Александр Хуршудов: взгляд на ситуацию в стране. Часть 2. Политика

Feb 28, 2019 01:44



1. Было - хуже некуда

Внешней политики 20 лет назад Россия просто не имела. Ее определяли десятки американских советников, которые деловито занимались развалом страны. Когда в 1999 году российские десантники молниеносно захватили аэропорт Пришвины, препятствуя высадке там сил НАТО, это вызвало у западных политиков лишь удивление. Как, этот хромой, облезлый и голодный медведь пытается рычать? И они, не спеша, разорвали на части Югославию.

Не лучше была политическая ситуация внутри страны. В Чечне кровоточила язва сепаратизма, угрожая заразить другие национальные республики. Президента (даже при изрядных фальсификациях голосования) поддерживало лишь 24% имеющих право голоса избирателей, ведущие парламентские партии - 22%. В провинции господствовали местные кланы. Представители организованной преступности с чувством агитировали за власть и избирались депутатами.

В мае 1999 г. Дума голосовала за импичмент Ельцину. Большинством в 53-63% голосов он был признан виновным в развале СССР, осуществлении государственного переворота 1993 года, развязывании войны в Чечне, ослаблении обороноспособности страны, геноциде русского и других народов. Однако необходимые для отставки преступника две трети голосов не были набраны.

2. Внешняя политика

До 2008 г. Россия на мировой политической сцене себя не проявляла, занималась наведением элементарного порядка внутри страны. Усиление наших позиций началось с ампутации грузинской авантюры в Южной Осетии и продолжается по сей день. Перечислю главные достижения.

Россия последовательно противостоит попыткам США привести к власти своих марионеток в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии, Венесуэле. Здесь речь идет о дипломатических усилиях. Ошибкой стало голосование в ООН по ливийскому вопросу (2012 г.), что открыло для НАТО легальную возможность прямой интервенции. Впрочем, ранее в Ираке и позднее в Сирии американцы и их союзники вполне обходились и без одобрения ООН. Разбой у них является стержнем внешней политики.

Для враждебных приграничных стран: Литвы, Эстонии, Латвии и Польши постепенно перекрываются возможности паразитировать на соседстве с Россией. Построены новые порты, трубопроводы, ограничен импорт в Россию их продовольственных товаров. Важно, что Россия от этих действий ничего не теряет, а наоборот, стимулирует свой транспорт и сельское хозяйство.

Возвращение Крыма, разумеется, стало самым крупным достижением. Но я хочу остановиться на его последствиях, а именно, попытке западных стран изолировать Россию от мирового сообщества.

В технике есть прием, который называется «обратить вред на пользу». Россия блестяще использует его во внешней политике. Пример: нас лишили права голоса в Совете Европы, а мы в ответ прекратили участие в его заседаниях, а затем и финансирование его деятельности. Это детище Черчилля давно превратилось в пустую говорильню, никто к его «рекомендациям» не прислушивается. В результате Россия сэкономила время, нервы и €30 млн ежегодно.

Еще более полезным оказался обмен санкциями. Западные политики, считая Россию «бензоколонкой», урезали нашим компаниям доступ к сложным нефтяным технологиям, банкам - к дешевым кредитам. А мы очень избирательно ввели запрет на импорт продовольствия. В результате за 4 года сельскохозяйственное производство в России выросло на 14%. Я подметил: на Кубани исчезли импортные яблоки, идет массовая закладка новых садов.

К счастью для России, наши противники гениальным умом не блещут (киссинджеры не в счет, их там уважают, но не слушают). Они ориентируются лишь на ближний результат. А в перспективе России жизненно необходимо сокращать экспорт нефти, и санкции тому способствуют. Нужно кредитоваться в своих банках, и этот процесс тоже усилился, благодаря санкциям.

К тому же история знает примеры, когда в результате попытки изоляции страна не только не гибла, но и прилично прогрессировала в развитии. Первой такой страной был СССР, второй - КНДР, сейчас успешно преодолевает санкции Иран. А вот поставить на колени с помощью санкций еще никого не удалось.

Российская политика на Украине была оптимальной. Тут надо понимать, что в бедных странах продажность - обычное дело, в этом смысле Янукович мало чем отличался от Порошенко или Тимошенко. Продались за посулы. Решающую роль сыграл колоссальный объем пропаганды, которому в те годы Россия противостоять еще не могла, сама только что с трудом преодолела майдан на Болотной.

А вот после переворота вся наша политика была филигранно точной. Украинский нацизм был изолирован внутри страны, все его попытки спровоцировать военные конфликты блокированы, и теперь его ликвидация неизбежна. Нацизму, как воздух, нужна агрессия: если ему некого грабить (евреев, армян или арабов, не суть важно), он задыхается и гибнет. Так за десять бесконфликтных лет увяли националистические настроения в Грузии, и сейчас там до хрипоты зазывают наших туристов.

Огромный авторитет принесла операция в Сирии. Не буду о ней подробно, детали у всех на слуху. Отмечу лишь, что в отношениях и с союзниками, и с противниками наши военные и дипломаты проявили невероятную гибкость, аналогов которой в мире нет.

С нейтральными странами Россия налаживает добрые долговременные отношения. Пусть с каждым днем убеждаются: Россия не предаст, не соблазнится легкой выгодой, она строго соблюдает свои договоры.

Лишь в одном аспекте результаты внешней политики, на мой взгляд, оставляют желать лучшего. Евразийский союз так и не состоялся. Беларусь, Армения и Киргизия имеют дотации от России за счет льгот при покупке углеводородов. Но после завершения налогового маневра они должны исчезнуть. Других преимуществ для стран-участников не видно, если не считать товарные этикетки на трех языках.

Думаю, надо сохранить оборонительный союз и признать: альтернативу ЕС создать не удалось. Более перспективна в этом плане Шанхайская организация сотрудничества. Но и тут придется идти очень малыми шагами. Свободная торговля, кроме плюсов, имеет здоровущие минусы; пошлины - ценный инструмент для регулирования экономики.

3. Внутренняя политика

В порядке отступления: весь мир долдонит о прелестях демократического общества, но определения демократии весьма скользкие. На мой взгляд, демократия - это политическая система, основанная на всеобщем избирательном праве и конкуренции политических партий. Партии в борьбе за голоса формируют свою программу развития общества; избиратели (в идеале) одобряют ее своим выбором. Их нередко обманывают красивыми обещаниями. Но если деятельность партии поддерживается большинством народа, она сохраняет власть. Необходимым условием этого является достаточная просвещенность избирателей. Они должны хоть немного разбираться в политической борьбе либо ориентироваться на авторитетных деятелей. А просвещенность напрямую связана с уровнем их благосостояния.

Вот теперь и подумайте: возможна ли такая демократия, скажем у ливийских племен, кочевников? У индийских крестьян, в ненецком поселке или российском уездном городишке? Нет, и еще раз нет. Там ни партийных ячеек, ни грамотных избирателей. Поэтому власть уже 25 лет пытается нужные партии слепить из подручного материала. Получается плохо.

За рубежом партии обычно черпают средства из пожертвований граждан и компаний. А наши партии в 2017 году 82 % денег получили из бюджета. Сумма не так велика (6,9 млрд руб.), важно другое: бизнес и граждане надежд на партии не питают, а потому и раскошеливаться на них не хотят. Почему так?

Потому что все наши парламентские партии представляют интересы бюрократии. Они состоят из чиновников. В рядах ЕР - абсолютное большинство губернаторов и глав муниципальных администраций. Посмотрите, какие законы они принимают: о повышении налогов, размеров штрафов, о новых правилах, уложениях и наказаниях. Они сами назначают себе зарплаты, которые, правда, утверждаются президентом.

В 90-е годы у власти была ориентированная на запад и вороватая бюрократия. Она устраивала приватизации, неплатежи и дефолты, ибо в смуту воровать легче. Ее целью было обокрасть страну и сбежать. Жулье подвинули, на его место встала бюрократия основательная, с запахом патриотизма. Она желает благоденствовать сегодня, завтра и через годы. Ей нужна стабильность. И на пути к ней я вижу два достижения.

Во-первых, приступы сепаратизма в Чечне, Татарстане, Крыму ликвидированы непреклонно, методом кнута и пряника. Даже больше пряником, чем кнутом. Завершаются те же процессы в Ингушетии и Дагестане. На положении в Чечне хочу остановиться отдельно.

Там сейчас почти настоящая диктатура. Авторитет Рамзана Кадырова превышает все мыслимые пределы. По его установкам (и при солидной помощи центра) республика строит дороги и горные курорты, восстанавливает предприятия. После осточертевшей войны чеченцы с удовольствием изучают тонкости ислама, осваивают IT-технологии, болеют за свою футбольную команду, артистов и модельеров. Соблюдаются ли там российские законы? Как правило, да. Если не мешают линии вождя, соблюдаются. В остальных случаях линия их тактично обходит.

Еще 100 лет назад чеченцы жили при родовом строе. Даже феодализма они не достигли, князей у них не было. Я берусь утверждать, что для такого народа авторитарная власть - лучшая и единственно способная к развитию. Пройдут десятилетия, сотни тысяч получат образование, опыт работы в новых условиях, вот тогда настанет время для политических дискуссий. А пока выборы в Чечне были и останутся декорацией, данью либеральной формалистике, которая в России сплошь и рядом противоречит реальности.

Во-вторых, россиянам изрядно отмерили хлеба и зрелищ. Начинали со зрелищ: Олимпиада-2014, парк им. Горького, футбольный чемпионат, ярмарки, праздники, фейерверки. Видно, на хлеб пять лет назад еще всем не хватало. Спохватились перед выборами: индексация пенсий, повышение МРОТ, разовые выплаты малоимущим. Это гарантирует страну от голодных бунтов и прочих революций. А от кульбита «майдан с переворотом» предохраняет гвардия и полиция. Прекрасно. Не нужны нам великие потрясения.

Минусов больше.

В провинции власть слаба и часто коррумпирована. Тут ситуация в какой-то степени похожа на чеченскую, но войны не было, сильные лидеры не выявились, зато сплотились местные кланы, в разной степени вороватые. Не успеют посадить одного губернатора (зама или мэра), как пора уже сажать следующего. А что поделать, если оппозиции нет, пресса под властью, и в силовых структурах тоже свояки имеются?

По моим наблюдениям, власть пытается эту ситуацию изменить так. Создан резерв управленческих кадров в количестве 10325 человек. Это зрелые люди (35-50 лет), прошедшие переподготовку по экономическим или юридическим проблемам. Их выдвигают на должности, когда на месте подходящих кандидатур не находится. Президент ставит их исполнять обязанности губернаторов, там они (при финансовой поддержке) быстро проявляют себя и получают поддержку на выборах. Затем без лишнего шума проводят зачистку своего аппарата.

У нас на Кубани экс-губернатор А.Ткачев в темных делах замечен не был, но окружение его жило вольготно. Как только он ушел в министры, двух его заместителей взяли под стражу. Новый губернатор В.Кондратьев сам с Кубани, юрист, год работал в администрации Президента. Вроде нормально управляет, край хорошо развивается. Но поборы гаишников на дорогах как были, так и остались. За три прошедших года губернатор дважды сменил в нашем райцентре мэра, второй сменщик выглядит лучше прежних, но денег в муниципальном бюджете по-прежнему нет. И никаких идей на этот счет тоже нет.

В крупных городах власть, наоборот, сильна, при деньгах, но людям безразлична. Явка избирателей на голосования с каждым годом снижается. В Москве на последних муниципальных выборах она составила 15%. Люди не видят разницы между партиями. Все они обещают с три короба пирогов, а потом ссылаются на происки врагов. Ни одна партия не имеет внятной программы развития страны. Да что там страны, сделали хотя бы для станицы, так и его нет.

Теперь понятно, почему трудно бороться с бюрократизмом? Потому что бюрократия - это и есть власть, другой не будет. Это как самого себя по рукам бить, для вида махать можно, но чтоб без боли…

Вместе с явкой сокращается поддержка правящей партии. На последних губернаторских выборах четверо ее кандидатов (в том числе, бесспорный лидер С.Собянин) решили выдвигаться самостоятельно. В целом электоральная поддержка кандидатов ЕР за год упала с 30,6 до 23,8% при сокращении явки на 1,9%.

Ореол непогрешимости президента сильно пострадал от пенсионной реформы. Народ не поверил красивым цифрам ожидаемой продолжительности жизни и фантастическим перспективам ее роста. Правильно не поверил. Россия - холодная страна с огромными расстояниями, не надо ее равнять с компактной и теплой Европой. Может быть, родившийся в прошлом году среднестатистический мальчик и вправду проживет 67 лет, но пенсионный возраст поднимают не в 2085 году, а сейчас. А пока средний возраст смертности мужчин 63,3 года, и 41% из них до 65 лет не доживают.

Уверен, президент даже в страшном сне в эти тонкости не вникал. Можно сказать, что его помощники подставили. Но у него всегда было сильное чутье на тухлятину, он такие подводные камни легко обходил, а здесь ошибся. Рейтинг доверия В.Путину уже снижался от предвыборного максимума (59%), а тут провалился сильнее и стабилизировался на 33%. Любопытно, что 62% опрошенных одобряют его деятельность на посту президента. Одобряют, но не доверяют.

Власть усилила пропаганду, но она плохо действует. Надо понимать: пропаганда хороша, когда говорит правду. А когда она одну правду повторяет до тошноты, а другую прячет, слушатель настораживается. Стоит ему хоть раз убедиться в обмане, пропаганда будет иметь обратный эффект: ей станут верить по принципу «наоборот». Так и выходит: никакая пропагандистская трескотня не смогла убедить народ в пользе огромных чиновничьих заработков, ювенальной юстиции, повышении пенсионного возраста. И поддержка ЕР в прошлом году сократилась с 50,7 до 35,5%; в нынешнем году падение продолжается.

Одним словом, ситуацию в политике можно оценить разве что на тройку с минусом, причем главные опасности подстерегают нас внутри страны. Думаю, читатель уже созрел для мрачного прогноза (Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!!!). Однако напрасно. Ибо пессимизм - признак слабости, мужчине она не к лицу, он точно знает, что прогресс необратим. Вывод будет совсем другим.

4. Резюме

Разумеется, власть статистику отслеживает, настроение народа видит. И от этого нервничает. На распутье она сейчас. Прежний курс ведет в тупик, нужен поворот и команда, способная его сделать.

Ибо не перевелись в России люди, способные изменить ситуацию. Честные, не корыстные, настоящие специалисты. Имен называть не буду, но это министры, руководители компаний, политики, экономисты, ученые, журналисты. Некоторые занимают немалые должности в ЕР. Не всегда ее линию одобряют, но дисциплине подчиняются. Другие ей активно оппонируют. Им бы объединиться, создать «партию нового типа», и она получила бы мощную народную поддержку. Но они медлят. Почему?

Потому что для новой партии нужно новое знамя. Идея, программа, идеология. Ее нет, мы пока осмысливаем ошибки прошлого. Но пройдет время, и она появится. Об этом - в следующей части.

Часть 3 Культура - не завтра, а в пятницу.  Источник

власть, Хуршудов, управление, Россия, политика

Previous post Next post
Up