И ещё одна потребностная мишень для манипуляций - вы, возможно, удивитесь, но -
Потребность в положительных эмоциях.
Оказывается, действительно, потребность.
Причём, имеющая очень большое значение для физического и психического здоровья.
Как уже упоминалось, человек - существо прежде всего эмоциональное, и лишь во вторую очередь - и то не всегда - рациональное.
Отрицательные эмоции влияют на нас угнетающе, в большом количестве могут вообще привести к нежеланию жить дальше.
Положительные же, наоборот, заряжают энергией, дают хорошее самочувствие, силы для того, чтобы продолжать жить и работать.
Говорят, что для психического здоровья оптимальным соотношением положительных и отрицательных эмоций на единицу организма является 7:1. То есть,на семь штук чего-то приятного - одна штука неприятного. Тогда индивид будет свеж, здоров, бодр и регулярно готов к новым свершениям.
Правда, тут же обычно отмечают, что практически все взрослые живут в хроническом дефиците эмоционального позитива и об этом самом 7:1 могут только мечтать.
Ну, сильно похоже на правду.
Именно в этом, скорее всего, находится секрет популярности мыльных опер, мелодрам и прочих, вроде бы, совершенно дурацких сериалов с примитивным сюжетом и без малейших претензий на интеллектуальность. По сути - просто набор красивых (или забавных) картинок с неизменным хэппи-эндом. Про которые сами зрители говорят, что на них они отдыхают душой.
Вокруг этой потребности выстроена основная часть индустрии красоты - чтобы человек, взглянув на себя в зеркало, порадовался результату, пусть даже и недолговечному.
И - кстати - основная часть инфобизнеса. Потому что - как уже установлено исследованиями - всякие курсы и тренинги проходят полностью где-то около четверти тех, кто их покупает. Остальным самого факта покупки совершенно достаточно для "порадоваться" - и а больше никакой настоящей цели у этого действия и нет.
На этой же потребности выстраивается высшая психзащита компенсация - когда "да, вот тут хреново, но зато...".
На ней же выстраивается и примитивная психзащита отрицание - когда то, что человеку не нравится и неприятно, просто с лёгкостью скользит мимо его глаз, ушей и прочих органов чувств.
Что ещё?
Комплименты.
Кстати, коллеги-академисты утверждают, что мужчины на них гораздо более падки, чем женщины.
Возможно, потому что комплимент даме - это, вроде как, не столько признак реального ею восхищения, сколько дань вежливости, а уж если комплимент говорят мужику - то это совершенно точно от души.
Ловушечка примитивней некуда, построена на шаблонах восприятия, но срабатывает чаще всего на отлично.
Особенно если эти самые комплименты уметь делать правильно - на это тоже своя отдельная технология есть.
В принципе, основы успешной эксплуатации потребности в положительных эмоциях изложил когда-то ещё Ларошфуко, утверждая, что "чтобы понравиться другим, нужно говорить с ними о том, что приятно им и что занимает их, уклоняться от споров о предметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать им заподозрить, что можно быть разумней, чем они".
А манипулировать человеком, у которого уже удалось вызвать симпатию - дело лёгкое.
Тут срабатывает "эффект ореола", о котором (и не только о нём) будет рассказ дальше.