(no subject)

Jan 30, 2012 13:20


Дверь камбуза вдруг распахнулась. В первое мгновение сидевшая к ней спиной Нелли подумала, что это ветер. Но ветер не мог так гулять по закрытым палубам корабля... Поняв это, девушка соскочила с табуретки, развернувшись в прыжке и приготовившись к драке или к превращению.

По ту сторону порога стоял человек в британской морской форме с лейтенантскими нашивками. На взгляд Нелли форма эта была несколько слишком устаревшей... особенно если учитывать юный вид ее владельца. Он выглядел, конечно, постарше девушек, но никак не мог выпуститься из колледжа более десяти лет назад. Или команда клипера пополнялась?

Позади раздался звук бьющегося фаянса - Катти разбила свою кружку. Чай расплескался по полу. Нелли обернулась:
- Что такое?
- Я его не знаю... - тихо ответила Катти. - Как он сюда попал?
- Меня ты тоже полчаса назад не знала. Но кружек не роняла, - фыркнула Нелли.
- Но у тебя крылья, я видела, что ты прилетел с той бригантины. А он появился совершенно неясно как. Ни одной шлюпки к нам не швартовалось.
- А давай у него и спросим? А то стоим, обсуждаем... Невежливо, в конце концов.
Молодой человек терпеливо и неподвижно ждал, пока девушки договорят, только брови его поднимались все выше и выше в удивлении.
- Добрый вечер, сэр. Меня зовут Нелли, а мою подругу - Катти. Мы рады приветствовать вас на камбузе клипера "Катти Сарк".
- Нелли, - Катти подошла к Нелли вплотную и зашептала ей на ухо: - Мне кажется, он не живой...
- Ну и что? - пожала плечами Нелли.
- Катти... Сарк? Знаменитый чайный клипер? Разве ее сейчас зовут не "Ферейра"?
Нелли, не зная, что ответить, посмотрела на Катти. Та наконец решилась заговорить не с Нелли, а с юным лейтенантом:
- Нет... то есть одно время ее так звали, но теперь ее снова зовут ее первым именем.
- Но я слышал о ней именно под именем "Ферейра" всего полтора месяца назад... - юноша в задумчивости поскреб подбородок. - И... может, вы мне объясните, как я здесь оказался?
- Мы бы тоже хотели это знать, - хмыкнула Нелли. - Чай будете? Катти, налей молодому человеку чаю, пожалуйста.
- Спасибо. Ох, я же забыл представиться - лейтенант Ричард Ренделл, гринвичский военно-морской колледж, тысяча девятьсот одиннадцатый год выпуска, - юноша наконец перестал стоять изваянием в дверях и козырнул девушкам.
- Тысяча... девятьсот... одиннадцатый? - девушки переглянулись. - А сейчас по-вашему какой?
- Пятнадцатое апреля 1912 года...
Теперь очередь ронять кружку дошла до Нелли. Но Нелли ухитрилась ее все-таки удержать в руках и даже почти не пролить содержимое. Катти протянула другую кружку с чаем Ричарду.
- Все понятно, - прошептала она. - То есть ничего не понятно, но... - и уже громче, Ричарду: - Поздравляю, вы перенеслись на сто лет вперед. Вам придется с этим сжиться...
Может быть и неправильно вот так сразу. Но... Ему же все равно в какой-то момент пришлось бы это узнать. И чем ходить вокруг да около - не лучше ли сказать сейчас. Этой же тактики Нелли придерживалась обычно и на Маяке.
- На сто лет вперед? Но ведь через сто лет... неужели люди еще будут плавать по океану, а не только летать по воздуху? И... что мне делать теперь?
- Будут, будут... "Плавать по морю необходимо, жить - не настолько необходимо", - процитировала Нелли. - И даже на парусных кораблях, как видите, будут. А вот насчет "что делать"... - Нелли задумалась. - Пятнадцатое апреля 1912 года - значит, вы с "Титаника"?
- Да, - кивнул Ричард. Как странно - он почти что не удивлялся. Может быть, потому, что предел возможного удивления был им пройден, а за его пределами оно уже расти не могло. Может быть, потому, что для него это было как сон, во сне же мы тоже не удивляемся совершенно странным мыслям и событиям, и офигеваем с них только потом, когда проснемся. А если Нелли правильно все поняла - проснуться ему уже не суждено. - Раз вы из будущего - вы должны знать - какова его судьба?
- Через два с половиной часа после столкновения с айсбергом он полностью затонул, - сообщила Нелли. - Спаслось довольно много народу, в основном женщин и детей, их первыми сажали на шлюпки, но погибло - больше. И мы сейчас находимся почти точно в точке катастрофы. И скажу, что как бы вы ни ухитрились попасть сюда, на "Катти Сарк", вам очень повезло. Вряд ли вы бы выжили иначе.
- Ты хочешь сказать, что он - живой? - удивилась Катти.
- Вы хотите сказать, что это - не чистилище? И не какое-то другое посмертие? - переспросил Ричард.
- Вы можете двигаться. Вы можете говорить. Вы чувствуете тепло кружки и шершавое дерево переборок. Наконец, вы пьете чай. Кажется, даже хороший чай - я не заметила, какой именно вам заварила Катти. Значит, вы живы. Даже если успели до этого погибнуть. Хотя думаю, что скорее всего вас перенесло не сразу после смерти, а за миг до нее. Скажите, что вы помните?
- Я был дежурным офицером в радиорубке. Радисты отправляли сигнал бедствия. Была уже ночь, потому я в какой-то момент заснул. Потом проснулся - как мне показалось - быстро, и понял, что радистов больше нет, а аппаратура молчит. Я включил ее и стал передавать SOS сам. Потом - потом я осознал, что корабль, на котором я нахожусь, уже не тонет. Перестал сигналить, покинул рубку - и понял, что нахожусь где-то явно не на "Титанике". Решил, что меня подобрал какой-то парусник, проходивший мимо, правда, почему тогда я очнулся в радиорубке? А не в лазарете и не в каюте? И почему я в своей форме, которая наверняка бы промокла и пришла в негодность, если бы я в ней тонул...
- А разве вы не заметили разницы между той рубкой, в которой заснули и той, в которой проснулись? - не поняла Катти.
- Я не особо приглядывался к устройству техники на "Титанике", моей обязанностью там было скорее читать уже принятые сообщения. И следить, чтобы радисты работали. И... похоже, на меня какое-то затмение нашло, разницу техники я списал на то, что "Титаник" - совсем новый, и техника на нем тоже новейшая. А то, что рубка меньше... почему-то не обратил внимание. Сам не знаю. Не спрашивайте меня, я ничего не знаю. Как мне вернуться? Скажите, пожалуйста, как мне вернуться домой?
- Не знаю... - вздохнула Нелли. - Я могу предложить вам пойти со мной, на "Лэрдаль". А потом - на Маяк. Там довольно часто оказываются люди с той же бедой, что и вы. Постепенно привыкают. Уходят на Дорогу. Или находят себе еще какое-то дело.
- А я могу предложить вам остаться здесь, на "Катти Сарк", - добавила Катти. - Здесь не хватает рабочих рук. А вы - выпускник Гринвича, думаю, вас примут с радостью.
- Не хватает? Я вообще кроме вас двоих никого здесь не видел? - хмыкнул Ричард.
- И я тоже, - кивнула Нелли.
- Разве? - Катти огляделась, распахнула дверь камбуза, выглянула наружу. Потом вернулась к чайнику, кружкам и печенью. А через одну печеньку произнесла:
- Добрая ночь, Артур. Ты ведь не на вахте? Тогда присоединяйся к нам.
Еле заметная тень скользнула к единственной свободной табуретке. Замерев - стала совсем невидимой.
- Никого не вижу, - пожал плечами Ричард. - Катти, у вас не найдется чего-нибудь покрепче?
Катти заглянула в шкаф.
- Пожалуй, найдется. Бренди, коньяк, виски, водка...
- Можно бренди?
После двух рюмок тень на четвертой табуретке стала несколько более заметной.

После трех - Нелли стала рассказывать Ричарду, кто такие корабельные коты, зачем они нужны и как с ними нужно себя вести, а также демонстрировать это на примере себя и Катти. Попутно Катти, Артур и Ричард узнали историю Маяка, всю биографию Нильса и Кристаллическую теорию строения Вселенной, правда, не подробно, а ровно настолько, насколько ее знала сама Нелли. Причем и Нелли, и ее слушатели так увлеклись ее рассказом, что о бренди позабыли, прихлебывая чай. Артур становился все виднее и виднее, но продолжал молчать.

Потом Нелли вспомнила, что пора спать не только по времени "Катти Сарк", но даже по внутреннему времени "Лэрдаля" и что на "Лэрдале" наверняка волнуются о судьбе своего корабельного кота. Выбравшись на палубу, она поняла, что все паруса на "Катти Сарк" спущены, и на "Лэрдале" тоже, и клипер и яхта дрейфуют практически параллельно, не особо отдаляясь друг от друга. И что на палубе довольно много плохо различимых, но все же видимых теней. И все тени заняты делом - кто драит палубу, кто сматывает шкоты, кто стоит у руля.

Немного подумав, Нелли пообещала Катти скоро вернуться, обернулась Нильсом и взлетела. Рюмки бренди хоть и не сильно, но давали о себе знать - полет Нильса был явно не равномерным и не прямолинейным. Но не настолько, чтобы промахнуться мимо палубы "Лэрдаля". Приземлился. Поднялся на ют, на капитанский мостик.

- Товарищ капитан, разведка произведена. "Катти Сарк" в полном порядке. Прошу разрешения погостить на клипере еще некоторое время.
- Нильс, а ты уверен, что все в порядке - с тобой?
Неужели капитан заметил, что Нильс нетрезв? Но Нильс нетрезв не впервые в жизни и пока что вполне осознает это состояние. А состояние позволяет и достаточно разумно мыслить, и даже летать, особенно если не между мачтами и парусами, а по открытому пространству. И вообще, Нильс уже давно взрослый и совершеннолетний и может сам решать, когда и с кем ему пить, а когда и с кем - не пить.
- Все отлично, товарищ капитан. К утру протрезвею.
- Ох, да если бы дело было в этом... Мне кажется, или ты какой-то прозрачный? Андерс, посмотри на Нильса, - капитан позвал вахтенного матроса, дежурившего у штурвала.
- Да, есть немного... - кивнул Андерс.
- Тогда мне тем более нужно на "Катти Сарк", - подпрыгнул Нильс. - Нужно же понять, что со мной произошло и как вернуться обратно в непрозрачное состояние. Я не хочу, чтобы сквозь меня получалось смотреть!
- А ты уверен, что хуже не станет? - усомнился капитан.
- Да разве со мной может случиться хоть что-то действительно страшное? - фыркнул Нильс, забрался на фальшборт, прыгнул и полетел на "Катти Сарк".

На палубе клипера его встретили ставшая снова кошкой Катти и Ричард. Сквозь Ричарда чуть-чуть просвечивал фонарь. А вот Катти по-прежнему была черненькой, пушистой и красивой. И совсем-совсем видимой и материальной.

- Катти, почему он - прозрачный, я - прозрачный, они - совсем прозрачные, а ты - нет? - Нильс решил не ждать и задать вопрос без предисловий и напрямую.
- Кто прозрачный? Где прозрачный? - не поняла Катти. - Вы все вполне нормальные.
- Ты - прозрачный? - переспросил Ричард. - Они - действительно прозрачные, а ты - вовсе нет.
- Нильс, тебе нужно поговорить с капитаном Джоном, - наконец заговорила тень Артура. - Идем на мостик.

Да, капитанский мостик "Катти Сарк" был явно больше капитанского мостика "Лэрдаля", зато на "Лэрдале" он был как-то удобнее и уютнее, что ли... А на мостике была тень капитана. Бородатая, с трубкой в зубах, но на самом деле еще очень молодая для капитана. Лет тридцать с небольшим. Ну да, Катти же говорила, что здесь все окончили колледж в 1998 году... Так что клипер может гордиться - у него даже матросы - с офицерским образованием.

Тень Артура приложила руку к фуражке:
- Позвольте представить: капитан Джон. А это - корабельный кот Нильс и лейтенант Ричард Ренделл.
Да, Ричард отправился на мостик вместе с Нильсом. А вот Катти осталась на палубе - или ушла еще куда-то, но во всяком случае не на мостик.
- Капитан, расскажите, пожалуйста, Нильсу... - попросил Артур.
- ...почему он сначала не видел нас? - перебил капитан.
- Да, - Нильс кивнул. - И сейчас еще плохо вижу.
- Нильс, ты знаешь, что Катти Сарк - музей?
- Была. Пока не сгорела... - Нильс снова кивнул. - Или здесь вы ушли на ней - и она осталась цела?
- Нет. Сейчас - там, в Гринвиче - ее снова реставрируют. К сожалению, мы не смогли ее увести на самом деле - будучи полностью отремонтирована снаружи, она, к сожалению, все равно уже не слишком годилась для долгих путешествий на всех парусах. А нам хотелось вернуть ей именно это. Поэтому - мы смогли увести лишь ее тень. Но на ее тени мы не могли существовать, проваливались сквозь нее в воду. И единственное, что нам оставалось сделать - отдать ей свою материальность. Самим стать тенями, чтобы она - оказалась настоящей. Причем стать тенями ровно настолько, чтобы этого хватило, но мы по-прежнему могли ею управлять. Хватило. Даже с излишком. Как ты видишь, она - полностью реальна. В отличие от нас.
К сожалению, увеличить свою реальность за счет уменьшения реальности клипера мы не смогли. К тому же - друг друга мы все равно видим. А другим - не все ли равно, невидимы мы или полупрозрачны.
И еще одно "к сожалению" - к сожалению, тот, кто поднимается на борт "Катти Сарк" - именно нашей, а не музейной - тоже отдает ей частичку своей реальности. За шесть часов - ровно такую же, как и мы. И по мере этого - начинает видеть нас. Но это не так уж страшно - за сутки где-либо еще можно спокойно вернуться в свое обычное состояние. Мы поначалу тоже за шесть часов на берегу приходили в реальный вид и таким образом могли посещать города. Но постепенно на обретение видимости нам стало требоваться все больше времени. Вот Артуру - двое суток. А мне - неделю. А на возвращение - наоборот, все меньше. Пропорционально. Наверно, однажды мы вообще перестанем становиться видимыми на берегу...
- А Катти? Она видима сама - и она видит всех! - наконец решился перебить капитана Джона Нильс.
- Катти? - не понял капитан.
- Ваша корабельная кошка, - пояснил Нильс. - Она не представилась - и я назвал ее Катти...
- Так она же кошка. А кошки существуют на всех уровнях реальности сразу. И всех видят. Удивительнее, что ты - не везде существуешь. И не всех видишь. Но почему - не знаю...
- Понял... - вздохнул Нильс. - Наверно, тогда мне все же пора на "Лэрдаль", а то там меня не увидят... Рад был с вами познакомиться. Ой, кстати, а вы только в этом мире или в соседние тоже можете?
- В соседние? А это как? - теперь пришел черед удивляться капитану Джону.
- Значит, не приходилось, - сделал вывод Нильс. - Но если вдруг случится - или если устанете быть невидимыми - заходите на Маяк. Мне кажется, там вы всегда будете реальны. И там может найтись, с кем и поговорить, и выпить. Чаю ли или чего покрепче. Восемь месяцев в году - я живу там. И лишь остальные четыре - на "Лэрдале". Да, Ричард, а ты как?
- Нильс, а "Катти Сарк" действительно сможет придти к Маяку? - спросил лейтенант с "Титаника".
- Думаю, да. Особенно если очень сильно этого пожелать. Или пожелать чего-то такого, что кроме как на Маяке вы найти не сможете. Она уже принадлежит Дороге. С тех пор, как перестала быть просто клипером и стала чем-то вроде символа или, как говорит наш помощник капитана, архетипа. До свидания, Ричард. До свидания, Артур. До свидания, капитан Джон. Не пропадайте совсем. До свидания, Катти, - добавил Нильс, когда на мостике, почуяв прощание, появилась кошка. - Прости, что не могу остаться с тобой. Я бы очень хотел - но мое место - на Острове-Перекрестке, на Маяке, а отпуск кончается. Не прощайте. До свидания. До свидания, прекрасная "Катти Сарк", клипер из легенд. Я рад, что побывал на твоем борту...

Нильс вздохнул, взлетел, сделал два круга над клипером и полетел на "Лэрдаль". Приземлился прямо перед капитаном - но тот, похоже, не видел его. И помощник капитана не видел. И все остальные члены команды. И когда Нильс превратился в Нелли - тоже. Но Нелли могла держать в руке карандаш. Поэтому перед капитаном вдруг возник лист бумаги, а на листе - слова:

"Я вернулась. Стану видимой часов через шесть. "Катти Сарк" - Летучий Голландец. Но на самом деле у нее есть команда. Потом расскажу подробнее. Кажется, приключению пора завершаться, а нам - возвращаться..."

Грифель карандаша сломался. Ну что ж, значит, подробности - действительно часов через шесть. Все равно надо бы сначала выспаться. И осознать все узнанное, чтобы суметь это связно рассказать...

КОНЕЦ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

За существование сего гона, наверно, надо сказать огромное спасибо Эри, заразившего меня обострением "корабельной каши в голове" (тм), а также Кервену и Инги, также способствовавшим воскурению морской темы.
Спасибо всем, игравшим на Маяке и 8 января 2011 года, и потом в сообществе - собственно за Маяк и кота Нильса.
Кроме того, спасибо организаторам бала на ВолКе, тема которого заставила меня пересмотреть "Титаник", почитать некоторую матчасть и обрести на своем чердаке Ричарда Ренделла. Посмотрим, как удастся собственно бал, но уже за саму тему спасибо.
Спасибо Кэти Трэнд - за ее части в сборнике "Вавилонский голландец" и особенно - "ночную команду" "Морской птицы".
Спасибо Владиславу Петровичу Крапивину - за мою любовь к "Катти Сарк" и за концепцию Дороги.

Подробнее о:
- Коте Нильсе, Маяке и яхте "Лэрдаль" можно найти в моем журнале по @теме "фелисфеникс с Маяка" и в сообществе "Маяк на Перекрестке". Впрочем, единственное, что в жизни Нильса точно произошло и точно произошло раньше описанных здесь событий - это собственно то, как он стал смотрителем Маяка: http://luar-soll.livejournal.com/717699.html. Остальное - что-то могло не произойти вообще, что-то - пока что не произойти. А могло и произойти. Там толком порядок частей и то, что из них офтопики - не установлено.
- Корабельных Котах вообще - например, слушайте песню Олега Медведева "Корабельный кот". Ну и я где-то в декабре 2010 вроде писал кое-какую телегу на тему: http://luar-soll.livejournal.com/705984.html
- "Титанике" и "Катти Сарк" - спрашивайте у интернета. Поскольку я руководствовался информацией оттуда и собственными глюками на тему.
- Ричарде - может быть, расскажу после ВолКа.
- Дороге - читайте Крапивина.

графомань, тварение, фелисфеникс с маяка

Previous post Next post
Up