(no subject)

Mar 28, 2022 12:18

Следующая, активно эксплуатируемая манипуляторами всех мастей и масштабов, потребность -

Потребность в принадлежности. В том, чтобы быть частью какой-то группы - семьи, компании друзей, коллектива сотрудников, кружка единомышленников.
Человек - за исключением упоротых мизантропов, коих в обществе абсолютное меньшинство - боится одиночества. Мы изначально - существа коллективные. Одинокий человек чувствует себя слабым, беззащитным, никому не нужным, лишённым опоры и поддержки.

Именно из этой потребности,из страха остаться в одиночестве или "противопоставить себя коллективу" (была когда-то давно такая расхожая формулировка, означавшая, что поступает противопоставляющий айяй как нехорошо), так вот именно из этой потребности вырастает такое явление как конформизм.
Когда "все побежали - и я побежал".
Куда, зачем, от чего, почему - не важно.
Важно, что - как все.

Есть и ещё одна интересная закономерность, уже давно обнаруженная психологами-академистами.
Оказывается, внушающее влияние на наши умонастроения случайных людей гораздо сильнее, чем влияние людей хорошо знакомых.
То есть, неизвестно кому из интернетов - кого вы в глаза никогда не видели и понятия не имеете, какой у него там уровень экспертности в обсуждаемом вопросе - вы поверите быстрее и охотнее, чем конкретным Васе или Марии, которых вы сто лет знаете.

Именно потому что знаете этих Васю или Марию сто лет.
Знаете их отношение к вам, ваше отношение к ним, примерно представляете глубину их познаний, склонность или несклонность поддаваться эмоциям в ущерб рацио... словом, видите в них обычных людей, таких же, как и вы сами.
А неизвестный чувак из сети/телевизора/любого другого утюга - особенно вещающий с позиций "я самый умный,  всё тут знаю" - в силу некоторых особенностей восприятия* будет почти со стопроцентной вероятностью воспринят как знаток, к мнению которого стоит прислушаться.

Именно этим объясняется тот факт, что в смутные времена внезапно, из ниоткуда, оказывается огромное количество типа-знатоков и псевдо-экспертов. От "вирусологов" с "политологами" до пресловутых "дочерей/сыновей офицера".

Во времена обычные именно эта бессознательная потребность - принадлежать к тем, кто поступает разумно и правильно - активно эксплуатируется рекламой.
Цепочка строится на склонности психики к обобщениям и упрощениям:
если в белом халате - значит, доктор
я делаю, то, что советует доктор - я молодец
все, которые это делают - молодцы, а те, что иначе делают - не молодцы.

Как можно не поддаваться подобным воздействиям?
Ну хотя бы держать в уме, что "все" каждого из нас - это некий информационный пузырь из, максимум, сотни человек (лично знакомых и тех, кого регулярно читаем в соцсетях).
И даже если эта примерно сотня дружно, как один, сходится в каком-то едином мнении - чего, будем откровенны, почти никогда не бывает - то, кроме них, есть ещё примерно 8 миллиардов. У которых могут быть совсем иные мнения.

Продолжение будет

* Особенности восприятия и когнитивные искажения - это отдельная, очень интересная, тема.

психология влияния, 2022

Previous post Next post
Up