к защитной манере игры. Впервые это было сделано на чемпионате мира 1990 года, а через четыре года бразильцы, играя в достаточно осторожный футбол (особенно если сравнивать с 1982 годом) вернули себе звание чемпионов мира. Одновременно с этим в «Барселоне» снова приходит Круифф, теперь уже в качестве главного тренера...
С другой стороны в середине 90-хх годов, происходит вроде незначительное событие, которое полностью переворачивает положение дел в футболе. Я имею в виду пресловутое «дело Босмана», которое произвело революцию на трансфертном рынке Европы.
С третьей стороны - в ведущих футбольных странах происходит формирование премьер-лиг, Кубок Европейских Чемпионов трансформируется в Лигу Чемпионов, что в конечном итоге приводит к тому, что в наиболее богатых клубах (читайте - грандах, хотя есть и исключения) "оседают" все сильнейшие игроки планеты, котрые затем "отбивают бабки" владельцам клубов в виде дохода от телетрансляций, продажи атрибутики и т.д.
Наконец - само появление поколения новых гениев футбола (сначала - бразилец Роналдо Лима и француз Зидан, затем подтянулись другие), появление таких команд как «Барселона» под руководством Круиффа, окончательно определили особенности и тенденции того футбола, который мы имеем возможность лицезреть в данный момент времени.

Теперь плавно переходим к главной теме статьи. На примере того, как развивался футбол, можно достаточно чётко проследить то, как менялись техническая и физическая составляющие игроков. В данной статье речь пойдёт о технической составляющей. Для дальнейшего изложения своей мысли, считаю необходимым привести свои определения, что же такое «коронный приём» и что такое «стиль действий».
Коронный приём - это характерный приём (финт, трюк) исполнителя выполняемый на неизменно высоком техническом уровне лишь в одном варианте.
Стиль действий - это вся совокупность тактико-технических действий игрока, в которой неизменно присутствуют и ярко проявляются его сильные игровые и технические стороны.
Основным ключевым моментом, демонстрирующим разницу между этими двумя понятиями, является, по моему мнению, следующее.
Для успешного выполнения коронного приёма нужны определённые условия, удобные для исполнителя.
Напротив, СТИЛЬ РАБОТАЕТ ВСЕГДА, зачастую - при неблагоприятных условиях для исполнителя (активный прессинг соперника, недостаток времени и пространства на удобную обработку, высокая скорость и интенсивность собственных и командных действий и т.п.).
Если в первой половине ХХ века игроки демонстрировали лишь отдельные эффектные финты и приёмы, так сказать - эпизодически, то сейчас ведущие игроки, такое впечатление, буквально «спят с мячом». Сейчас даже если игрок топ-уровня и теряет мяч, то крайне редко - в результате собственного технического брака.
Если раньше у игрока, владеющего каким-то характерным эффектным трюком (например - «финт Месхи» в исполнении самого Месхи), он мог пройти всего несколько раз за игру из десяти попыток, то теперь игрока с подобным КПД тактико-технических действий на пушечный выстрел никто не подпустит даже к играм первой лиги чемпионата Украины.

В этой связи небольшое отступление. Лично меня «умиляют» пространные пассажи некоторых комментаторов «старой школы» (это примерно период с 1990г. по 2005г.) и отдельных игроков прошлого о том, что многим современным футболистам следовало бы поучиться мастерству у звёзд футбола начала-середины 60-х годов (особенно это касалось отечественных футболистов). Специально просматривая старые матчи (например, чемпионат мира 1966 года), я не мог не обратить внимание на то, что даже у самых техничных игроков того времени при возрастании скорости игры процент брака усиливается многократно. Сейчас же подобные скорости перемещения и работы с мячом - обыденное дело.

Ключевым моментом, способствовавшим эволюции коронных приёмов до уровня стиля действий, на мой взгляд, является то, что за последние 50 лет многократно возросли скорость и интенсивность игры.
Если раньше ведущий игрок мог стоять на месте, пока его команда защищается (или атакует, в зависимости от его амплуа), то сейчас подобной роскоши не может позволить себе никто. Ведущие игроки топ-команд в каждом матче (а их за сезон набирается свыше полусотни) выполняют за матч невероятное количество ТТД, и всё это - на высоких скоростях и с малым процентом брака.

Знакомясь по различным интервью с историями многим звёзд футбола (как наших, так и зарубежных) можно отметить следующую тенденцию. В былые времена (вплоть до середины 80-х годов) в футбол самого высокого уровня ещё могли приходить «самородки», оттачивающие свою технику владения мячом самостоятельно на своём заднем дворе. Но где-то с середины 70-х годов (помните чем знаменит этот период, правильно - зарождением «тотального футбола») ситуация начинает постепенно, но кардинально меняться. Сейчас уже на топ-уровне не встретишь игрока, который бы не прошёл все стадии становления футболиста - от детско-юношеских команд до команды мастеров. В тот же момент, в ведущих детско-юношеских школах футбола за рубежом («Аякс», «Реал», Барселона» и другие) на сегодня существуют множество методик и упражнений, направленных на развитие технической оснащённости подрастающего поколения, как то - игра на ограниченном участке поля, контроль мяча при активном прессинге, игра в одно касание, упражнения на точность удара и передачи и т.п. Опять же, если обратиться к старым записям матчей, то можно заметить, что те приёмы и финты, которые раньше были уделом "избранных" игроков, на данный момент с лёгкостью применяются большинством игроков команд мастеров.

Многие, конечно, продолжают развивать свою технику самостоятельно, что, в свою очередь, породило новое направление в футболе - «фристайл». Что интересно, по части выполнения трюков, они порой превосходят даже лучших игроков. Но всё же, не стоит забывать, что фристайл - это не футбол.

Так что же такое СТИЛЬ ИГРОКА? Как он формируется, оттачивается, и главное - работает? Более подробно о факторах, влияющих на формирование и закрепление стиля можно прочитать в этой статье. Здесь же, я хотел бы выделить такой важный момент. Начиная с раннего возраста осваивать различные приёмы и трюки, молодой игрок уже начинает понимать - ЧТО И КАК из этих трюков потом можно будет применять непосредственно на поле в игровой обстановке. На мой взгляд, этот момент понимания является главным, когда речь заходит о том, как отделить зёрна от плевел, а в конкретном случае - кто достоин считаться «звездой футбола», или что же это такое - талантливый (гениальный) игрок.
Таким образом, мы плавно переходим ко второй части «Теории эволюции футбола».

о стилях, футбол и не только

Previous post Next post
Up